Interested Article - Восстание кристерос

Перейти к шаблону «История Мексики» История Мексики
До открытия европейцами (до 1519)
Колониальный период (1519—1821)
Период независимости (с 1821)

Восстáние кристéрос ( 1 августа 1926 21 июня 1929 ) — вооружённый конфликт в Мексике между федеральными силами и повстанцами кристерос (Guerra de los Cristeros, самоназвание инсургентов от исп. Cristo Христос ), боровшимися против положений конституции 1917 года , направленных на ограничение роли Римско-католической церкви в стране .

Казнённые кристерос, штат Халиско (1927 год)

Предыстория

Конституция 1917 года лишила церковь права владеть недвижимым имуществом и приобретать его. Упразднялись монастыри, запрещалось религиозное обучение. Кроме этого, был установлен целый ряд ограничений на религиозную деятельность — религиозные акты могли проводиться только в стенах специально отведённых помещений, священникам запрещалось носить церковное облачение в общественных местах, не разрешалось поднимать в проповедях какие-либо политические вопросы. Также все служители церкви лишались избирательных прав . Запрещалась деятельность любых общественных организаций, в названии которых была отражена их связь с религией или церковью .

В начале 1926 года Плутарко Элиас Кальес принял ряд мер по осуществлению антиклерикальной программы конституции. В конце февраля из страны были высланы несколько десятков иностранных священников, не имевших по конституции права отправлять службу на территории Мексики. Президент предложил также изменить или дополнить уголовное законодательство, предусмотрев в нём наказание за нарушение антиклерикальных положений конституции .

В июне был опубликован текст такого закона, вступавшего в силу 1 августа. По новому любой иностранец, продолжавший совершать богослужения на территории Мексики, подлежал штрафу в размере 500 песо или аресту на 15 суток. Такое же наказание предусматривалось для священников, открывавших религиозные школы. Монастыри подлежали немедленному роспуску, а члены обнаруженных монашеских ассоциаций лишались свободы на срок до двух лет. Кроме того, священнослужитель, выступавший с призывами к неповиновению правительству, мог быть лишён свободы на срок от 6 лет, а с критикой конституции — на срок от года до 5 лет .

Командиры кристерос под знаменем восстания

Конфликт

В июле 1926 года мексиканские епископы решили приостановить проведение богослужений в церквях, правительство сочло это решение попыткой настроить народ против государства. Прекращение богослужений положило начало кровопролитному восстанию кристерос.

Наиболее известными лидерами повстанцев были Энрике Горостьета , (исп.) ((фармацевт), Викториано Рамирес (управляющий) и два священника ( (исп.) (исп.) (). Непосредственно в боевых действиях участвовало пять священников.

23 февраля 1927 года кристерос одержали первую победу в Сан-Франсиско-дель-Ринкон ( Гуанахуато ), за ней последовала ещё одна — (исп.) (( Халиско ). 19 апреля отец Вега совершил нападение на поезд, перевозивший деньги. В перестрелке был убит его брат. Люди Вега облили вагоны бензином и подожгли их, при этом погиб 51 мирный житель.

Это зверство повернуло общественное мнение против кристерос, и к лету восстание было почти полностью подавлено. Но оно обрело новую жизнь благодаря усилиям неграмотного, но прирождённого партизанского вождя, (исп.) (, известного как «El Catorce» (с исп. — «четырнадцать»). Легенда гласит, что это прозвище Рамирес получил, потому что во время побега из тюрьмы он убил все 14 человек из отряда, посланного за ним.

Были созданы также и женские бригады кристерос , их задачей был сбор денежных средств, оружия, провианта и информирования для бойцов-мужчин, и уход за ранеными. К концу войны эти формирования насчитывали 25 000 членов. Военные же силы кристерос насчитывали к 1929 году 50 000 человек .

Урегулирование конфликта стало возможным при более лояльно настроенном к церкви президенте Эмилио Портесе Хиле . В 1929 году при содействии США и Ватикана удалось несколько примирить духовенство и мексиканское правительство. Снова было разрешено религиозное воспитание (но не в школах), разрешалась подача ходатайств о реформировании законодательства, церковь была восстановлена в своих имущественных правах — хотя юридически недвижимость по-прежнему находилась в государственной собственности, церковь получала над ней фактический контроль. Это устраивало обе стороны, и духовенство прекратило поддержку инсургентов. Однако большинство повстанцев, чувствуя себя обманутыми, продолжало борьбу в течение нескольких лет.

Война унесла до 250 тысяч жизней: 60 000 человек со стороны федеральных войск, от 25 000 до 50 000 инсургентов -кристерос, и большое число гражданских лиц и уже разоружившихся кристерос, которые были убиты в антиклерикальных рейдах по окончании конфликта .

Последствия

Правительство не выполнило условий перемирия — примерно 500 лидеров кристерос и 5000 рядовых участников сопротивления были расстреляны, часто в своих домах, в присутствии жён и детей. Особенно оскорбительной для католиков стала полная государственная монополия на образование. Преследования были продолжены и во время президентства Ласаро Карденаса , антикатолически настроенного социалиста, и не прекращались до 1940 года , когда президентом стал практикующий католик Мануэль Авила Камачо .

Последствия войны для церкви оказались весьма плачевными. В период с 1926 по 1934 год по меньшей мере 40 священников были убиты . Из 4500 священников, служивших Ватикану до восстания, в 1934 году осталось только 334 (имевших разрешение правительства), на 15 миллионов человек населения. Причиной сокращения количества священников стали эмиграция, высылка и убийства . К 1935 году 17 штатов не имело священников вовсе .

Движение кристерос послужило политико-идеологической первоосновой для ультраправых Текос , действующих в Мексике с середины 1930-х годов.

Только в 1988 году президент Карлос Салинас де Гортари возобновил дипломатические отношения со Святым Престолом , статья 130 Конституции была изменена, и Церкви была предоставлена правосубъектность, что ознаменовало начало нового этапа в отношениях Церкви и государства .

В искусстве

См. также

Примечания

  1. Christopher Check от 5 сентября 2011 на Wayback Machine ; This Rock ; p. 17; September 2007; Accessed May 21, 2011
  2. , La Cristiada: A Mexican People's War for Religious Liberty , ISBN 978-0-7570-0315-8 . SquareOne Publishers.
  3. Philippe Levillain p. 1208, 2002 Routledge
  4. от 24 октября 2012 на Wayback Machine , Catholic World Report, June 1, 2012
  5. (неопр.) . Дата обращения: 30 сентября 2022. 23 мая 2022 года.
  6. Jean A. Meyer (1997) [1973]. . Ciudad de México: Siglo XXI Editores, pp. 153. ISBN 968-23-1904-8 .
  7. ↑ Lauro López Beltrán (1987). La persecución religiosa en México: Carranza, Obregón, Calles, Portes Gil. Ciudad de México: Tradición. ISBN 978-958-625-143-3 .
  8. ↑ Antonio Avitia Hernández (2000). El caudillo sagrado: historia de las rebeliones cristeras en el estado de Durango . Ciudad de México: Miguel E. Schult, pp. 67. ISBN 978-970-92128-0-8 .
  9. Edgar Danés Rojas (2008). Noticias del Edén: la iglesia católica y la Constitución mexicana . Tamaulipas: Universidad Autónoma de Tamaulipas, pp. 82. ISBN 978-970-819-063-3 .
  10. от 1 июня 2014 на Wayback Machine .
  11. , с. 94—95.
  12. , с. 116.
  13. , с. 118—119.
  14. Scheina R. L. . — Dulles, Virginia: Potomac Books, Inc., 2003. — 624 p. — ISBN 9781597974783 .
  15. Van Hove B. от 9 ноября 2017 на Wayback Machine Faith & Reason 1994
  16. Ruiz R. E. . — New York: W. W. Norton & Company, 1993. — P. 393. — 512 p. — ISBN 0393310663 . 29 июля 2018 года.

Литература

  • Ларин Н. С. Борьба церкви с государством в Мексике (Восстание «кристерос» 1926—1929 гг.). — М. : Наука, 1965. — 316 с.
  • Платошкин Н. Н. История Мексиканской революции. Выбор пути 1917—1928 гг. — М. : Университет Дмитрия Пожарского: Руссий Фонд содействия образованию и науке, 2011. — Т. 2. — 456 с. — ISBN 978-5-91244-035-9 .

Same as Восстание кристерос