Interested Article - Фоторужьё

Фоторужьё Маре
«Фотоснайпер» ФС-12
Фоторужье Артюхова, модель 11 (ФРАМ-11). В основе конструкции система мгновенной наводки с прямолинейным движением объектива.
Фоторужье с фотоаппаратом Praktica Super-TL-1 и объективом VOSS 400 mm

Фоторужьё — специальный фотоаппарат , предназначенный для съёмки удалённых объектов с рук длиннофокусным объективом ( фотоохота , фоторазведка и прочее). Представляет собой фотокамеру (чаще всего зеркальную ), снабжённую ложей наподобие ружейной или несущей конструкцией с пистолетной рукояткой и плечевым упором, которые удерживаются как ружьё при стрельбе. Спуск затвора производится не кнопкой, а специальным спусковым крючком типа оружейного.

Историческая справка

Первое в истории фоторужьё было создано в 1882 году французским физиологом Этьеном-Жюлем Маре и предназначалось для изучения движения животных и птиц методом хронофотографии . Особенностью конструкции была скорость съёмки, доходящая до 12 кадров в секунду, недоступная обычным фотоаппаратам тех лет . Для этого фоторужьё заряжалось восьмиугольной фотопластинкой , а смена кадра производилась её поворотом на соответствующий угол. Фоторужьё Маре считается одним из первых прообразов киносъёмочного аппарата . Последующие разработки, созданные в Великобритании Сэндсом и Хантером ( англ. Sands & Hunter ) в 1885 году, а также Лоуренсом ( англ. Lawrance ) в 1892 году, предназначались для тех же целей скоростной фотофиксации . Все эти фоторужья снабжались объективами с небольшим фокусным расстоянием , а принцип перезарядки был заимствован у созданного в 1873 году астрономом Янсеном фотографического револьвера, похожего на наиболее скорострельное оружие XIX века — револьвер .

С появлением малоформатной фотографии стала возможной съёмка с больших расстояний при помощи сравнительно компактных телеобъективов . Препятствием для этого служила недостаточная точность фокусировки с помощью дальномера , критическим фокусным расстоянием для которого считается 135 мм . Наводка на резкость более длиннофокусной оптики недостаточно точна. Выход был найден в использовании с малоформатными камерами зеркальной приставки, выпуск которых первой наладила компания Ernst Leitz под названием Visoflex . Фокусировка по матовому стеклу этого устройства обладала высокой точностью, не зависящей от фокусного расстояния объектива. В 1938 году инженер нью-йоркского отделения Leica Camera Фридрих Шенк разработал на основе Visoflex, объектива «Телит» 4,5/200 мм и фотоаппарата Leica IIIb фоторужьё «Leica Gewehr» .

Из позднейших образцов наиболее известны советские фоторужья « Фотоснайпер », производившееся Красногорским механическим заводом (КМЗ). Первый «Фотоснайпер» небольшой партией был выпущен в 1937 году в ГОИ (Государственный Оптический Институт) , затем аналогичную модель под названием «ФС-2» начали производить на КМЗ. «ФС-2» ( 1944 1945 ) представлял собой доработанную дальномерную камеру ФЭД с флектоскопом, объективом « Таир-2 » ( фокусное расстояние 300 мм, относительное отверстие 1:4,5) и деревянной ложей ружейного типа. «ФС-2» производился для вооружённых сил и официально назывался «ручной аппарат для фото-разведки». В «Фотоснайпере ФС-3» ( 1965 1982 ) использовался однообъективный зеркальный фотоаппарат «Зенит-ЕС» (вариант камеры « Зенит-Е » с дополнительной спусковой кнопкой на нижней панели для сопряжения со спусковым механизмом фоторужья) и объектив « Таир-3ФС » (фокусное расстояние 300 мм, относительное отверстие 1:4,5, прыгающая диафрагма с пружинным приводом, требующим предварительного взвода). Ложа металлическая, с пистолетной рукояткой. Камера могла сниматься с ложи и использоваться отдельно с любым совместимым объективом (в комплект поставки «ФС-3» входил объектив « Гелиос-44 -2» 2/58 мм). «ФС-3» и последующие модели красногорских «Фотоснайперов» предназначались для потребительского рынка.

В СССР конструирование и изготовление фоторужей было заметным направлением технического творчества фотолюбителей. Известны были, например, фоторужья А. Я. Артюхова «ФРАМ», сконструированные в 1960-е годы; с ними даже сравнивали промышленные образцы при проведении во ВНИИТЭ экспертизы фоторужья ФС с позиций технической эстетики в 1966 году.

См. также

Примечания

  1. (недоступная ссылка)
  2. , с. 249.
  3. , с. 77.
  4. Дата обращения: 17 августа 2009. 2 февраля 2014 года.
  5. , с. 53.
  6. Борис Бакст. . Статьи о фототехнике . Фотомастерские РСУ (12 сентября 2012). Дата обращения: 25 апреля 2015. 24 апреля 2015 года.
  7. (недоступная ссылка)

Литература

  • Садуль Ж. Всеобщая история кино / В. А. Рязанова. — М. : «Искусство», 1958. — Т. 1. — 611 с. — 10 000 экз.
  • Мишель Фризо. Новая история фотографии = Nouvelle Histoire de la Photographie / А. Г. Наследников, А. В. Шестаков. — СПб. : Machina, 2008. — С. 243—258. — 337 с. — ISBN 978-5-90141-066-0 .
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.
  • Cameras in Disguise. Shire Library. — Osprey Publishing, 2005, ISBN 0747806373 , 9780747806370
  • А. Артюхов. Об улучшении «Фотоснайпера» // « Советское фото » : журнал. — 1971. — № 7 . — С. 42 . — ISSN .
  • Белов В. Телефотоснайпер.// Моделист-конструктор , 1969, № 4, с. 15
  • Бескурников А. Фоторужье. Приложение к журналу Юный техник, 1963, № 15
  • Мариковский П. И. Охота с фотоаппаратом. — Алма-Ата, Кайнар, 1965
  • Мухин И. Фотоохота. 2-е изд. — М., 1980.
  • Успенский Э. Н. Дядя Фёдор, пёс и кот . — М.:АСТ, 2013, ISBN 978-5-17-046200-1
  • Яровицкий П. Самодельные фоторужья. // Охотничьи просторы, вып. 36

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Фоторужьё