Interested Article - Мини-юбка

Фотомодель в мини-юбке

Мини-юбка — короткая юбка , юбка с краем на значительном расстоянии выше колен, не ниже середины бёдер (не более 10 см от ягодиц ) , мини-платье платье с таким краем.

В современном виде мини-юбки появились в 1960-х гг., и с тех пор являются одним из наиболее культурно значимых предметов одежды в плане не только эстетического, но и политического влияния.

Исторические сведения

Участницы эрзянской фолк-группы « Ойме » в костюмах, аналогичных описанным у Мельникова-Печерского

Исторически в большинстве культур древности и Средневековья у женщин были распространены длинные, до щиколоток платья или юбки, а короткие юбки могли носить танцовщицы (позднее также чирлидеры ), циркачки или женщины других «легкомысленных» профессий, но из этого правила были и исключения. Так, в наряд, напоминающий современную мини-юбку, была одета девушка из Эгтведа , найденная в древнегерманском погребении XIV века до н. э. ( скандинавский бронзовый век ). Некоторые детали фигурок, изображающих женщин культуры Винча (VI—V тыс. до н. э.), также интерпретируются как короткие юбки. В Китае во времена империи Цин такие юбки носили женщины из некоторых групп народов мяо .

В источниках о России XIX в. короткие наряды упоминаются в «Очерках мордвы» П. И. Мельникова-Печерского , который неоднократно отмечал, что в мордовской ( эрзянской и мокшанской ) культуре ценились женские ноги ( «мордовки особенно щеголяют своими ногами, для чего и носят короткие рубахи и понявы » ). В СССР мини-юбки и платья получили распространение после состоявшегося в 1967 году Международного фестиваля моды, после чего появились в коллекциях начинающего в то время модельера Славы Зайцева , а также в популярных фильмах (« Бриллиантовая рука », « Афоня », « Служебный роман ») и мультфильмах (« Бременские музыканты »), несмотря на осуждение со стороны старшего поколения и попытки контролировать длину юбок в общественных местах.

В конце XX века мини вошли в деловую моду , их носят многие девушки.

В научной фантастике

Вирджиния Хьюитт в роли Кэрол (Space Patrol)

Девушки в мини — хорошо известный и узнаваемый визуальный образ в классической научной фантастике середины XX века наравне с роботами или космическими путешествиями, и рост интереса к научной фантастике в то время поспособствовал принятию мини в качестве повседневной одежды. В 1950-х гг. юбки и платья выше колена вызывали неприятие общества даже в качестве одежды для танцев или занятий спортом, а в качестве повседневной одежды они тем более не встречались ни в реальной жизни, ни в реалистических произведениях. Тем не менее, при изображении фантастических миров допускались некоторые вольности, в результате чего короткие юбки и платья (особенно металлического цвета, популяризованные еще в 1940-х гг. иллюстратором ) стали одним из самых популярных компонентов футуристических нарядов в фантастике того времени, авторы которой проецировали в будущее общий тренд развития моды на все более открытую и облегающую одежду.

Первым американским фантастическим телесериалом, женские персонажи которого носили юбки, позднее описанные как «микро-мини», был «Space Patrol» (1950-55 гг.) Его популярность способствовала моде на короткие наряды у женских персонажей космической фантастики того времени, которую автор Брюс Рюкс позднее описал как «mini-skirted space-maiden movie trend». Другие известные героини подобных фильмов, чьи костюмы можно считать короткими и по современным меркам — Алита (« Полёт на Марс », 1951) и Альтаира (« Запретная планета », 1955). Несмотря на то, что второй из упомянутых фильмов задал тренды в научно-фантастическом кино вплоть до конца 1960-х гг, подобные наряды на протяжении всех 1950-х гг. воспринимались как совершенно фантастические/футуристические и немыслимые в качестве обычной одежды.

Грейс Ли Уитни в роли Джэнис Рэнд в униформе Звёздного флота

Кроме того, короткие юбки в фантастике того времени воспринимались отнюдь не как символ легкомыслия, а напротив — как атрибут физически и интеллектуально развитых девушек будущего, способных выполнять сложные задачи наравне с мужчинами, что контрастировало с положением дел в патриархальном западном обществе 1950-х гг. Так, в роли Кэрол из упомянутого выше «Space Patrol» играла роль блондинки в короткой юбке, но в то же время ученой и изобретательницы, считавшейся хорошим примером для молодежи того времени. Такое отношение к мини сохранялось и в 1960-х гг, когда мини-юбки уже перестали быть чем-то фантастическим и вошли в повседневную моду. Так, Нишель Николс , игравшая Ухуру в самом популярном научно-фантастическом сериале конца 1960-х « Звёздный путь », в ответ на вопрос, почему Ухура и многие другие женские персонажи сериала носили такую короткую форму, утверждала, что в то время это никем не считалось унизительным для женщин, а напротив, символом будущего, в котором людей оценивают по их способностям (а не по их расе, полу, или выбору одежды), и в котором женственность никуда не исчезнет, даже если женщины будут пилотировать космические корабли.

В музыке

Участницы K-pop группы « Girls' Generation » в мини-юбках и платьях

Начиная с 1960-х гг., короткие юбки и платья — неотъемлемая часть сценического имиджа многих исполнительниц как поп-, так и рок-музыки. Особенно это относится к панк-року второй половины 1970-х гг., у исполнительниц которого были популярны эпатажные наряды с высокими каблуками и черными либо клетчатыми мини-юбками, зачастую из необычных материалов. Хотя к тому времени первая волна моды на мини прошла, и Ив Сен-Лоран даже утверждал, что мини-юбки больше никогда не вернутся как часть повседневной одежды, они тем не менее продолжали быть частью имиджа многих исполнительниц новой волны и пост-панка ( Blondie , Siouxsie and the Banshees , The B-52's ), а в середине 1980-х с постепенном возвращением мини в мейнстримную моду — и немногочисленных в то время исполнительниц хард-рока и хэви-метала (например, Литы Форд ). В СССР Елена Соколова («Дубль-1», позднее « Маркиза ») вызвала недовольство организаторов фестиваля « Рок-панорама-86 » своим выступлением в вызывающе короткой юбке на этом фестивале. В поп-музыке того времени такими нарядами были известны Мадонна и Синди Лопер , позднее — Spice Girls , а в начале 2000-х с появлением моды на особенно экстремальное мини такие юбки и платья начали носить многие поп-знаменитости ( Кристина Агилера , Бритни Спирс и многие другие).

Популяризации мини-юбок также способствовали и исполнители-мужчины, например, Жак Дютрон с песней «Mini Mini Mini» (современному слушателю больше известна в исполнении индастриал-рок группы KMFDM ). Проникновению британской моды на мини в США в 1964 году способствовала волна битломании .

Отношение в разных культурах

Постер иранского фильма « », снятого до Исламской революции 1979 г.

Для отдельных традиционных культур и сторонников крайне консервативных взглядов мини-юбка является, с одной стороны, символом легкомысленности, а с другой стороны — чуждого им западного либерализма . Так, мини-юбки исчезли в Иране после исламской революции 1979 года . В ряде стран предпринимаются попытки ограничить ношение мини-юбок .

Скандалы, связанные с ношением мини-юбок, характерны для многих африканских стран начиная с 1960-х гг. Так, Камузу Банда , первый президент Малави , называл их «дьявольской модой, которая должна исчезнуть из страны раз и навсегда», а первый президент Замбии Кеннет Каунда утверждал, что больше всего ненавидит две вещи — апартеид и мини-юбки. Нападения на женщин в мини-юбках и попытки ограничить их ношение продолжались в различных африканских странах вплоть до 2010-х гг., тем не менее они остаются популярными у женщин во многих из этих стран (например, Кения , Уганда и ЮАР ). В поддержку свободы выбора одежды в этих странах проводятся протесты, активисты которых напоминают, что значительная часть населения Африки в доколониальную эпоху ходила практически без одежды, в связи с чем утверждения, что мини-юбки символизируют западное колониальное влияние в Африке, выглядят неубедительными.

Происхождение

Гимнастки в мини-платьях из Союза немецких девушек , 1941 год.

Считается, что мини-юбка создана английским модельером- дизайнером Мэри Куант в 1960-х годах. Иногда появление мини-юбки связывают с именем французского модельера Андре Куррежа . Известно также, что в 1956 году костюмер фильма « Запретная планета » сделала несколько мини-юбок для актрисы Энн Фрэнсис . Редактор журнала « Vogue » считает, что идея мини-юбок принадлежит дизайнеру Джону Бейтсу ( англ. ).

Мэри Куант содержала магазин одежды Bazaar в свингующем Лондоне . Журнал Vogue впервые написал об одежде Куант лишь в 1963 году , однако созданные ей вещи успешно продавались уже в конце 1950-х . Наибольшей популярностью пользовались туника без рукавов с очень короткой плиссированной юбкой, мини-платье «Тент» и короткое шерстяное платье- кардиган . Свои «детские» модели Квант называла соответствующе — «Лолита», «Школьница», «Хорошая девочка» .

Мода на мини-юбки стала быстро распространяться. В дальнейшем популяризатором мини-юбок в мире высокой моды выступил Андре Курреж. Его модели мини-юбок были менее обтягивающими и их носили с белыми сапогами в стиле Go-go , либо с гольфами .

Росту популярности мини-юбки способствовало появление английской модели Джин Шримптон в коротком платье во время скачек в Мельбурне в 1965 году , которое произвело сенсацию. Хотя, по словам самой Шримптон, малая длина юбки объяснялась тем, что у дизайнера не хватило материала .

С середины 1960-х годов появились микроюбки , едва прикрывающие интимные части тела. В 1970-х годах мини-юбки были потеснены более длинными юбками «макси» (до щиколоток ) и «миди» (до середины голени ). В 1980-х годах мини начали входить в деловую моду .

Галерея

Примечания

  1. (фр.) Sophie George, Le Vêtement de A à Z , ISBN 978-2-9530240-1-2 , p. 100.
  2. Pedro Vasconcelos. (англ.) . Vogue (13 апреля 2023). Дата обращения: 22 ноября 2023.
  3. Ljilja Cvekic. (англ.) . Reuters (12 ноября 2007). Дата обращения: 11 ноября 2023.
  4. Norma Diamond. Defining the Miao // (англ.) / Stevan Harrell. — Seattle: University of Washington Press, 2011. — P. 98—103. — ISBN 0-295-97528-8 .
  5. Мельников-Печерский П. И. . — Директ-Медиа, 2010. — С. 97. — ISBN 978-5-9989-4394-2 .
  6. Culture.ru. Дата обращения: 22 ноября 2023.
  7. . Wday.ru. Дата обращения: 22 ноября 2023.
  8. (англ.) . The Guardian . Дата обращения: 22 ноября 2023.
  9. Jean-Noel Bassior. (англ.) . — McFarland & Company, 2005, 2005. — P. 99. — ISBN 0786419113 .
  10. O'Dell, Cary. . — Jefferson, North Carolina : McFarland & Company, 2013. — P. 192. — ISBN 978-0-7864-7177-5 .
  11. (англ.) . Heroes & Icons. Дата обращения: 22 ноября 2023.
  12. Menkes, Suzy. Fashion and Dress: The Street Scene – Pop, Glam, Androgyny // 1986 Britannica Book of the Year: Events of 1985. — Encyclopaedia Britannica, Inc.. — P. 251. — ISBN 0-85229-437-9 .
  13. . Guitaristka.ru . Дата обращения: 15 ноября 2023.
  14. Kristopher Fraser. (англ.) . Women's Wear Daily. Дата обращения: 22 ноября 2023.
  15. Harriet Hall. (англ.) . The Standard. Дата обращения: 22 ноября 2023.
  16. India Roby. (англ.) . Nylon.com. Дата обращения: 22 ноября 2023.
  17. Mulvagh, Jane. 1957-1967 // Vogue History of 20th Century Fashion. — London, England : Viking, the Penguin Group, 1988. — P. 241. — «The mini and the Beatles made their impact on America simultaneously in 1964 and were inextricably linked....[I]t seemed that...American youth had embraced London as the world's fashion capital and Quant as its best-known designer.». — ISBN 0-670-80172-0 .
  18. от 27 сентября 2007 на Wayback Machine . БелТА
  19. от 13 марта 2007 на Wayback Machine 2002
  20. от 13 марта 2007 на Wayback Machine 2004
  21. от 26 сентября 2007 на Wayback Machine 2005
  22. . Дата обращения: 21 сентября 2006. Архивировано из 27 сентября 2007 года.
  23. Ross, Robert. Engendered Acceptance and Rejection // Clothing: A Global History : [ англ. ] . — Polity, 2008. — P. 162–163. — ISBN 9780745631868 .
  24. Kiruga, Morris (5 December 2014). . Mail and Guardian Africa . Дата обращения: 10 июня 2016 .
  25. Sevenzo, Farai (2 May 2013). . BBC News . Дата обращения: 10 июня 2016 .
  26. Тарханов А. . Коммерсант.ru (9 января 2016). Дата обращения: 23 ноября 2017. 4 декабря 2019 года.
  27. . Аргументы недели (9 января 2016). Дата обращения: 23 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.
  28. . Дата обращения: 22 сентября 2006. 17 января 2010 года.
  29. РИА Новости. (5 мая 2012). Дата обращения: 6 декабря 2014. 7 декабря 2014 года.
  30. Jean Shrimpton. An Autobiography. — Ebury Press, 1990. P. 224. ISBN 0-85223-858-4

См. также

Литература

  • Андреева Р. П. Мини-юбка // Энциклопедия моды. — СПб. : Литера, 1997. — С. 246. — ISBN 5-86617-030-2 .
  • Буровик К. А. Мини-юбки // Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. — М. : Дрофа-Плюс , 2004. — С. 31. — 192 с. — 5000 экз. ISBN 5-9555-0279-3 .

Ссылки

Источник —

Same as Мини-юбка