Interested Article - Неонуар

Lady in Cement , 1968 год

Неонуа́р ( neo-noir ) — обозначение нуаровой волны, которая прокатилась по американским киноэкранам в первой половине 1970-х годов на фоне уотергейтских разоблачений и неудач американцев во Вьетнаме . Иногда термин распространяют и на цветные фильмы с элементами нуара, которые снимались в более поздний период.

Нуар 1970-х годов

Травма войны во Вьетнаме , череда нераскрытых убийств политических деятелей, сенсационные журналистские разоблачения власть предержащих и — эти обстоятельства придали многим фильмам Нового Голливуда налёт неизбывного пессимизма . На этом фоне в Голливуде вновь оказалась востребованной эстетика нуара, которая вышла из моды в оптимистический период экономического бума середины 1950-х годов.

Три года рецессии в США (1973—1975) ознаменовались обоймой фильмов, которые переосмысливали наследие эпохи нуара и полемизировали с ним . Они поднимают более острые темы (тотальная коррупция , семейное насилие, бесправие, инцест ) и приходят к более мрачным выводам, чем фильмы 1940-х. Их герои оказываются заложниками собственной принципиальности и старомодного кодекса чести, который не востребован хаотично устроенным обществом сегодняшнего дня :

  • В « Китайском квартале » Романа Полански (1974) действие происходит в координатах классического нуара (мегаполис 1930-х годов), однако выводы, к которым приходит частный детектив после традиционной для жанра встречи с загадочной незнакомкой , настолько радикальны, что их нельзя себе представить в кинематографе времён кодекса Хейса , требовавшего, чтобы порок под конец фильма был наказан и на все вопросы были даны чёткие и внушающие уверенность ответы .
  • В « Долгом прощании » Р. Олтмана (1973) сыщик Филипп Марлоу из « крутых детективов » Р. Чандлера дезориентирован в хиппующей Америке 1970-х, где он напоминает реликт давно канувшей в прошлое эпохи. Он не только не в силах контролировать ход детективной интриги, но и даже домашние животные (кот, собаки) отказывают ему в почтении. Его попытки навести порядок в городе стремительно скатываются в абсурд и едва не заканчиваются для него кастрацией .
  • В « Разговоре » Ф. Ф. Копполы (1974) и « Ночных ходах » А. Пенна (1975) главный герой в исполнении Джина Хэкмена дотошно собирает ключи к разгадке преступления, однако демонстрирует совершенную неспособность их расшифровать — до тех пор, пока не становится слишком поздно спасать кого бы то ни было, а его собственная жизнь оказывается в опасности .

Эти четыре стилеобразующих фильма, по заключению Британского киноинститута , «развеяли романтический флёр вокруг фигуры частного детектива — странствующего рыцаря в плаще современного покроя, наглядно показав его беспомощность перед лицом господствующего кругом зла, от которого он и сам едва в силах удержаться. Лишённые загадок и сюрпризов, эти неутешительные фильмы только подтверждают, что дело и в самом деле обстоит так плохо, как это нам представлялось» .

Нуаровая традиция Нового Голливуда представлена также такими лентами, как « В упор », « Клют », « Злые улицы », « Таксист » . Атмосфера всеобщей подозрительности с оттенком паранойи царит в многочисленных политических триллерах того времени (« Три дня Кондора » С. Поллака , «трилогия паранойи» А. Пакулы ).

Постнуар

В рейгановскую эпоху задача ревизии жанра и развенчания его мифов теряет актуальность; Голливуд возвращается к игре по жанровым законам. Характерна судьба двух выпущенных в 1981 году фильмов: « Путь Каттера », снятый в лучших традициях «Долгого прощания» и «Китайского квартала», прошёл практически незамеченным, в то время как « Жар тела », повторяющий сюжет « Двойной страховки » (1944), ждал шумный успех. Благодаря этому в моду входят ремейки классических нуаров (« Почтальон звонит дважды », « Наперекор всему », « Ночь и город ») . Нуаровые ситуации переносятся в совершенно фантастические координаты (« Бегущий по лезвию ») . В фильмах братьев Коэнов « Просто кровь » и « Перекрёсток Миллера » нуар сгущается до полного абсурда и переходит в чёрный юмор .

В 1990-е годы традицию неонуара продолжают фильмы « Первая сила », « Секреты Лос-Анджелеса », « Подозрительные лица », « Помни » и другие . В постнуаре силён элемент субъективизма, многие события оказываются порождены расстроенным сознанием главного героя. Вслед за «Таксистом» М. Скорсезе (1976) источник зла перемещается извне в сердце главного героя, который не только испытывает соблазн перейти на сторону зла (воспринять преступные методы борьбы с преступностью), но и не находит для себя другого выхода, кроме как уступить этому соблазну (например, в фильме Д. Финчера « Семь », 1995).

Нео-нуар приобрел влияние, когда кинематографисты мирового масштаба начали черпать элементы из фильмов этого жанра. Например, на творчество Квентина Тарантино повлиял « Город в огне » Ринго Лама. В частности, влияние можно увидеть в « Бешеных псах » .

Примеры

Следующие фильмы с теми или иными оговорками причисляют к современным формам «нуара» («постнуар», «неонуар»):

Также в стиле постнуар сделаны некоторые компьютерные игры. Среди них наиболее отвечают духу и стилистике нуара:

Примечания

  1. David A. Cook. Lost Illusions: American Cinema in the Shadow of Watergate and Vietnam, 1970—1979 . 2nd ed. University of California Press, 2002. Pages 189—190.
  2. Barry Langford. Film Genre: Hollywood And Beyond . Edinburgh University Press, 2005. 2nd ed. Pages 220—230.
  3. William Luhr. Film Noir . John Wiley & Sons, 2012. Pages 156-7.
  4. Andrew Spicer. Historical Dictionary of Film Noir . ISBN 9780810859609 . Pages XXXI, XLVI.
  5. The BFI Companion to Crime . British Film Institute, 1997. ISBN 9780304332151 . P. 82.
  6. Martin, Richard. Mean Streets and Raging Bulls: The Legacy of Film Noir in Contemporary American Cinema . Scarecrow Press, 1997. ISBN 0810833379 .
  7. Verevis, Constantine. . — Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. — 173 с. — ISBN ISBN 0748621865 .
  8. . Дата обращения: 4 августа 2012. 9 декабря 2011 года.
  9. Rita Kempley. (англ.) . Washington Post (5 октября 1990). Дата обращения: 30 марта 2009. 25 августа 2011 года.
  10. Fred Pfeil. (англ.) . Center for the Humanities (Oregon State University) (1992). Дата обращения: 26 марта 2009. Архивировано из 11 сентября 2001 года.
  11. Scott Thill. (англ.) . Дата обращения: 24 марта 2009. Архивировано из 25 августа 2011 года.
  12. . Дата обращения: 21 апреля 2012. 14 октября 2011 года.
  13. . Дата обращения: 21 апреля 2012. 7 сентября 2006 года.
  14. Amy Robertson. (англ.) . University Wire (21 июня 2007). Дата обращения: 30 марта 2009. Архивировано из 25 августа 2011 года.
  15. Manohla Dargis. (англ.) . The New York Times (23 ноября 2005). Дата обращения: 20 сентября 2009.
  16. Алекс Экслер . (9 октября 2006). Дата обращения: 20 сентября 2009. 13 ноября 2012 года.
  17. Виктор Топоров. . Частный корреспондент (2 декабря 2008). Дата обращения: 30 марта 2009. 25 августа 2011 года.
  18. Андрей Плахов. . Коммерсантъ (1 сентября 2006). Дата обращения: 24 марта 2009. Архивировано из 22 августа 2014 года.
  19. Dennis Lim. (англ.) . The New York Times (22 мая 2011). Дата обращения: 2011-1-17. 4 февраля 2012 года.
  20. . nerohelp.info. Дата обращения: 17 ноября 2016. 18 ноября 2016 года.
Источник —

Same as Неонуар