Interested Article - Гарцони, Джованна

Джова́нна Гарцо́ни ( итал. Giovanna Garzoni ; 1600 , Асколи-Пичено , Марке февраль 1670 , Рим ) — итальянская художница эпохи барокко . Известна многочисленными натюрмортами и ботаническими зарисовками, в которых художественность сочетается с натуралистической достоверностью.

Биография

Джованна Гарцони родилась в небольшом городе Асколи-Пичено, в регионе Марке . Дата её рождения — 1600 год — выводится из автографа на рисунке 1616 года, в котором говорится, что автору 16 лет . Родители Джованны были родом из Венеции; среди членов её семьи были ремесленники, ювелиры и художники . Возможно, первым учителем девушки стал её дядя Пьетро Гайя ( итал. Pietro Gaia ), принадлежавший к школе Джакомо Пальма Младшего . В ранних работах Джованны чувствуется влияние этого художника.

В 1620-х годах Джованна жила в Венеции с братом Маттео и посещала школу каллиграфии Джакомо Роньи ( итал. Giacomo Rogni ) . В 1622 году она вышла замуж за венецианского художника Тиберио Тинелли. Однако брак продлился всего год; причиной развода послужил, возможно, данный Джованной обет целомудрия .

В 1630 году Джованна вместе с братом переезжает в Неаполь , где работает под покровительством Фернандо Афан де Рибера и Энрикеса, третьего герцога де Алькала-де-лос-Гасулес . В это же время она знакомится и вступает в переписку с коллекционером, меценатом и эрудитом Кассиано даль Поццо . Он помогает молодой художнице найти заказы в Риме, куда Джованна переезжает в 1631 году.

Виктор Амадей I , герцог Савойский (миниатюра), 1635
Кристина Французская , герцогиня Савойская , 1635

Однако в Риме она пробудет недолго: уже в 1632 году она переселяется в Турин , по приглашению Кристины Французской , герцогини Савойской . При дворе она пишет в основном портреты и миниатюры, в том числе самой герцогини и герцога Виктора Амадея I . Сохранились также свидетельства, что она создавала «пергаменты с изображениями цветов, фруктов и животных» ; к туринскому периоду относится наиболее ранний из ныне известных натюрмортов Гарцони .

В 1637 году умирает герцог, покровитель Джованны, и она покидает Турин. О жизни Гарцони с 1637 по 1642 годы известно крайне мало; предполагается, что в эти годы она посетила Францию, возможно, также и Англию . Работы французских, английских и голландских художников, которые она видела во время путешествия, оказали влияние на её последующий стиль.

В 1640-х годах Джованна Гарцони переезжает во Флоренцию , где пробудет до 1651 года. Здесь её заказчиками становятся флорентийские аристократы, в том числе представители семьи Медичи . Среди её работ — портреты, миниатюры, картины на мифологические и библейские сюжеты, композиции из цветов и фруктов, ботанические зарисовки, а также копии картин известных художников . Во Флоренции Гарцони знакомится с творчеством Якопо Лигоцци , автора многочисленных зарисовок флоры и фауны, которые он выполнял по заказу Медичи, покровительствовавших наукам. Очевидно, работы этого мастера вдохновили Гарцони на создание собственных произведений в сходном стиле .

В 1651 году Гарцони — к тому времени признанная художница — переезжает в Рим. У неё нет недостатка ни в заказчиках, ни в деньгах: один из её биографов утверждал даже, что она могла попросить за свои работы «любую цену, какую пожелает» . Вероятно, в это время она становится членом римской гильдии художников, Академии Святого Луки : хотя не сохранилось документов, подтверждающих её членство, известно, что Гарцони посещала заседания Академии .

Джованна Гарцони умерла в Риме между 10 и 15 февраля 1670 года. Ещё в 1666 году она завещала всё своё имущество Академии св. Луки, при условии, что её похоронят в их . Условие будет выполнено, но надгробный памятник появится только в 1698 году.

Творчество

Натюрморт с миской лимонов (темпера, пергамент), 1640
Китайская ваза с тюльпанами и другими цветами, ок. 1641-52

Джованна Гарцони известна, в первую очередь, своими натюрмортами и ботаническими зарисовками. Она была одной из первых женщин, обратившихся к этому жанру . Её работы, выполненные преимущественно гуашью или темперой на пергаменте, поражают тщательной проработкой деталей и тонкостью штриха .

В 1650-х годах Гарцони изображает многочисленные вазы с цветами, демонстрируя прекрасное чувство композиции. Очевидно также, что художница хорошо знакома с морфологией цветка: все её работы отличаются абсолютной натуралистической достоверностью .

В 1660-е годы, по заказу Фердинанда II Медичи , Гарцони создаёт около двадцати миниатюр, изображающих блюда с фруктами и овощами. Несмотря на некоторое однообразие многократно повторяющегося мотива, Гарцони удаётся разнообразить свои работы, внося в композиции дополнительные элементы — цветы, птиц, насекомых. Кроме того, виртуозность художницы проявляется в мастерском использовании светотени и других эффектов .

Характерной чертой многих работ Гарцони является своеобразное сочетание ботанической зарисовки, для которой важна в первую очередь точность и детальность изображения, с сугубо живописными приёмами . Этим её творчество отличается от натуралистических зарисовок Лигоцци, с которым её нередко сравнивают, но также и от большинства художников — авторов натюрмортов, для которых научная достоверность изображённых объектов играла второстепенную роль.

Галерея

Примечания

  1. — 2012.
  2. (англ.) — 2008.
  3. (англ.)
  4. .
  5. .
  6. .
  7. . Дата обращения: 29 января 2016. 25 марта 2016 года.
  8. .

Литература

  • Silvia Meloni Trkulja. Giovanna Garzoni e «il grande teatro della natura» // Giovanna Garzoni. Nature morte. — Milano: L’ippocampo, 2008. — ISBN 978-88-95363-33-2 .

Ссылки

  • . — Padova: G.E.M.A., 2011. от 5 февраля 2016 на Wayback Machine
  • (итал.) . Enciclopedia Italiana. Дата обращения: 29 января 2016.
  • Angela d’Agostino. (итал.) . Enciclopedia delle donne. Дата обращения: 29 января 2016.
  • (англ.) . CLARA: Database of women artists. Дата обращения: 29 января 2016. Архивировано из 2 марта 2012 года.
Источник —

Same as Гарцони, Джованна