Interested Article - Атлантис (фильм)

«Атла́нтис» ( фр. Atlantis ) — ненарративный музыкальный фильм Люка Бессона , основанный на натурных съёмках животных подводного мира. Фильм снимался на протяжении трёх лет начиная с 1988 года и вышел в прокат в 1991 году. Музыку для фильма написал постоянный композитор Бессона Эрик Серра . Сам Бессон выступил в роли режиссёра, сценариста, сопродюсера, одного из двух операторов и монтажёра фильма. Фильм остаётся единственным документальным в карьере Бессона.

История

Увлечение морем связано ещё с ранними годами Люка Бессона, которые он провёл с родителями, работавшими инструкторами по плаванию с аквалангом. Лишь из-за травмы, полученной Бессоном в возрасте 17 лет, он перестал сам заниматься подводным плаванием и уехал в Париж, чтобы учиться киномастерству .

Хотя «Атлантис» был выпущен после « Никиты », его съёмки начались ещё в 1988 году, и тематически фильм скорее примыкает к « Голубой бездне », продолжая поднятую в этом фильме тему экологии. Фильм Бессон снимал три года совместно с Кристианом Петроном, который работал над дизайном камер для «Голубой бездны» .

В сентябре 1991 года фильм был показан вне конкурса на 48-м Венецианском кинофестивале .

Структура фильма

Фильм разделён на две неравные части, первая из которых включает несколько небольших «глав» со своими названиями и основными действующими лицами. Закадровый голос присутствует только в небольшом прологе до начала первой части. Всё действие происходит под водой, кроме последнего кадра, показывающего сверху гладь моря и плывущий по нему корабль.

Первая часть называется «День первый» ( фр. Premier jour ) и включает далее разделы «Свет» ( фр. La lumière ), «Дух» ( фр. L'esprit ), «Движение» ( фр. Le mouvement ), «Игра» ( фр. Le jeu ), «Грация» ( фр. La grâce ), «Ночь» ( фр. La nuit ), «Вера» ( фр. La foi ), «Нежность» ( фр. La tendresse ), «Любовь» ( фр. L'amour ) и «Ненависть» ( фр. La haine ). Вторая часть называется «Последний день» ( фр. Dernier jour ) и включает единственную главу «Рождение» ( фр. La naissance ).

Морская змея
Ламантин

Финальные титры начинаются с перечисления основных «актёров» фильма , наиболее крупных из показанных в нём животных с указанием места съёмок:

Художественные особенности

В интервью итальянской газете Corriere della Sera , данном 7 мая 1991 года, Бессон сказал, что «Атлантис» начинается там, где закончилась «Голубая бездна», когда герой опускается в морские глубины, чтобы уже не вернуться. Он также признался, что в «Атлантисе» вновь нашла отражение его любовь к природе и желание жить с ней в симбиозе. По мнению Бессона, его фильм не является документальным ( фр. Ce n'est pas un documentaire ). Автор книги о Бессоне, Массимо Жиральди, считает, что эта характеристика режиссёра очень важна: действительно, на первый взгляд фильм можно охарактеризовать как документальный, однако в нём отсутствует текст, закадровый голос, какие-либо пояснения или комментарии. В сущности, в фильме не о чем рассказывать, однако в нём много того, за чем можно наблюдать, чем восхищаться и о чём размышлять .

Манта

Рецензент Дэвид Стрэттон называет фильм «морской оперой» (marine opera) . Аналогично, исследовательница творчества Бессона Сюзан Хейворд называет этот фильм «документальной оперой» (documentary-opera) или «подводной оперой» (underwater opera), также подчеркивая, что «Атлантис» не является научно-популярным фильмом о подводном мире в стиле Жака Кусто . Весь фильм сопровождает музыка Эрика Серра, используется замедленная съёмка (в сцене «Игра» с морскими львами), отсутствует закадровый авторский текст . При этом жанры музыки варьирует от поп, диско и восточных мотивов (сцена с морской змеёй) до кантат и реквиемов. Сцена с мантой идёт в сопровождении оперной арии из « Сомнамбулы » Беллини , исполненной Марией Каллас . Контрапункт операторской работы и музыки тут особенно ярок, придавая животному красоту, которая вряд ли осознавалась бы при его обычном изображении. Передние плавники манты можно принять за рукава оперной певицы, а особая колоратура арии заставляет осознать сложность этого необыкновенного морского организма .

Музыка и операторское искусство придают сценам жанровые особенности, благодаря чему возникает эффект антропоморфизма : так, сцена с осьминогом выглядит как триллер и научная фантастика , а акула заставляет вспомнить фильм ужасов « Челюсти » .

Критика

Критики отмечали, что название фильма отсылает к мифической Атлантиде , а сам фильм воспевает флору и фауну подводного мира и вместе с тем затрагивает проблемы уничтожения морской природы .

Джо Браун в рецензии для Washington post назвал эффект, производимый фильмом, успокаивающим и умиротворяющим (tranquil and soothing), сравнив фильм с лавовой лампой и назвав его кинематографическим аналогом альбома Энии .

Дэвид Стрэттон, оценив фильм на 4,5 балла, особо отметил потрясающую работу операторов, заслуживающую безусловной похвалы .

Саундтрек

Музыка к фильму, написанная Эриком Серра, вышла на пластинке и диске в 1991 году . Всего в саундтрек вошло 12 композиций, большинство из них инструментальные. Вокал присутствует лишь в композиции Iguana Dance , исполняемой самим Серра и в песне Time to Get Your Lovin' , исполняемой Серра в дуэте с Ванессой Паради . Также в композициях участвовал хоровой коллектив Ambrosian Singers .

Примечания

  1. . IMDB . Дата обращения: 11 декабря 2019. 10 июля 2020 года.
  2. Bill Marshall. France and the Americas, Том 1. ABC-CLIO, 2005. .
  3. Susan Hayward. Luc Besson. Manchester University Press, 15 мар. 1998 г. .
  4. . Дата обращения: 9 декабря 2019. 9 декабря 2019 года.
  5. Massimo Giraldi. Luc Besson. Gremese Editore, 2004. .
  6. . Дата обращения: 9 декабря 2019. 9 декабря 2019 года.
  7. . Дата обращения: 9 декабря 2019. 30 апреля 2019 года.
  8. от 9 декабря 2019 на Wayback Machine Atlantis [Original Soundtrack] - Eric Serra | Songs, Reviews, Credits | AllMusic]
  9. . Дата обращения: 9 декабря 2019. 9 декабря 2019 года.
  10. . Дата обращения: 9 декабря 2019. 13 марта 2005 года.

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Атлантис (фильм)