Interested Article - Махатма

Махатма Ганди

Маха́тма ( дев. महात्मा , IAST : mahātmā , букв. «великая душа» ) — в индуистской мифологии и теософии одно из наименований мирового духа . В индуизме этот эпитет применяется к высокодуховным, сверхмирским личностям — риши в эпосе, Кришне в « Бхагавад-гите », некоторым божествам и пр.

В современной Индии — уважительный титул, добавляемый к имени особо почитаемых лиц, выдающихся общественных деятелей . Этим термином называли таких заметных людей, как Мохандас Карамчанд Ганди и ( ). Применительно к Ганди понятие популяризовал индийский писатель Рабиндранат Тагор .

Этимология

Термин Махатма представляет собой комбинацию из двух санскритских слов: маха (большой) и атма (душа) , что можно перевести как «великая душа».

Теософия

Слово махатма , применительно к гималайским адептам, первым ввёл в теософский лексикон индусский теософ (англ.) . Основательница Теософского Общества Е. П. Блаватская при упоминании (устном и письменном) своих Учителей ( англ. the Masters of the Wisdom ) часто называла их Махатмами .

В своих книгах Елена Блаватская описывала Махатму как возвышенное существо, достигшее совершенного контроля над своими низшими проявлениями, освободившееся от гнёта «плотского человека» . В её понимании, Махатма — это человек, который, благодаря специальным техникам и подготовке, достиг высокого духовного знания и развил в себе высшие способности, доступные остальным людям только после множества перевоплощений на пути духовной эволюции , возможной только в том случае, если они будут развиваться, а не уничтожат самих себя, живя против законов природы .

В соответствии с теософским учением, Махатма — не бестелесный дух, а высокоразвитый человек, занятый индивидуальным духовным ростом и развитием земной цивилизации в целом. Блаватская была в наше время первой из тех, кто утверждал о своей связи с этими адептами, в частности, с Махатмой Кут Хуми и Махатмой Мориа . Д-р Элвин Кун писал о Махатмах:

Учителя, о которых мы узнали из теософии, — это просто учащиеся старших классов в школе жизни. Они — члены нашей собственной эволюционной группы, а не пришельцы из небесных сфер. Они, действительно, супермены, но всего лишь в области знания законов жизни и по части мастерства в использовании своих сил, к чему мы пока лишь стремимся.

В декабре 1879 года Блаватская приехала по приглашению Альфреда Синнетта в Аллахабад ( Индия ). Серьёзный интерес Синнетта к теософскому учению и к работе Теософского Общества побудил Блаватскую согласиться в 1880 году на пересылку его письма «Неизвестному Брату» (так он написал на конверте). Переписка продолжалась около четырёх лет .

Почерпнув из этой переписки некоторые сведения из области оккультизма , Синнетт написал книги « Оккультный мир » ( 1881 ) и « Эзотерический буддизм » ( 1883 ), которые оказали значительное влияние на общественный интерес к теософии . Большая часть писем 1880—1884 годов, содержащих объяснения и ответы Махатм на вопросы Синнетта, опубликована в Лондоне в 1923 году как «Письма Махатм Синнетту» . В первые годы после создания Теософского общества, Махатмы переписывались со многими его участниками. Большая часть этих писем напечатана в двух томах, названных «Письма Учителей Мудрости» .

Елена Рерих писала, что индусы многое знают о своих Махатмах, но охраняют это священное знание от посторонних. В частности, многие не хотели, чтобы Блаватская раскрывала их имена миру .

Критика

По мнению российского востоковеда Андрея Парибка , традиционное для Индии представление о Махатмах существенно отличается от понимания этого слова, принятого в теософии .

Само существование теософских Махатм и их учеников часто порождало довольно жаркие споры. Критики Елены Блаватской постоянно ставили под сомнение её связь с Махатмами, а также вообще их существование. Но около 25 человек утверждали, что видели или даже встречались с Учителями. В конце XX века (англ.) в ряде своих публикаций выдвинул интересную, но противоречивую теорию о Махатмах .

После смерти Блаватской в 1891 году , множество людей утверждали, что имеют связь с её Учителями и что теперь они являются новыми «посыльными» Махатм, передавая различные новые эзотерические знания . Сейчас различные нью-эйджевские , метафизические и религиозные организации ссылаются на связь с этими Учителями, несмотря на то, что характер их учений существенно отличается от того, что писали теософские авторы.

Примечания

  1. См. напр.:
    • // Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов . — СПб. : Норинт, 1998.
    • // Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин . — М. : Русский язык, 1998.
    • // Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова . — М. : Русский язык, 2000.
    • Махатма // Популярный словарь иностранных слов / Т. Г. Музрукова, И. В. Нечаева. — М. : Азбуковник, 2002.
    • Махатма // Новый словарь иностранных слов / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. — М. : Азбуковник, 2003.
    • // Словарь иностранных слов / Н. Г. Комлев . — М. : Эксмо, 2006.
    • Махатма // Большой словарь иностранных слов [Электронный ресурс] . — М. : ИДДК , 2007.
  2. Парибок А. В. // / М. Ф. Альбедиль , А. М. Дубянский . — М. : Республика , 1996. — С. 271. — 574,[2] с. — 10 100 экз. ISBN 5250025579 . 30 января 2023 года.
  3. А. Н. Сенкевич писал: «Махатмами, великими душами, называют в Индии всех крупных религиозных деятелей, которые воплощают собой доброту и сострадание к людям. Они отличаются глубокими знаниями фундаментальных основ жизни и безупречным нравственным поведением». Сенкевич А. Н. Елена Блаватская. Между светом и тьмой. — М., 2012. — С. 326.
  4. Dutta K., Robinson A. Rabindranath Tagore: An Anthology, p. 2
  5. // Oxford Pocket Dictionary of Current English (англ.) . — 4-е изд. — New York: Oxford University Press, 2009.
  6. См. Крэнстон, Сильвия Е. П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. — 2-е изд., доп. — Рига-Москва: ЛИГАТМА, 1999. — С. 248. ISBN 5-7738-0017-9 .
  7. А. Н. Сенкевич писал: «Необходимо твёрдо себе уяснить, что махатмы — это эзотерический ключ к жизни и творчеству Блаватской». ( Сенкевич А. Н. Елена Блаватская. Между светом и тьмой. — М., 2012. — С. 435). Также Г. Тиллетт писал, что концепция Учителей, или махатм, представленная Блаватской, «является сплавом западных и восточных идей; по её словам, местонахождение большинства из них было связано с Индией или Тибетом. И она, и полковник Олкотт утверждали, что видели махатм и общались с ними. В западном же оккультизме идея „сверхчеловека“ была связана, в частности, с братствами, основанными Мартинесом де Паскуалли и Луи-Клодом де Сен-Мартеном ». ( Tillett, Gregory John Charles Webster Leadbeater, a biographical study. PhD Thesis. University of Sydney, Department of Religious Studies. Sydney, 1986. — P. 966).
  8. Блаватская Е. П. « Ключ к теософии »
  9. Блаватская Е. П. «Махатмы и чела» // Избранные статьи
  10. См. Kalnitsky, Arnold The Theosophical Movement of the Nineteenth Century: The Legitimation of the Disputable and the Entrenchment of the Disreputable. University of South Africa , 2003. Dissertation. — P. 223.
  11. Kuhn, Alvin Boyd Theosophy: A Modern Revival of Ancient Wisdom. PhD Thesis. Whitefish, Montana: Kessinger Publishing, 1930. ISBN 978-1-56459-175-3 . — P. 147.
  12. См. Письма Махатм
  13. Синнетт А. П. от 25 декабря 2016 на Wayback Machine
  14. Синнетт А. П. от 18 февраля 2012 на Wayback Machine
  15. . Дата обращения: 14 октября 2011. 9 ноября 2013 года.
  16. . Дата обращения: 14 октября 2011. 14 марта 2016 года.
  17. Письма Е. И. Рерих Асееву, т.1
  18. См., например, (англ.) Initiates of Theosophical Masters. Albany, New York: State University of New York Press , 1995. — P. 49.
    Интересно, что Джонсон, сомневающийся в реальности махатм Блаватской, судя по одной из его публикаций, нисколько не сомневается в реальности ясновидения, поскольку сам видит ауры (См. Johnson K.P. от 4 марта 2016 на Wayback Machine 1995). По его словам, он был «весьма ортодоксальным теософом в течение десяти лет» и опубликовал тогда более двух десятков статей в различных теософских журналах (См. Johnson K.P. от 20 апреля 2013 на Wayback Machine 1994).
  19. См., например, Бэйли, Алиса#Учитель Тибетец , Махатма Мориа#Учение Вознесённых Владык .

Литература

Источник —

Same as Махатма