Interested Article - Сага об Инглингах

«Са́га об Ингли́нгах» ( др.-исл. Ynglinga saga ) — один из важнейших источников по ранней истории Скандинавии . Написана на древнеисландском языке, предположительно, в 1220—1230 гг. Автор саги — крупнейший историк средневековой Скандинавии, исландец Снорри Стурлусон . Сага относится к так называемым «королевским сагам» и является первой частью сборника Снорри « Круг земной ».

В «Саге об Инглингах» повествуется о 30 предках норвежского конунга Рёгнвальда Достославного из династии Инглингов , к которой принадлежали первые исторические правители Швеции и Норвегии.

«В этой песне названы тридцать предков Рёгнвальда и рассказано о смерти и месте погребения каждого из них» («Круг Земной». Пролог).

Также Снорри добавляет эпизоды о четырёх правителях, которые подчиняли себе Уппсалу Ньёрде , Хаки, морском конунге и Иваре Широкие Объятья .

На русский язык сагу перевел М. И. Стеблин-Каменский .

География

География саги не ограничивается современными территориями Швеции (где первоначально обосновались Инглинги ) и Норвегии . Снорри Стурлусон упоминает о походах викингов в другие страны, сообщает, что Ивар Широкие Объятья подчинил себе не только шведскую державу, но также датскую ( Danmörk , гл. 20) и «восточную» ( Austrveg , то есть страны к востоку от Балтийского моря ), страну саксов ( Saxland , гл. 5) и пятую часть Англии ( England , гл. 45). В Саге также упомянуты Чёрная Страна ( Bláland , гл. 1), Гардарики ( Garðaríki , гл. 5), Страна Турков ( Tyrkland , гл. 5, 15), Финляндия ( Finnland , гл.16), Эстония ( Eistland , гл.36), Страна Сарацинов ( Serkland , гл. 1).

Упомянут Нёрвасунд ( Nörvasundum , Гибралтарский пролив ), Йорсалаланд ( Jórsalaland , Палестина ), Свартахав (Чёрное море). Северное Причерноморье к западу от Дона ( Tanakvísl ) названо страной Ванов ( Vanaheimr ), а восточная — страной асов ( Ásaland , Ásaheimr ), где столицей был Асгард ( Ásgarð ).

Источники

По-видимому, основной источник «Саги об Инглингах» — песнь скальда Тьодольва из Хвинира « Перечень Инглингов » («Инглингаталь»), сочиненная в конце IX в. в честь Рёгнвальда Достославного. В «Прологе» к общему своду саг Снорри Стурлусон сообщает: «Тьодольв Мудрый из Хвинира был скальдом конунга Харальда Прекрасноволосого . Он сочинил песнь о конунге Рёгнвальде Достославном. Эта песнь называется Перечень Инглингов» (Круг Земной. Пролог).

Однако, несомненно, пишет М. И. Стеблин-Каменский, «Перечень Инглингов» не был единственным источником «Саги об Инглингах». Например, Снорри цитирует песнь другого скальда Эйвинда Погубителя Скальдов — «Перечень Халейгов» (гл. VIII), напрямую ссылается на «Сагу о Скьёльдунгах» (гл. XXIX), а в «Прологе» упоминает рассказы «мудрых людей». Последнее даёт повод утверждать, что автор «Саги об Инглингах» основывался, в том числе, на устной традиции. Возможно, отмечает М. И. Стеблин-Каменский, Снорри были известны другие, более древние, произведения или устные генеалогические перечни.

Независимое от Снорри Стурлусона изложение сюжета содержится в произведении XII века « История Норвегии » ( лат. Historia Norwegiæ ), написанном по-латыни.

Историческая основа

В научных кругах наиболее распространено мнение, что первые 18 глав саги восходят к языческим мифам и не содержат никаких реальных исторических сведений. Однако эта позиция оспаривается некоторыми исследователями, в частности, Туром Хейердалом . Начиная с XIV гл., пишет М. И. Стеблин-Каменский, в повествовании просматриваются мотивы, характерные для героических сказаний. Позже появляются некоторые реальные исторические факты: походы викингов (гл. XXII), существование в Швеции многих местных конунгов (гл. XXVII), освоение новых земель в Швеции (гл. XXX, XXXVI, XLII). Некоторые события частично перекликаются с древнеанглийской поэмой « Беовульф ». Например, Онгентеов , Охтхере , Эадгильс и Онела, упоминаемые в «Беовульфе», бесспорно, соответствуют Эгилю, Оттару, Адильсу и Али «Саги об Инглингах».

В связи с тем, что один из походов, описываемых в поэме, имел место, согласно франкскому историку Григорию Турскому , в 516 г., предпринимались попытки датировки «Саги об Инглингах». Известный шведский археолог предложил следующую датировку: смерть Агни — начало V в.; смерть Альрека и Эйрика , а также Ингви и Альва — первая пол. V в.; смерть Ёрунда — после середины V в.; смерть Ауна — конец V в. или не позднее 500 г.; смерть Эгиля — незадолго до 516 г.; смерть Оттара — около 525 г.; смерть Адильса — около 575 г.; смерть Эйстейна — конец VI в. или не позднее 600 г.; смерть Ингвара — около 600 г. или в начале VII в.; смерть Энунда — около 640 г.; смерть Ингьяльда — вскоре после 650 г.; смерть Олава Дровосека — конец VII в.; смерть Хальвдана Белая Кость — до 750 г.; смерть Эйстейна — конец VIII в.; смерть Хальвдана Щедрого — начало IX в.; смерть Гудрёда — 821 г.; рождение Олава Альва из Гейрстадира — 801 г.; смерть Рёгнвальда Достославного — 855—865 гг. Разумеется, отмечает Стеблин-Каменский, все эти датировки — только гипотеза.

Некоторые сведения «Саги об Инглингах» подтверждаются археологическими раскопками. Например, в Швеции в Старой Уппсале расположены три могильных Королевских кургана . Они датированы V—VI вв. В них, по преданию, захоронили конунгов Ауна, Эгиля и Адильса. Близ Венделя в Уппланде находится другой курган, где, по преданию, похоронили Оттара по прозвищу Вендельская ворона (гл. XXVII). Другие два захоронения, связанные с персонажами «Саги об Инлингах», обнаружены в Норвегии. Предполагается, что в кургане в Гокстаде погребли Олава Альва из Гейрстадира, а в кургане в Осеберге — жену Гудрёда Асу.

Содержание

Сага начинается с описания стран мира, концентрируя внимание слушателей на стране Асов. Столицей Асов был город Асгард, где правил непобедимый Один . Врагами Асов были Ваны. После одной из войн два народа обменялись заложниками. Ньёрд , Фрейр , Квасир стали жить среди Асов, а Мимир и Хёнир — среди Ванов. Во время вспышки недовольства Ваны отрубили голову Мимира и послали её Одину, но тот смог оживить голову мудреца. Будучи ясновидцем, Один однажды увидел, что если народ его останется на прежнем месте, то падёт под натиском римских легионов. Оставив правителями в Асгарде своих братьев Вилли и Ве, Один, вместе со значительной частью племён Асов и Ванов отправился в длительное путешествие. Сначала на запад — в Гардарики , затем на юг — в страну Саксов. Оттуда Один отправился на остров Фюн , на территории современной Дании. Сын Одина Скьёльд женился на Гевьон и жил на острове Зеландия . Оттуда власть Асов распространилась на Уппсалу и окрестные земли. Один прославился как певец и колдун. Он ввёл в своей стране «те законы, которые были раньше у Асов» — обычай трупосожжения и захоронения в курганах. Когда Один умер, королём малой (исторической) Свитьод (Швеции) стал Ньёрд . После него правил Фрейр -Ингви, превративший Уппсалу в столицу Швеции. От него пошли Инглинги .

После смерти Фрейра правил его сын Фьёльнир , а затем его сын Свейгдир , который стремился отыскать землю предков. Свейгдир побывал в Ванахейме, откуда привез жену Вану. У них родился сын Ванланди ( Vanlandi ). Ванланди женился на девушке из Финляндии и у них родился сын Висбур ( Vísburr ). Затем правили его прямые потомки Домальди ( Dómaldi ), Домар ( Dómarr ), Дюггви ( Dyggvi ) и Даг ( Dagr ).

В дальнейшем повествовании появляются протоисторические персонажи.

В XIX гл. рассказывается о конунге Агни, его походе в страну Финнов и нелепой смерти.

В XX гл. рассказывается о конунгах Альреке и Эйрике, которые, как «думают люди», убили друг друга.

В XXI гл. похожая судьба настигла конунгов Ингви и Альва.

В XXII гл. рассказывается о конунге Хуглейке, у которого при дворе было «много разных скоморохов, арфистов и скрипачей». Хуглейк потерял страну после нападения на неё морского конунга Хаки.

В XXIII гл. инглинги Йорунд и Эйрик сразились с Хаки, потерпели поражение, но смертельно ранили морского конунга.

В XXIV гл. рассказывается о гибели Йорунда в походе на Данию.

В XXV гл. помещен сказочный эпизод о многолетнем (с перерывами) правлении конунга Ауна, который приносил в жертву своих сыновей взамен долголетия.

В XXVI гл. рассказывается о противостоянии конунга Эгиля и его беглого раба, а также о смерти Эгиля от быка.

В XXVII гл. рассказывается о ссоре Оттара с датским конунгом и гибели Оттара в бою.

XXVIII-XXIX гл. посвящены конунгу Адильсу и его вражде с саксами и датчанами.

В XXX—XXXI гл. рассказывается о конунге Эйстейне и о том, как он уступил державу морскому конунгу Сёльви.

В XXXII гл. рассказывается о конунге Ингваре, его походах в восточные страны и гибели в бою с эстами.

В XXXIII-XXXV гл. рассказывается о конунге Энунде, отомстившем эстам за отца и строившем по всей Швеции дороги.

XXXVI—XXXIX гл. посвящены конунгу Ингьяльду, который хитростью и коварством захватил соседние земли.

В XL-XLI (40-41) гл. рассказывается о героической гибели Ингьяльда и о том, как инглинги потеряли шведскую державу.

В XLII-XLIII (42-43) гл. рассказывается о бегстве конунга Олава Лесоруба в Вермланд и о том, как его принесли в жертву из-за неурожая.

В XLIV-XLV (44-45) гл. рассказывается о могущественном конунге Хальвдане Белая Кость и его завоеваниях.

В XLVI (46) гл. рассказывается о конунге Эйстейне Громе и его гибели в результате колдовства.

В XLVII (47) гл. рассказывается о конунге Хальвдане, чьи люди получали много золотых монет, но жили впроголодь.

В XLVIII (48) гл. сообщается конунге Гудрёде Охотнике и его гибели от руки убийцы.

В заключительной XLIX (49) гл. рассказывается о конунгах Олаве Альве из Гейрстадира и его сыне Рёгнвальде, в честь которого Тьодольв из Хвинира сложил свой «Перечень Инглингов».

Композиционное построение

Повествование в «Саге об Инглингах» представляет собой последовательность относительно независимых эпизодов, и каждый эпизод, как отмечает Е. А. Мельникова , посвящён деяниям одного из правителей. Особое значение придаётся трём моментам в «биографии конунга»: приход к власти, обстоятельства смерти, место погребения. Однако, в отличие от «Перечня Инглингов», висы которого Снорри постоянно приводит в подтверждении своих слов, и в правдивости которых он не сомневается, Стурлусон рассказывает об огромном количестве других событий, не всегда упоминаемых Тьодольвом: военные походы, нападения на другие земли, семейные отношения, свадьбы и т. д., а также дает характеристики конунгам. Интерес у Снорри вызывают и градоустроительные деяния конунгов: возведение дорог, установление системы хуторов, в которых собиралась дань, и др.

Издания

Впервые «Сага об Инглингах» была переведена на английский язык шотландским очеркистом Сэмюэлем Лэйнгом в 1844 г . Первым на русский язык сагу перевел . Перевод был опубликован в 1972 г. в журнале «Средние века» . В 1980 г. увидело свет издание «Круга Земного», подготовленное коллективом авторов: А. Я. Гуревич , Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая и М. И. Стеблин-Каменский . Непосредственно «Сагу об Инглингах» издания 1980 г. перевел М. И. Стеблин-Каменский. Подробнее см. «Круг Земной» .

Публикации на русском языке

  • Снорри Стурлусон. Круг Земной. — М.: Наука, 1980.
  • Снорри Стурлусон. Круг Земной. — М.: Ладомир, Наука, 1995 (репринтное издание 1980 г.).
  • Снорри Стурлусон. Круг Земной. — М.: Ладомир, 2002 (репринтное издание 1980 г.).

Примечания

  1. . Дата обращения: 23 января 2018. 14 сентября 2008 года.
  2. Sturluson, Snorri (англ.) . London: Longman, Brown, Green and Longmans (1844). Дата обращения: 9 февраля 2022. 9 февраля 2022 года.
  3. . Дата обращения: 6 декабря 2014. Архивировано из 1 ноября 2014 года.

Ссылки

Источник —

Same as Сага об Инглингах