Interested Article - Тайна двух океанов (фильм)

«Та́йна двух океа́нов» советский двухсерийный фантастико-приключенческий фильм 1955 1956 годов режиссёра Константина Пипинашвили по мотивам одноимённого романа Григория Адамова . Производство ордена Ленина киностудии «Грузия-фильм» .

Премьера фильма состоялась 25 марта 1957 года .

Сюжет

В Атлантическом океане при загадочных обстоятельствах погибает советский теплоход «Арктика». Одновременно в Тихом океане взрывается французский теплоход «Виктуар». Экипажу новейшей секретной подводной лодки «Пионер» предстоит выяснить причины этих катастроф.

Подводная лодка обладает фантастическими для своего времени возможностями: уникальным водолазным снаряжением, батискафом со шлюзовой камерой для приёма водолазов, способностью перемещаться под водой со скоростью курьерского поезда, большой глубиной погружения и автономностью плавания , а также оружием, не имеющим аналогов. Враги Советского Союза, убив и подменив главного корабельного механика Горелова, смогли проникнуть на борт. В заранее определённый момент времени лже-Горелов собирался покинуть борт лодки в скафандре и вывести её из строя бомбой с часовым механизмом .

Представители органов госбезопасности в СССР и на борту лодки расстраивают планы шпионов. Преследующему Горелова старшине Скворешне (майору госбезопасности) удаётся найти остров — автоматическую вражескую военную базу, которая запускает самонаводящиеся магнитные торпеды — и обезоружить врага.

Отличия от романа

Сюжет фильма сильно отличается от романа .

  • Если в книге «тайной» является сама подлодка «Пионер», то в фильме под ней подразумеваются загадочные взрывы в двух океанах.
  • Завязка сюжета книги — переход «Пионера» из Ленинграда во Владивосток и столкновение французского парохода с айсбергом , случайным свидетелем которого стал экипаж лодки. В фильме пароход пустила на дно вражеская торпеда.
  • Не было в книге и самой секретной военной базы на необитаемом острове.
  • Экипаж подлодки исключительно мужской (в книге профессор Лордкипанидзе по совместительству ещё и корабельный врач), а в фильме появляются две женщины: военврач и радист.
  • В книге механик Горелов является не подменышем, а настоящим предателем, которого шантажом (он скрыл наличие родственников за рубежом) и угрозами (в частности, жизни его невесты) принуждает к сотрудничеству японская разведка.
  • В романе Адамова орудуют японские и американские милитаристы . В фильме враги не имеют национальной принадлежности.
  • Важнейшим отличием фильма от романа является то, что один из главных персонажей — старшина Скворешня — в фильме является майором КГБ , внедрённым на «Пионер» втайне от экипажа. В самом романе даются намёки, что особистом является комиссар лодки.
  • В романе Матвей Петрович Ивашёв является не музыкантом, а инженером, якутом , под личиной которого скрывается японский шпион императорского Главного Штаба капитан Маэда (роль в фильме М. Глузского, персонаж показан с явно азиатским гримом). В фильме музыкант Ивашёв напевает песенку «Олешки бегут, бегут, якута к счастью везут...».

В главных ролях

В эпизодах

Съёмочная группа

  • Ассистенты режиссёра: Д. Хинтибидзе, М. Качарава, Тенгиз Магалашвили
  • Ассистент по монтажу — Е. Бежанова
  • Гримёр-художник — Т. Иващенко
  • Художник по костюмам — Т. Кандат
  • Ассистенты художника: Н. Манджгаладзе, М. Медников
  • Ассистенты оператора: Георгий Челидзе , , А. Алексеев, Александр Парадашвили
  • Главный консультант — В. Брагин
  • Консультанты: В. Богоров, Б. Карлов, А. Ширай
  • Текст песен — Бориса Серебрякова
  • Директор картины —

Призы

Диплом за высокую технику производства и разработку научно-фантастического сюжета на МКФ в Дамаске (1956) .

Оценки фильма

Первоначально критики относились к фильму довольно пренебрежительно. В частности, специализировавшийся на научной фантастике критик В. С. Ревич назвал его «примитивным боевичком» . Однако долговременный успех фильма у зрителей заставил изменить тон отзывов.

Киновед и кинокритик А. В. Фёдоров отметил, что «авторы экранизации добились своей главной цели — ощутимого зрительского успеха, вызванного не только удачным синтезом детективного и фантастического жанров, но и высоким для того времени техническим уровнем спецэффектов и декораций» фильма . Он выделял интересный аудиовизуальный язык фильма. По его мнению, «в отличие от романа экранизация оказалась куда более востребованным продуктом» и сохраняет свою актуальность .

Примечания

  1. , с. 15—23.
  2. . База данных сайта «Онлайн энциклопедия Кирилла и Мефодия» . Дата обращения: 1 июня 2012.
  3. , с. 83.
  4. , с. 18.
  5. , с. 22.

Литература

  • Ревич В.А. О кинофантастике // Экран. 1967—1968. — М. : Искусство, 1968. — С. 82—86. — 288 с.
  • Фёдоров А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. — М. : Изд-во МОО «Информация для всех», 2012. — С. 15—23. — 182 с.

Ссылки

Источник —

Same as Тайна двух океанов (фильм)