Interested Article - Эстонская мифология

Эстонская мифология — комплекс мифов , легенд и верований эстонского народа .

Эстонская мифология является частью финно-угорской мифологии .

История

Древние эстонские верования могут быть восстановлены на основе фольклорного материала, собранного главным образом в XIX веке , а также старинных летописей и хроник . Эстонская мифология находится в близком родстве с мифологией финской , соединяя элементы уральского и финно-угорского наследия с влияниями балтийской и германской мифологии.

Иллюстрация к «Калевипоэгу» Оскара Каллиса

Основой мировоззрения древних эстов была гармония человека с природой. Люди верили, что у каждого животного, дерева и камня есть душа ; верили в духов -хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Согласно самым древним мифам, следы которых сохранились только в народных песнях, предки эстов верили, что мир возник из яйца. Млечный путь считался стволом мирового дерева ( эст. ilmapuu ) или дорогой ( эст. Linnutee ), по которой перелётные птицы несли души покойных в иной мир. Большая Медведица — это телега с хозяином, в которую вместе с быком впряжен волк. Волк тащит воз в наказание за то, что некогда съел одного из быков, запряженных в телегу .

В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов более важным стали небесные божества. Верховным божеством древних эстов был Уку , родственный карело-финскому Укко ( Uku ) , его же называли Vanaisa — Старый отец, Ванатаат (Vanataat) — Старый дед, Таэватаат — Небесный дед . Как и литовский Пяркунас , он был громовержцем. Возможно, что существовал и другой бог грома ( Kõu , Pikker , Пикне, Пиккер , Эйке («Старший»), Тыу . Генрих Латвийский в « Хронике Ливонии » пишет о военном боге эзельцев (жители острова Сааремаа ) с именем Tarapita . Это имя историки интерпретировали по-разному. Чаще всего считалось, что Тарапита — искажение от слов Taara, avita! Таара , помоги!»). Отсюда сделали вывод, что богом эзельцев был Taara (ср. скандинавский Тор ). В западной Эстонии , по имеющимся сведениям, по четвергам праздновали вечера Тоора. Связи Taara , Tooru и Тора пока остаются неопределёнными. В мифах и народных песнях встречаются также персонификации небесных светил — Солнца , Луны , звёзд .

К числу земных богов относились Рыугутая ( эст. Rõugutaja ) — покровительница беременных женщин и рожениц, Тууле-эма ( эст. Tuule-ema ) — Матушка-ветер, Метсаиса ( эст. Metsaisa ) — лесной дух, схожий со славянским лешим , Метсик ( эст. Metsik ) — божество плодородия, покровитель полей и скота, и другие.

Низшая мифология

Эстонский мир духов завершает целый ряд второстепенных существ: русалки ( näkk ), увлекающие купающихся в водоворот; водные черти ( Paharet : Калевипоэг X:58); дьявол Kurat ( Калевипоэг XVI:711); подземные духи ( maa-alused ), сковавшие корону змеиному царю; домовые ; блуждающие души и т. п. В эстонской мифологии существовали также великаны Калев , Суур Тылль и другие.

Загробный мир

Ристипуу

Воззрения на загробную жизнь у эстов развиты сильнее, чем у финнов . Царство смерти, Manala или Toonela — место, схожее с землёй, с лесами, полями и горами. Владыка загробного мира — ни добрый, ни злой Tooni . Поздней осенью поминали всех умерших: верили, что души умерших посещают свои бывшие дома. Духам накрывали отдельные столы и топили баню , соблюдали тишину и покой.

Ристипуу

Ристипуу ( эст. ristipuu , от слов rist ― « крест » и puu ― « дерево ») ― в эстонской мифологии: дерево (чаще всего сосновое ), на котором вырезался крест в память об умершем, обычно по дороге на кладбище . Упоминания о ристипуу в Эстонии встречаются с XVII века . В западной части острова Сааремаа на дереве обычно вырезали не крест, а фамильный знак умершего.

Подобные обычаи встречаются в Латвии и в Финляндии .

Аутентичность

Эстонский поэт Кристьян Яак Петерсон в 1821 году опубликовал в переводе на немецкий язык работу по финской мифологии финского фольклориста Кристфрида Ганандера . На основе примеров из народного наследия финнов Фридрих Роберт Фельманн в 1844 году опубликовал сборник квазифольклорных эстонских мифологических сказаний на немецком языке. В результате возникла так называемая «эстонская псевдомифология» с пантеоном богов ( Ванемуйне и другие), которая через школьные учебники и газеты быстро укоренилась в народном сознании и многими последующими исследователями считалась аутентичной.

См. также

Примечания

  1. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. — Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2005.
  2. Eesti rahvakultuuri leksikon (3. trükk). 2007. Koostanud ja toimetanud Ants Viires. Tallinn, Ühiselu AS trükikoda. Lk 256

Литература

Источник —

Same as Эстонская мифология