Interested Article - Котлер, Одед

Одед Котлер ( ивр. עודד קוטלר ‎; род. 5 мая 1937 , Тель-Авив ) — израильский режиссёр и актёр. Создатель ряда театральных трупп, один из организаторов театрального фестиваля в Акко , генеральный директор Международного фестиваля искусств в Иерусалиме. Лауреат Премии Израиля (2022); как актёр — лауреат приза за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале (1967, за фильм « »).

Биография

Родился в 1937 году в Тель-Авиве. В 14 лет организовал молодёжный театр «Клаим» («Кулисы»), где среди прочих играли будущие израильские актёры и Гила Альмагор (юношеская любовь самого Котлера ). Сам Котлер не только играл на сцене, но и ставил пьесы в «Клаим», а также играл в театре «Ха-Охель» (1955 год — в спектакле «Чай и сочувствие» ).

С 1956 по 1959 год Котлер служил в ЦАХАЛе , где был членом армейского ансамбля. Он также занимался в эти годы в театральной студии П. Фрая. После демобилизации выступал в ансамбле «Бацаль ярок» («Зелёный лук»), созданном бывшими военнослужащими. В 1959 году на сцене театра « Камери » с успехом сыграл в постановке по комедии Шекспира « Двенадцатая ночь ». В 1961 году поступил в Школу актёрского мастерства в Нью-Йорке, после окончания которой продолжал играть в театре «Камери», в том числе в главных ролях, из которых особенно успешной стала роль Войцека в одноименной пьесе Бюхнера . В 1962 году состоялся дебют Котлера как режиссёра «Камери» — им была поставлена пьеса «И ко всему картошка» . В эти годы Котлер также был одним из актёров радиосериалов, в том числе популярной серии «Семья Симхон» .

В 1964 году Котлер и создали актёрскую студию, через два года преобразованную в театр «Бимат ха-сахканим» («Актёрская трибуна»), ставящий своей целью максимальную свободу самовыражения. В рамках этой доктрины Котлером в 1967 году был поставлен спектакль «История Урии» по пьесе Б. Галлая . Среди актёров студии была будущая вторая жена Котлера Лиора Ривлин . Когда в 1970 году труппа «Бимат ха-сахканим» влилась в состав Хайфского муниципального театра , Котлер стал художественным руководителем объединённой труппы, а с 1978 по 1980 год занимал должность генерального директора Хайфского театра. В период руководства Котлера театр уделял особое внимание национальному репертуару, осуществляя постановки произведений израильских авторов, в том числе молодых (англ.) и Ханоха Левина .

С середины 1960-х годов Котлер играл в израильском кино. Среди прочих он снялся в фильмах «Семья Симхон» (1964), «Пески Беэр-Шевы» (1966), « » (1967, главная роль), «Каждый ублюдок король» (1968), «Мой Михаэль» (1975, главная роль), «Дело Виншеля» (1979) . За роль в фильме «Три дня и ребёнок», где он играл молодого человека, нянчащего ребёнка своей бывшей возлюбленной, Котлер был удостоен приза лучшему исполнителю мужской роли на Каннском фестивале 1967 года , а также номинирован на « Золотой глобус » за лучший актёрский дебют .

С 1977 по 1987 год Одед Котлер возглавлял отдел драмы на израильском государственном телевидении , где, как и в Хайфском театре, поддерживал местных драматургов и сценаристов. В 1980 году он стал одним из основателей театрального фестиваля в Акко. В этом же году он создал в Тель-Авиве Центр театрального искусства «Неве-Цедек» и до 1984 года занимал место его руководителя. В этом качестве Котлер проявлял себя как радикальный новатор в области сценического искусства и критик социальных проблем Израиля, вплоть до того, что по следам его постановки «Патриот» по пьесе Ханоха Левина было возбуждено уголовное дело (формально на основании того, что она не была согласована с военной цензурой). Тем не менее, этот и другие скандалы не ухудшили репутацию Котлера как театрального деятеля, и в 1985 году он занял пост художественного директора Международного фестиваля искусств в Иерусалиме — крупнейшего фестиваля Израиля. Эту должность он занимал до 1990 года, за это время существенно расширив диапазон фестиваля .

В 1990—1998 годах Котлер снова занимал пост художественного директора Хайфского театра, продолжая постановки пьес израильских авторов и борясь с накопившимися долгами театра . В этот период он уделял большое внимание привлечению русскоязычных зрителей, в массовом порядке прибывших в Израиль в рамках большой алии начала 1990-х годов . Многие спектакли начиная с 1991 года шли с синхронным переводом на русский язык, осуществлялись постановки произведений русских драматургов; сам Котлер сыграл роль Астрова в спектакле 1996 года «Дядя Ваня» по пьесе Чехова .

Котлер также ставил спектакли в тель-авивских театрах « Габима » («Анна Вайс» Майка Каллена и « Юлий Цезарь » Шекспира, оба — 1998) и « Бейт-Лесин » («Искусство жизни» Ханоха Левина, 1999). В рамках сотрудничества Хайфского театра с киевским театром им. Леси Украинки Котлер и Синай Петер в 1997 году поставили в Киеве пьесу Эдны Мазии «Игры на заднем дворе» . Котлер также сотрудничал с антверпенским (нид.) , где помимо «Игр на заднем дворе» ставил пьесы современных греческих драматургов . В 1985 году он выступил и как кинорежиссёр, сняв фильм «Роман с продолжением» с Хаимом Тополем в главной роли. В общей сложности уже к началу 2000-х годов Котлер сыграл более ста театральных ролей и поставил около 90 спектаклей . В первые годы XXI века он продолжал сниматься в телесериалах, в 2004—2005 годах сыграв в сериале «Дурнушка Эсти» (эта роль принесла ему номинацию на премию Израильской академии телевидения ), а в 2010 году — в сериале «Хасамба, третье поколение» .

Одед Котлер стоял у истоков Иерусалимского театра-студии . За постановку оперы «Смех крысы» (2005) он был удостоен ежегодной премии имени Йосефа Мило, присуждаемой театром «Камери» лучшему режиссёру . В том же году Котлер создал очередную театральную труппу в Гиватаиме, с которой поставил остросоциальный спектакль «Новый безработный». В 2011 году он был назначен художественным директором театра «Ансамбль Герцлия» и занимал эту должность до закрытия театра в 2013 году . В 2016 году вышла в свет его автобиография .

Награды и премии

Театральная деятельность Одеда Котлера была отмечена многочисленными израильскими наградами. Помимо упомянутой выше премии имени Йосефа Мило он пять раз становился лауреатом театральной премии «Скрипка Давида» , a в 1983 году был удостоен премии спикера кнессета . В 2006 году он получил премию имени Готлиба и Ханы Розенблюм в области сценического искусства, присуждаемую мэрией Тель-Авива , в 2007 году — Израильскую театральную премию за дело жизни , а в 2008 году аналогичную награду от Школы кино и телевидения Сэма Шпигеля .

В 2022 году удостоен Премии Израиля в области театрального и танцевального искусства .

Примечания

  1. Google .
  2. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. Саги Бен-Нун. (ивр.) . Walla! (15 июля 2016). Дата обращения: 6 апреля 2017. 17 ноября 2016 года.
  4. (ивр.) . Театр « Гешер ». Дата обращения: 6 апреля 2017. 8 июля 2017 года.
  5. Шимон Лев-Ари. (ивр.) . Справочник «Сто лет еврейского театра». Дата обращения: 6 апреля 2017. 15 октября 2013 года.
  6. на сайте Internet Movie Database
  7. Мерав Юдилович. (ивр.) . Ynet (27 января 2008). Дата обращения: 6 апреля 2017. 16 апреля 2016 года.
  8. от 15 марта 2016 на Wayback Machine (иврит) на сайте кнессета
  9. (англ.) . The Jerusalem Post (24 марта 2022). Дата обращения: 19 ноября 2022. 19 ноября 2022 года.

Ссылки

Источник —

Same as Котлер, Одед