Interested Article - Хамр

Кувшин для вина времён Аббасидов
Фрагмент настенной росписи в Фустате , изображающий мужчину, пьющего вино. X—XI век
Персидская миниатюра. Женщина, наливающая вино. XVII век. Чехель-сотун

Хамр ( араб. خمر‎ ; (инф.) ) — термин исламского права , обозначающий одурманивающие, опьяняющие вещества , прежде всего, алкогольные напитки . Большинство исламских учёных-правоведов считает, что под хамром понимаются все наркотические вещества, включая алкогольные напитки, и все их категорически запрещено употреблять мусульманам . Также запрещено торговать хамром .

В доисламскую эпоху арабы употребляли разнообразные алкогольные напитки , включая вино ; исламский пророк Мухаммед лично столкнулся с последствиями пьянства своих соратников . В Коране запрет хамра накладывается постепенно: одобрительный аят был заменён порицающим, затем запрещающим молиться пьяными, и наконец запрещающим употребление хамра в любых ситуациях и количествах. Ранние теологи относили к хамру разный набор веществ, и ханафиты много веков придерживались мнения, что «хамр» и абсолютный запрет его употребления относится только к напиткам из ферментированного виноградного сока и фиников , однако позже они присоединились к остальным школам права , запрещающим любые алкогольные напитки .

Запрет употребления хамра привёл к снижению употребления алкоголя среди мусульман, но это снижение было неравномерно. В то же время спиртное пили многие правители, поэты и простые верующие. В современных мусульманских странах в среднем употребляется значительно меньше спиртного, чем в немусульманских, однако достоверной информации об объёмах потребляемого алкоголя не очень много. В некоторых из них алкоголь легален, в других запрещён, а его употребление наказывается плетьми как преступление против нравственности .

Этимология и истоки

Слово «хамр», вероятно, заимствовано из арамейского языка . Арабский корень х-м-р означает «покрывать», «запутывать, охватывать безумием» или «беспокоить ум» . В форме женского рода он означает опьяняющие напитки, а в форме мужского рода — покрывало, химар . Синонимичные понятия также обозначаются словами с корнем с-к-р: « опьянение » ( араб. سُكْرٌ ; сукр) , опьяняющее вещество ( араб. سَكَرٌ ; сакар) и так далее . Райское вино обозначается словом «рахик» ( араб. رَحِيْقٌ ) , и в тексте подчёркивается, что это вино не вызывает помутнения сознания и похмелья .

В иудаизме и христианстве нет запрета на алкоголь , но некоторые категории людей в Ветхом завете , такие как назореи (в период действия обета назорейства) и набатеи , а позднее многие христианские монахи придерживались принципа трезвенничества . В отличие от христиан и иудеев, у мусульман воздержание от алкоголя считается не признаком аскетизма , а выражением служения Богу .

Употребление алкоголя до запрета

Исторически виноделие в регионе Сирийской пустыни и на Аравийском полуострове было малоразвито, местное вино было низкокачественным, и его туда завозили из Сирии и Ирака . Торговлей спиртным занимались в основном иудеи и христиане , они устраивали передвижные питейные заведения, в которых также проходили представления певиц . Сохранилось множество доисламских поэтических произведений, восхвалявших алкогольные напитки . Кроме этого, виноград ели свежим, из него готовили изюм и уксус , использовали как удобрение и лекарство . В южной части Аравийского полуострова основным напитком, по-видимому, было пальмовое вино , также туда привозили и виноградное вино .

Употребление алкоголя среди окружения Мухаммеда было очень большим, нередки были случаи непристойного поведения или преступлений, совершённых под влиянием спиртного . Имеются достоверные хадисы , рассказывающие о последствиях пьянства: ближайший сподвижник Мухаммеда , его дядя Хамза ибн Абд аль-Мутталиб , напившись, искалечил верблюдов Али ибн Абу Талиба . В этот же начальный период в суре ан-Нахль Мухаммеду был ниспослан текст, в котором вино (сакар) упоминается в качестве божественного блага человечеству, и прямого запрета на хамр в этот момент не было .

А из плодов лозы и пальмы благая прибыль и вино
Приходят к вам. В примере этом разумным знаменье дано!

Коран, 16:67

Указания на нежелательность в Коране

Постепенно по мере появления новых аятов , указание прекратить пить алкогольные напитки в них был всё сильнее: в суре аль-Бакара в 219-м аяте хамр и азартные игры были запрещены, но с указанием, что «от обоих их людям есть великий вред, хотя есть и польза; но вред от них больше пользы» . Тем не менее, верующие продолжили пьянствовать, а сподвижники Мухаммеда однажды после употребления спиртного начали путать слова молитвы, после чего был ниспослан 43-й аят суры ан-Ниса : «Верующие! не приступайте к молитве, когда вы пьяны так, что не понимаете того, что говорите» . Здесь опьянение поставлено в ряд с такими вещами как мочеиспускание , дефекация , болезнь , путешествие и совокупление — которые не являются греховными сами по себе, но несочетаемы с поклонением .

В 90-м аяте суры аль-Маида указано, что хамр запретен полностью: «Верующие! вино, игра в жеребьи, кумиры, стрелованье гнусны, — дело сатаны ; потому устраняйтесь от этого» . Запрет, таким образом, по всей видимости проистекает прежде всего из отрицательных последствий пьянства, однако чётких указаний на его причины в Коране нет . Не приведено также пояснений, почему азартные игры и идолопоклонничество перечислены вместе с хамром .

Хронологически между сурами ан-Ниса и аль-Маида в Коране появилось ещё два положительных упоминания слова «хамр»: в суре Юсуф одноимённый пророк толкует сновидения двоих заключённых, и сообщает, что один из них будет виночерпием . Здесь вино («хамр») интерпретируется как добрый знак . В суре Мухаммад реки вина («хамр») перечислены в описании рая . Далее указано, что от этого вина не туманится разум и за его употреблением не следует похмелье .

Коранические описания пророков не содержат информации об употреблении ими алкоголя . В этом Коран сильно отличается от Библии и Торы , где сообщается о том, как Нух ( Ной ), напившись вина, спал нагишом на свежем воздухе; в Коране эта история отсутствует, а в «аль-Китаб» аль-Кисаи поведение Нуха объясняется тем, что он очень устал во время путешествия на ковчеге . Также отсутствует история о дочерях Лута ( Лота ), которые в библейской версии напоили своего отца до невменяемого состояния, чтобы забеременеть от него . Нет там и указаний на вино как кровь Исы ( Иисуса ) или упоминаний трапез с участием Исы, во время которых он подаёт кому-то вино .

Хамр после запрета

В хадисах содержится множество высказываний о хамре, в том числе и о карах, ожидающих употребляющих его людей в аду . Вместе с тем, именно химики мусульманского мира первыми научились проводить дистилляцию спирта и изобрели аламбик . Запреты на производство и употребление алкоголя обычно были неабсолютными: так, в XVII веке османские законы запрещали производство алкоголя в Стамбуле , но не за его пределами . В то же время, в Медине и Хиджазе в целом в VIII столетии действовал сухой закон , ставший основой для мнения Малика ибн Анаса , основателя маликитского мазхаба . Проживающие в мусульманских странах христиане и иудеи обычно имели возможность производить алкоголь для собственного употребления .

Даже после запрета хамра культивация винограда продолжилась; его выращивали на всех мусульманских территориях, выводили новые сорта и занимались акклиматизацией существующих; исламские виноградари применяли такие техники, как обрезка и прививка растений . Культивация винограда уменьшилась только в конце Средних веков . Вино готовили, разминая виноградные ягоды ногами, а затем сливали сок в амфоры, в которых он ферментировался; круговой пресс арабам не был известен ещё в XII столетии . Помимо этого, мусульмане варили несколько видов слабоалкогольного пива : из сорго , пшеницы, ячменя, причём существовал особый сорт ячменного пива для употребления ночью в Рамадан .

Сохранились многочисленные произведения Ибн аль-Мутазза , Абу Нуваса , Ибн Баджи , Ибн Зухра , Саади , Хафиза , Омара Хайяма , мувашшахов Ибн Кузмана , Абу Убайды и других мусульманских поэтов, посвящённых вину и его употреблению, а при дворе халифов вино пили регулярно . Халиф IX века аль-Кахир Биллах жестоко наказывал пьяниц, но сам при этом «редко был трезв» . Могольские правители и знать не только пили все виды вина, но также употребляли опиум и марихуану . Упоминания вина часто встречаются у Хафиза и других суфиев , однако неизвестно, следует ли их понимать буквально или метафорически . Все диваны османских поэтесс включают упоминания хамра . Жанр поэзии, посвящённый хамру, называется хамрийят .

Современная ситуация

В целом вопрос употребления алкоголя в исламских странах недоизучен . Данные Всемирной организации здравоохранения указывают на то, что в мусульманских странах в среднем употребляют меньше алкоголя, чем в остальных . В среднем в немусульманских странах от алкоголя воздерживается 35 % населения, в мусульманских — 76 % . Из стран, включённых в статистику за 2004 год, в 6 официально отсутствует употребление спиртного, и все эти страны мусульманские . Единственные 4 страны, где объём официально зарегистрированного употребления алкоголя превышает медианное значение по миру, это бывшие советские республики Кыргызстан и Азербайджан, а также Буркина-Фасо и Ливан, где доля мусульман не превышает 55 % . Лишь в 3 из 17 мусульманских странах (Албании, Азербайджане и Туркменистане) более половины населения употребляет алкоголь . Как и во всех остальных странах, в мусульманских странах процент непьющих выше среди женщин .

При этом следует учитывать, что официальные данные неполны, а получение полной информации также затрудняется стигмой, нелегальностью алкоголя, отсутствием разделения на местных жителей и туристов, а также тем, что в некоторых странах пьют самостоятельно изготавливаемые напитки, которые могут употребляться на разных стадиях ферментации . К примеру, несмотря на то, что Саудовская Аравия официально сообщает о том, что там вообще не употребляют алкоголь, имеются данные о лечении населения от алкоголизма, а ВОЗ предполагает, что в реальности там пьют около 0,3 л спирта в год на человека . В разных странах предпочитают разные напитки: в Алжире — пиво, в Тунисе — вино, в Сирии — крепкие спиртные напитки . Имеющиеся данные по внутривенному употреблению наркотиков показывают, что оно представляет проблему и в мусульманских странах, однако, хотя такие страны как Индонезия и Малайзия предоставляют оценки количества наркопользователей, для стран Ближнего Востока имеются только оценки ЮНОДК .

Алкоголизм в мусульманских странах очень сильно осуждается, из-за чего сведения о его распространённости получить ещё сложнее, чем сведения об употреблении спиртного . По-видимому, в нескольких мусульманских странах небольшое меньшинство пьющих выпивает огромное количество спиртного; к примеру, по данным ВОЗ, в Египте около 40 % пьющих имеет зависимость от алкоголя (из-за вышеупомянутой переоценки доли непьющих на самом деле это значение, скорее всего, несколько ниже, но всё же довольно высоко) . Употребление алкоголя женщинами стигматизировано ещё сильнее, чем мужчинами, поэтому женщин регулярно вообще исключают из исследований . Образ «хамра» в религии приводит к тому, что некоторые учёные-мусульмане считают употребление спиртного в любых количестве алкоголизмом, и рекомендуют исключительно полное воздержание, не рассматривая другие варианты . Также проблему представляет терминология: словом «хамр» обозначается как алкоголь, так и другие наркотические вещества, из-за чего непьющие люди, употребляющие, например, марихуану , попадают в статистику по пьющим . Некоторые исследователи мусульманских стран имеют склонность к «теологоцентризму»: стремлению объяснять всё происходящее в этих странах религией, считая ислам всеохватывающим учением, диктующим верующим каждое действие .

В законодательном отношении к хамру Турция и Саудовская Аравия представляют противоположные концы спектра . в Турции соблюдение религиозных законов считается личным делом каждого человека, законодательство выстроено по примеру светских демократий Европы . Алкоголь производится и продаётся свободно, но многие мусульмане воздерживаются от его употребления по личным соображениям . В Саудовской Аравии светские суды отсутствуют, а всё законодательство — шариатское . Производство, продажа, покупка и употребление хамра строго запрещены и теоретически могут привести к отсечению головы; на практике же власти не преследуют людей, пьющих алкоголь у себя дома, так как для наказания- хадд требуется либо признание виновного, либо двое дееспособных свидетелей, утверждающих о совершении преступления . В стране регулярно казнят наркоторговцев, но сведений о казнях продавцов или потребителей алкоголя нет . В ибадитском Омане патенты на лекарства, содержащие алкоголь или полученные из вина или свинины компоненты, регистрируются только если альтернативных лекарств не существует, а патенты на методы производства и хранения спиртных напитков могут отказать регистрировать .

Примерно четверть мусульман живёт в странах, где они составляют меньшинство населения, и данных об употреблении алкоголя среди таких мусульман ещё меньше . Метаисследование показало, что мусульмане, приехавшие из мусульманских стран, обычно воздерживаются от алкоголя, но их дети чаще всего принимают местные нормы поведения и употребления спиртного .

Опросы мусульман, употребляющих алкоголь, дают 5 основных типов обоснований этого поведения :

  • «алкоголь не запрещён совсем, и то, что я пью, не очень важно на фоне остальных моих дел»,
  • «я не идеален, как и все люди, но я остаюсь мусульманином »,
  • « отмена разрешения пить алкоголь в более поздних аятах не считается»,
  • «запрещено опьянение, а не любое употребление спиртного»,
  • «времена изменились, сейчас проблема алкоголизма намного менее актуальна, чем во времена Мухаммеда».

Некоторые мусульмане, живущие в Европе, принимают европейские ценности (включая употребление алкоголя), что иногда интерпретируется как новая форма ислама — исламский либерализм — но большинство мусульман отрицает возможность такого изменения, утверждая о единстве уммы .

Интерпретация понятия хамр

Индонезийская полиция уничтожает нелегальный алкоголь (алкоголь в целом легален)

Запрет на хамр — единогласное мнение ( иджма ) и среди суннитов , и среди шиитов , и среди ибадитов . В то же время разные учёные понимали под хамром разный набор веществ . Школы права продолжают высказывать разные обоснования запрету употребления хамра и предлагать разные наказания за него .

Иджма запрещает пить вино в любом количестве и использовать его для любых целей, а отрицание этого запрета приравнивается к неверию . Также запрещено продавать, покупать и дарить вино, а порча или уничтожение вина не ведёт к ответственности ( араб. ذِمَّة ) . Вино считается нечистотами ( наджаса ) . Вопрос того, считается ли вино собственностью ( араб. مَال ) , однозначно не установлен . Мухаммад ибн Ибрахим аль-Кинди в книге «Баян аш-Шари» указывает несколько мнений, разрешающих совершать омовение вином из фиников в отсутствие воды в отдалении от цивилизации .

Определение того, что относится к хамру, было предметом многочисленных споров. Определение хамра как всех веществ, вызывающих опьянение, по принципу аналогии ( кияс ), включено в огромное число традиций, в том числе и шиитских . Согласно Ибн Умару , халиф Умар как-то сказал, что хамром являются напитки, приготовленные из винограда, фиников, мёда, пшеницы и ячменя; все, что помутняет разум, является хамром . На практике Умар иногда разрешал пить уваренный сок («тила»), иногда нет; Мухаммед на вопрос, можно ли пить свежий виноградный сок, ответил категорическим отказом . Причиной запрета на виноградный сок является то, что в жарком климате он очень быстро скисает .

Общее мнение всех богословов заключается в том, что все неферментированные сладкие напитки к хамру не относятся . Большинство (’амма) исламских учёных считает, что пить можно только уваренный на две трети виноградный сок и такие напитки как тила ( араб. طِلَاء ; виноградный сок, уваренный на слабом огне без кипения) , набиз и мусаллас ( араб. مثلّث ; любой напиток, уваренный на две трети) , если они не забродили, а такие напитки как (виноградный сок, который недолго варят на медленном огне), (любой напиток, уваренный вдвое по объёму) и некоторые другие запрещены полностью . Следует также учесть, что терминология, используемая для напитков, была крайне вариативной, и перед вынесением вердикта учёные обычно указывали, что именно они имеют в виду под тем или иным словом .

Порицается продавать изюм, о котором известно, что его собираются пустить на производство хамра, а также смешивать сок фруктов так, чтобы в результате (быстрее) получался опьяняющий напиток . Хадис из собрания Муслима повествует о запрете хранить напитки в любых сосудах, кроме кожаных бурдюков , однако большая сложность выполнения этого запрета привела к тому, что Мухаммед отменил его целиком или частично .

Различия между суннитскими мазхабами

В прошлом ханафиты и мутазилиты считали допустимым употребление алкогольных напитков, изготовленных не из винограда . Они утверждали, что употребление такого алкоголя в небольших количествах (не доходя до опьянения) допустимо, проводя аналогию с лекарствами . Маликиты и шафииты посвятили множество работ критике ханафитского подхода, причём первые опирались преимущественно на Коран и кияс , а также на то, помнит ли пьяница Аллаха (основной коранический аргумент), а вторые — на традицию . Маликиты, начиная с основателя мазхаба, Малика ибн Анаса , делили напитки на запретные (опьяняющие) и разрешённые , тогда как шафииты разработали детальную классификацию напитков . В отличие от шафиитов, маликиты считали разрешёнными и напитки-мусаллас, если они не вызывали опьянение, а опьяняющие напитки считали запрещёнными вне зависимости от того, выделяются ли в них пузырьки . При этом маликиты и шафииты подчёркивали, что обе эти школы происходят из Хиджаза, в отличие от «иракской» ханафитской .

Ни Малик, ни не спорили с ханафитами, хотя использовали аргументы, которые можно было применить в диспутах . Первым с открытой критикой ханафитского понимания хамра выступил ученик Малика ибн Анаса, Ибн Абу Зейд аль-Кайрувани . Внук , Ибн Рушд , также вступил в спор с ханафитами, указывая на непоследовательность их аргументации .

Все учёные второй «хиджазской» школы, шафииты, начиная с Мухаммада аш-Шафии , также считали все опьяняющие вещества хамром . Сам аш-Шафии, как и Малик, не был вовлечён в споры с ханафитами, но более поздние учёные, такие как Абу-ль-Хасан аль-Маварди , Абу Мухаммад аль-Багави и Абу-ль-Касим ар-Рафии , присоединились к маликитам и стали публиковать тексты, где критиковали ханафитскую аргументацию . При этом они опирались в основном на традицию, а аш-Шафии даже не считал необходимым упоминать коранический запрет в суре аль-Маида . Книга аль-Багави «Шарх ас-Сунна», написанная в XII веке, критиковали историческую позицию ханафитов, из чего следует, что к этому моменту этот вопрос не вызывал таких разногласий .

Изначальный подход ханафитов — к хамру относятся только напитки, приготовленные из свежего виноградного сока, подвергнутого ферментации . Эту позицию высказывал Абу Ханифа , основываясь на случае с Умаром: тот сначала наказал выпившего забродивший набиз, а затем разбавил его напиток водой и подал окружающим . Также Абу Ханифа считал, что любой напиток из уваренного на две трети виноградного сока разрешён, даже если сок забродил . Ибрахим ан-Нахаи утверждал, что причиной запрета всего алкоголя было недопонимание слов Мухаммада «что опьяняет в большом количестве, запретно и в небольшом», которые он посчитал указанием на запрет опьянения, а не опьяняющих веществ . Мухаммад аш-Шайбани передал эту традицию в книге « », не указав собственного мнения, но заключив, что любой забродивший виноградный сок запрещён . Причина такого отношения однозначно не установлена; на него могло повлиять то, что потребление алкоголя в Ираке, откуда были родом и аш-Шайбани, и Абу Ханифа, в их время было относительно распространено . Запретной ханафиты считали «последнюю чашу», после которой наступает опьянение .

По сообщению ат-Тахави , Абу Ханифа прямо утверждал, что после уваривания на две трети виноградный сок превращается в новое вещество, из которого можно производить разрешённые ( халяль ) ферментированные напитки . Напитки на основе воды, приготовленные из винограда и фиников, такие как набиз и наки, Абу Ханифа считал нежелательными ( макрух ), а приготовленные из других продуктов — разрешёнными . Аш-Шайбани интерпретировал запрет более строго, утверждая, что употребление любого напитка, опьяняющего в больших количествах, запрещено (но называть сами такие напитки запретными отказывался); ат-Тахави сообщал, что мнение аш-Шайбани превалирует среди ханафитов . Состоянием опьянения ханафиты считали неспособность отличить небо от земли, а мужчину от женщины (аш-Шайбани) или просто затруднённую речь ( Абу Юсуф ) . В книге «Шарх маани аль-асар» ат-Тахави анализирует лингвистическую структуру коранических выражений и приводит примеры аятов, где перечисление, например, посланников из миров людей и джиннов не означает, что среди посланников были джинны (сура аль-Анам ), выводя из этого ханафитский аргумент о допустимости алкогольных напитков, изготовленных из фиников, ввиду невозможности доказать, какая интерпретация имеет более весомые доказательства . Он рассматривает аргументы о том, что все алкогольные напитки запретны, указывая, что Мухаммед и его сподвижники употребляли алкоголь в небольших количествах; в то же время, ат-Тахави не атакует позиции маликитов и шафиитов, а лишь формулирует свою позицию так, чтобы она выглядели сравнимо обоснованно .

К XI веку ханафитский консенсус сместился в сторону запрета. Мухаммад ас-Сарахси в книге «Китаб аль-Мабсут» рассматривает аргументы ат-Тахави и снова относит к хамру напитки только из винограда и фиников, но при этом уже называет наки из фиников или изюма запрещённым напитком . Ас-Сарахси также использует лингвистические доказательства своей позиции, а также указывает на то, что Мухаммед мог бы просто сказать о запретности всех опьяняющих напитков, но не стал этого делать . Ас-Сарахси и аль-Маргинани приписывают хамру (из винограда и фиников) уникальную среди напитков способность привлекать людей и склонять их к пьянству, едва они выпьют хоть немного . Последний также представлял аш-Шайбани как учёного, однозначно высказывавшегося о запретности любых опьяняющих веществ . В XII веке ханафиты отказались от своей интерпретации хамра и присоединились к мнению остальных учёных, опираясь на тексты аш-Шайбани . Первым из ханафитов с такой позицией выступил .

Наки и набиз

Наки — класс напитков, приготовляемых путём добавления воды к сухофруктам, а затем изъятия сухофруктов; наки из фиников именуется , из него сухофрукты обычно не достают . В некоторых традициях к набизу также относят оставленные в воде свежие фрукты, а иногда — даже уваренный сок .

Несколько крупных хадисоведов упоминают, что жёны Мухаммеда готовили ему набиз, который скисает и становится алкогольным на второй или третий день, и он пил его в тот же день или на следующий день; Ибн Аббас утверждает, что Мухаммед пил набиз даже на третий день . Несмотря на это, маликиты , ханбалиты и шафииты , а также все шииты запрещают употреблять (слабоалкогольный) набиз, а ханафиты разрешает пить набиз «умеренно», а также в качестве лекарства .

Наказание

Употребление хамра относится к преступлениям против нравственности ( хадд ) . Причём если это делает женщина, преступление считается ещё более тяжёлым .

Мухаммед и Абу Бакр наказывали пойманных за употреблением спиртного впервые 40 ударами пальмового листа или сандалии . Впоследствии Ибн Умар ужесточил наказание до 80 ударов по аналогии с наказанием за бездоказательное обвинение замужней женщины в прелюбодеянии ( казф ) . Шафииты не приняли это изменение и применяют наказание в 40 или 20 ударов . Если правонарушитель является рабом , наказание уменьшается вдвое по аналогии с тем, как уменьшается наказание за лжесвидетельство . После того, как Умар стал халифом , он также стал наказывать выпивших алкоголь плетьми .

Если употребление алкоголя произошло по принуждению, наказание не применяется . Ханбалитский правовед Ибн Кудама аль-Макдиси указывал, что наказание не следует применять, если человек не знал, что напиток может вызвать опьянение . Предлагаются программы снижения вреда для наркопотребителей, основывающиеся на шариатских принципах .

Учёные- ибадиты также выработали собственные наказания для употребляющих хамр, в соответствии с традицией критического отношения к воплощению правоведческих принципов ранними халифами и сподвижниками Мухаммеда . В книге «аль-Мудаввана аль-Кубра», ставшей самым авторитетным сборником по ибадитскому праву, ( араб. أبو غانم بشر بن غانم الخراسانيّ ) указывал, что Умар ибн Абдул-Азиз не применял полное наказание к даже явно пьяному человеку, если тот не сознался в употреблении алкоголя, но при наличии признания наказывал и пьяных, и протрезвевших . Под хамром современные ибадиты понимают любые опьяняющие напитки, не только изготовленные из забродивших фруктов .

В некоторых традициях считается, что за повторное употребление хамра Мухаммед приказывал казнить нарушителя . Так считал, в частности, шиитский теолог XVII века Ибн Бабавайх ас-Садук ; в зависимости от степени опьянения и других деталей произошедшего, он предписывал смертную казнь на третий или четвёртый раз .

Примечания

Комментарии

  1. Бекташи , численность которых, по некоторым оценкам, достигает 40 % населения Албании и 30 000 человек в Турции , не признают запрета на алкоголь .

Источники

  1. .
  2. , p. 996.
  3. , p. 994.
  4. , p. 528.
  5. , p. 4.
  6. , p. 4—5.
  7. , p. 995.
  8. , p. xii.
  9. , p. 994, 997.
  10. , p. 28.
  11. , p. 115.
  12. Дата обращения: 13 марта 2022. 15 июня 2017 года.
  13. , p. 117.
  14. , p. 9—10.
  15. , p. 6—7.
  16. , p. 8.
  17. , p. 20.
  18. , p. 4, 14.
  19. , p. 15.
  20. , p. 17.
  21. , p. 18, 21—22.
  22. , p. 19.
  23. , p. 529.
  24. , p. 525.
  25. , p. 120.
  26. .
  27. , p. 526.
  28. , p. 28—29.
  29. , p. 30.
  30. , p. 997.
  31. , p. 133.
  32. , p. xvi.
  33. , p. 163.
  34. , Sufism.
  35. , p. 88.
  36. , p. 998.
  37. , p. 239.
  38. , p. 534.
  39. , p. 537.
  40. , p. 535.
  41. , p. 536.
  42. , p. 538.
  43. , p. 116.
  44. , p. 543.
  45. , p. 556.
  46. , p. 546.
  47. , p. 548.
  48. , p. 547.
  49. , p. 110, 185—186.
  50. , p. 549.
  51. , p. 553.
  52. , p. 554.
  53. The Irish Times , 03.01.2003. от 2 сентября 2022 на Wayback Machine
  54. « Большая российская энциклопедия », статья от 16 февраля 2022 на Wayback Machine
  55. « Независимая газета », 18.09.2002. от 16 февраля 2022 на Wayback Machine
  56. Euronews , 11.06.2018. от 16 февраля 2022 на Wayback Machine
  57. , p. 327.
  58. , p. 132.
  59. , p. xiii.
  60. , p. 336.
  61. , Qiyas.
  62. , p. 327—328.
  63. , p. 995—996.
  64. , p. 132.
  65. , p. 329—330.
  66. , p. 352.
  67. , Sunna.
  68. , p. 133.
  69. , p. 328.
  70. , p. 117.

Литература

  • Ализаде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  • Arent Jan Wensinck, . The encyclopaedia of Islam / Emeri J. van Donzel (ed.). — 3. impr. — Leiden: Brill , 1997. — P. 994—998. — ISBN 978-90-04-05745-6 .
  • Ahmed E. Souaiaia. Anatomy of dissent in Islamic societies: Ibadism, rebellion, and legitimacy. — First edition. — New York, NY: Palgrave Macmillan, 2013. — ISBN 978-1-137-37160-7 978-1-137-37911-5.
  • Brannon Wheeler. Ibāḍī fiqh scholarship in context // The lineaments of Islam: studies in honor of Fred McGraw Donner / Fred McGraw Donner, Paul M. Cobb (eds.). — Leiden; Boston: Brill, 2012. — (Islamic history and civilization). — ISBN 978-90-04-21885-7 978-90-04-23194-8.
  • Kemal Silay. Arts: Poets and Poetry. The Ottoman Empire // Practices, interpretations and representations / Suʿād Ǧūzīf, Afsaneh Najmabadi (eds.). — Leiden Boston: Brill, 2007. — (Encyclopedia of women and Islamic cultures). — ISBN 978-90-04-12821-7 .
  • Malise Ruthven. . — 2nd ed. — New York, NY: Oxford University Press, 2012. — (Very short introductions). — ISBN 978-0-19-964287-8 .
  • Lucie Bolens, Claude Cahen . Food culture and health in pre-modern Islamic societies / David Waines (ed.). — Leiden; Boston: Brill, 2011. — (EI reference guides). — ISBN 978-90-04-19441-0 .
  • Maxime Rodinson . Food culture and health in pre-modern Islamic societies / David Waines (ed.). — Leiden; Boston: Brill, 2011. — (EI reference guides). — ISBN 978-90-04-19441-0 .
  • Joseph Sadan. Food culture and health in pre-modern Islamic societies / David Waines (ed.). — Leiden; Boston: Brill, 2011. — (EI reference guides). — ISBN 978-90-04-19441-0 .
  • John Burton-Page . Food culture and health in pre-modern Islamic societies / David Waines (ed.). — Leiden; Boston: Brill, 2011. — (EI reference guides). — ISBN 978-90-04-19441-0 .
  • Kathryn Kueny. . — Albany: State University of New York Press, 2001. — ISBN 978-0-7914-5054-3 978-0-7914-5053-6.
  • Mohamed Al Kharusi. . — Nottingham Trent University, 2018.
  • Najam Haider. . — 2013. — Т. 20 , вып. 1—2 . — С. 48—89 . — ISSN . — doi : .
  • Laurence Michalak, Karen Trocki. . — 2006. — Т. 33 , вып. 4 . — С. 523—562 . — ISSN . — doi : .
  • A. Kamarulzaman, S.M. Saifuddeen. . — 2010. — Т. 21 , вып. 2 . — С. 115—118 . — ISSN . — doi : .
Источник —

Same as Хамр