Interested Article - Жадан, Иван Данилович

Внешние аудиофайлы
Иван Жадан
(Аудиозаписи)

Ива́н Дани́лович Жада́н ( укр. Іван Жадан ; англ. Ivan Jadan ; 22 августа ( 9 сентября ) 1902 15 февраля 1995 ) — лирический тенор, солист Большого театра (1928—1941) . Заслуженный артист РСФСР (1937), кавалер ордена « Знак Почёта » (1937).

Биография

Обретение профессии

Родился в Луганске в семье рабочего патронного завода .

В девять лет был отправлен отцом подмастерьем в деревню Купановка — обучаться ремеслу кузнеца . Там проявилось его музыкальное дарование — в свободное время мальчик пел в церковном хоре, на свадьбах. В 1915 году вернулся в Луганск, работал на патронном заводе — вначале рассыльным , затем приобрёл квалификацию слесаря 4-го разряда. В 1920 году юный слесарь записывается в хоровой кружок клуба им. К. Маркса , участвует в самодеятельных оперных постановках . Там он знакомится со своей будущей женой Ольгой .

Осенью 1923 года рабочий коллектив завода направляет Жадана в Москву, где он поступает в 1-й государственный музыкальный техникум при Консерватории , занимается в классе М. А. Дейши-Сионицкой , позднее берёт уроки у профессора Е. Е. Егорова. В годы послевоенной разрухи приходится зарабатывать на жизнь — поначалу выгрузкой дров с барж на Москве-реке , потом удалось устроиться в мастерские Академии Воздушного флота молотобойцем , затем инструктором кузнечного дела . Одним из его учеников был будущий авиаконструктор А. С. Яковлев .

Большой театр

С 1926 года Жадан участвует в музыкальных передачах на радио. В 1927-м поступает в Оперную студию К. С. Станиславского , мэтр отмечает его талант и «безупречную дикцию» . Проработав в Оперной студии восемь месяцев, Жадан выдержал сложный конкурс из сорока претендентов на место и 10 июля 1928 года принят в Большой театр. Поначалу выступает в ролях второго плана — Запевала в « Евгении Онегине » П. И. Чайковского и « Русалке » А. С. Даргомыжского , Гонец в « Аиде » Дж. Верди и « Демоне » А. Г. Рубинштейна . Скоро Жадан из «солистов второго положения» становится исполнителем главных партий мировой оперной классики, имея большой успех наряду с И. С. Козловским и С. Я. Лемешевым .

Певец принимает участие в правительственных и шефских концертах, выступает с сольными, много гастролирует. Помимо арий из опер, его концертный репертуар включал русские народные песни и романсы . Аккомпаниатором на концертах выступал ведущий концертмейстер Большого театра М. И. Сахаров (дядя А. Д. Сахарова ) . В 1935 году за концерт для воинов-пограничников на Дальнем Востоке Жадан награждён почётной грамотой, вручённой лично маршалом В. К. Блюхером . В том же году вместе с В. В. Барсовой , М. П. Максаковой , П. М. Норцовым , А. С. Пироговым участвует в гастрольной поездке в Турцию . Пресса отмечала большой успех выступлений Жадана, первый президент страны М. Ататюрк подарил ему именной золотой портсигар .

«Тенор Жадан был поистине чудом сцены. Нет слов, чтобы со всей яркостью отобразить великолепие этого артиста, вызвавшего восторг всего зала».

Газета «Ени Асыр»

В 1937 году, в дни памяти А. С. Пушкина, в Риге прошёл спектакль «Евгений Онегин» с участием трёх теноров: в первом действии арию Ленского «Я люблю вас…» исполнял Жадан, во втором — «В вашем доме…» — Лемешев, в третьем — «Куда, куда вы удалились…» — Козловский . Зал устроил Жадану несмолкаемую овацию. Выступления артиста имели такой успех, что дирекция театра попросила его продлить гастроли. Советский посол в Латвии отправил в Москву специальный самолёт, доставивший в Ригу костюмы Жадана для спектаклей «Фауст» и «Риголетто» . Последовали приглашения в Литву и Эстонию , но в эти «буржуазные» страны певца не выпустили .

Вскоре был арестован организатор гастролей — директор Большого театра В. И. Мутных, смещён с должности советский посол в Латвии. Жадана больше не приглашали на выступления в Кремль , его концертная ставка была снижена, из партий в театре ему были оставлены только Ленский и Синодал . По разным версиям, причины начинающейся опалы — тост за защитников родины, произнесённый Жаданом на банкете на дальневосточных гастролях «вместо обязательного тоста за И. В. Сталина », и слишком большой успех на гастролях в Турции и Латвии . Вступать в компартию певец отказался .

Пришедший в Большой театр в 1940-м П. Г. Лисициан позднее вспоминал:

«Впервые услышав Жадана, я был поражён свободой его пения и удивительной красотой его голоса. До сих пор вспоминаю его Вертера, особенно последнюю верхнюю ноту, закончив которую он как бы пускал лететь дальше в зал, наподобие какого-то шара или ракеты. А арию Ашуга из оперы Спендиарова „Алмаст“ он пел просто божественно. <…> Первой моей ролью в филиале ГАБТа был Онегин и моим первым Ленским был Жадан, тот, кем я так восхищался. Он был превосходным партнёром, чудесным человеком, его очень любили. Его похвала после спектакля была мне наградой».

Поворот судьбы

Неизвестно, как сложилась бы судьба артиста, если бы не война . Старший сын Владимир ушёл на фронт . Дачный посёлок Большого театра в Манихино , где находился Жадан с семьёй, был оккупирован немцами. Понимая, что за пребывание на оккупированной территории его ждёт лагерь , Жадан с женой, младшим сыном Александром и тринадцатью коллегами-артистами уходит на Запад . В числе бежавших были баритон Большого театра , актёр В. А. Блюменталь-Тамарин , актёр и директор Театра Вахтангова О. Ф. Глазунов . Не отправившаяся с ними 68-летняя тёща певца была сослана в Красноярский край , старший сын — сначала в Казахстан , потом в Сибирь . Имя Ивана Жадана на полвека оказалось под запретом в СССР .

Германия

Начались годы скитаний — поначалу Жадан попал в дом для престарелых, сирот и больных в городе Оффенбах-на-Майне . Выступал с концертами, записал несколько пластинок на фирме « Polydor » в Германии и Чехословакии (в том числе с оркестром под управлением Б. М. Ледковского ) . В ноябре 1944 года участвовал в пражском концерте хора Русской освободительной армии по случаю создания Комитета освобождения народов России . После окончания войны Жаданы жили на положении Ди-Пи , скрываясь от насильственной репатриации , проводящейся по Ялтинскому соглашению , — меняли фамилии, жили в разных местах. Семья артиста распалась . По свидетельству очевидца, Жадан объяснял причины нежелания возвращаться в СССР обстановкой в стране : «Я не пострадал, мне было очень хорошо, я был материально всем обеспечен, но русский народ пострадал. А разве я не принадлежу к народу? Глаза-то у меня были, я видел всё, что творилось» .

США

В 1948 году Жадан переехал в США , но там его карьера не сложилась — американские импресарио не хотели осложнять отношения с Советским Союзом . Он пел на концертах для русских эмигрантских общин, два сольных концерта было в Карнеги-холле и в . Нью-йоркский журнал « Тайм » писал:

«Он пел с такой лирической теплотой и так выразительно, что очень напоминал великого Карузо и заслужил аплодисменты, „браво“ и даже слёзы зрительного зала. Стоя, двадцатиминутной овацией провожал его зал».

Журнал « Тайм »

Пригодились навыки молодости — привычка браться за самую разную работу. Жадан работал садовником, сторожем во Флориде . Там он встретился с 23-летней американкой, учительницей Дорис Клабаф, в июне 1951 года они обвенчались в Тампе . В этом городе в 1953—1955 годах артистом сделано большое количество записей . В 1955-м семья обосновалась на острове Сент-Джон , на Виргинских Островах . Жадан работал каменщиком на одной из фирм Рокфеллеров , купил землю, своими руками построил дом .

В конце 1950-х выступал с концертами во Флориде, критика отмечала «величайшую чистоту, совершенное звучание звука и феноменальный талант» . При участии жены Жадан выучил молитву « ». Впервые она прозвучала в его исполнении на открытии частной школы в 1955-м, затем на открытии Назаретской лютеранской церкви Св. Иоанна на острове Сент-Джон .

«Я научила его английским словам, но ведь никто не учил его петь таким замечательным образом, каким он пел её: целомудренно и возвышенно, смиренно и радостно, с нарастающей мощью к великолепному „ “»…

Дорис Жадан

Последний концерт Ивана Жадана был на острове Сент-Джон 18 января 1966 года. В зале оказалась американка, слышавшая певца в Москве в 1930-х, её впечатления опубликованы в газете Виргинских Островов:

«Тридцать три года тому назад в Москве я получила огромное удовольствие, слушая оперу Чайковского „Евгений Онегин“ со сцены знаменитого Большого театра. Партию Ленского исполнял молодой лирический тенор с голосом необыкновенного тембра и эмоциональной выразительности. Во вторник вечером 18 января я опять слышала этот голос, принадлежащий Ивану Жадану… Голос Ивана Жадана, в это трудно поверить, был такой же силы, той же эмоциональной выразительности, каким я его запомнила. Нетрудно себе представить, как остальная аудитория отнеслась к этому музыкальному событию. Аплодисменты были настолько громки, что, казалось, там присутствуют пятьсот человек, а не пятьдесят».

Газета «Дейли ньюс»

В конце 1980-х стало возможно общение со старшим сыном, реабилитированным после смерти Сталина. В 1989 году Владимир Иванович смог приехать к отцу в США. «Покинуть Родину его вынудили обстоятельства, которые никто не сможет объяснить… — говорил сын певца в интервью. — Разве он кого-то убивал, кого-то предавал? Нет, мне не в чем упрекнуть своего отца. Я горжусь им» . В 1990 году на российском телевидении состоялась передача, посвящённая артисту, — « Когда мы в Россию вернёмся ». В 1992-м и 1993 годах Жадан приезжал в Россию, побывал в Москве и Петербурге, посетил Большой театр как зритель .

Скончался 15 февраля 1995 года. На церемонии прощания в церкви св. Иоанна звучала запись спетой им в этом храме молитвы «The Lord’s Prayer».

Память

Музыкальное наследие Ивана Жадана — записи, сделанные в СССР, Германии и США с 1929-го по 1955 год, — представленo на 28 компакт-дисках .

В 1995 году в доме на острове Сент-Джон, где Жадан прожил последние четыре десятилетия, открылся музей, насчитывающий свыше пяти тысяч экспонатов, — коллекции видеофильмов, исторические документы и фотографии, печатные издания на русском и английском языках. В музее проводятся лекции о творчестве певца, семинары для студентов колледжей и университетов .

Дорис Жадан выпустила две книги о певце , первая переведена на русский язык . После смерти вдовы в 2004-м музей был на время закрыт. Землю в Крус-Бей вдова тенора завещала на благо жителей острова Сент-Джон .

Оперные партии

Избранная дискография

Награды и звания

Комментарии

  1. В разных источниках фигурируют разные даты рождения: 12 сентября ( ), 22 сентября ( ), 22 ноября ( , с. 251) — без указания ст. и н. стиля и 22 августа ( 9 сентября ) 1902 ( , с. 259). Последний источник, подготовленный Музеем ГАБТ , представляется наиболее авторитетным.
  2. История легла в канву сюжета документального сериала «Большой театр военных действий» (2008) .

Примечания

  1. Цит. по:
  2. , с. 259.
  3. .
  4. .
  5. , с. 260.
  6. , с. 261.
  7. , с. 262.
  8. .
  9. . Ульяновская областная научная библиотека им. В. И. Ленина. Дата обращения: 12 декабря 2014. 4 марта 2016 года.
  10. Цит. по:
  11. Глушанок, Г. «Дорогой и милый Одиссей…»: Переписка В. В. Набокова с В. М. Зензиновым: Комментарии // Владимир Набоков: pro et contra: Личность и творчество В. Набокова в оценке рус. и зарубеж. мыслителей и исследователей / сост. Б. Аверин : антология: в 2 т. — СПб. : Изд-во Рус. христианск. гуманитарн. ин-та, 2001. — Т. 2 . — С. 251 (примеч. 127) . — ISBN 5-88812-139-8 .
  12. , с. 251.
  13. Цит. по: , с. 263
  14. Демидова, А. // Театр : журнал. — М. , 2012. — № 8 . 15 декабря 2014 года.
  15. . tvkultura.ru (24 июня 2008). Дата обращения: 15 декабря 2014. 11 октября 2016 года.
  16. .
  17. .
  18. Новосильцов, И. // Кадетская Перекличка : Периодический журнал Объединения кадет российских кадетских корпусов за рубежом. — Нью-Йорк, 1994. — № 54 (Сентябрь) . — С. 73 .
  19. , с. 263.
  20. [Рец.] // Times Magazine. — N. Y. , 1950. — March 6.
  21. . Цит. по:
  22. Цит. по:
  23. .
  24. .
  25. .
  26. Elliott, J. (англ.) . St. John Tradewinds (9 октября 2006). — «Ms. Jadan’s wishes were to leave the land for the benefit of the people, and we are going to respect her wishes». Дата обращения: 14 декабря 2014. (недоступная ссылка)

Литература

На русском языке

  • Долгополова, М. // Смена : журнал. — М. , 1935. — № 273 .
  • Дроздов, В. Иван Жадан // Соц. Донбасс : газета. — Донецк, 1937.
  • Интервью с Ив. Жаданом для радиостанции «Свобода» // Новое русское слово : газета. — Нью-Йорк, 1949. — 12 октября.
  • Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
  • Журин, А. «Отверженный»: Интервью с Ив. Жаданом // Труд : газета. — М. , 1994. — 3 августа. — С. 7 .
  • Сумеркин, А. Иван Жадан, или Русский Робинзон Карузо // Новое русское слово : газета. — Нью-Йорк, 1997. — 28 августа. То же: Русская мысль. — Париж. — 1997. — 18—24 сентября. — С. 14.
  • Жадан, Д. Иван Жадан: 24 истории из удивительной жизни бывшего солиста Большого театра в Москве, рассказанные Дорис Жадан племянницам Рэйчел и Анне / пер. с англ., послесл. С. Купинской. — Нью-Йорк: Fort Ross, Inc., 1999. — 176 с.
  • Куксин, И. // Нева : журнал. — СПб. , 2004. — № 6 .
  • Александров, Е. А. // Русские в Северной Америке: Биографический словарь / под ред. К. М. Александрова, А. В. Терещука. — Хэмден (Коннектикут, США); Сан-Франциско (США) ; СПб., 2005. — ISBN 5-8465-0388-8 .
  • Рыбакова, Л. // Большой театр. Золотые голоса / Маршкова, Т., Рыбакова, Л. — М. : Алгоритм, 2011. — С. 259—263. — 1021 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-6994-7640-4 .

На украинском языке

  • Лисенко, І. М. Словник співаків України / ред. Л. Мокрицька, Т. Качалова. — Київ: Рада : Вид-во М. П. Коць, 1997. — 354 с.
  • Кваліашвілі, М. Феноменальний тенор / авт.-упор. І. Лисенко. — Українські співаки у спогадах сучасників. — Київ, 2003.
  • Антонюк, В. // Kino театр : журнал. — Київ, 2004. — № 6 .

На английском языке

  • Jadan, D. The Great Life of Ivan Jadan = [Удивительная жизнь Ивана Жадана]. — N. Y. : Caribbean Booksmiths, 1995. — 115 p. — ISBN 0963106007 .
  • Jadan, D. Codeword: Freedom = [Пароль: Свобода] / ed. B. Tis. — N. Y. : Mooshka Press; Edition Unstated, 2001. — 79 p. — ISBN 0971393303 .

Ссылки

  • Журин, А. Я.; ведущий С. Яковенко.: . Радио классической музыки «Орфей» (2 января 2011). Дата обращения: 13 декабря 2014. (недоступная ссылка)
  • . Classic-online.ru. Дата обращения: 9 декабря 2014.
  • Цодоков, Е. . Belcanto.ru. Дата обращения: 9 декабря 2014.
  • . Опера и балет. Дата обращения: 10 декабря 2014.
  • Кравцов, А. // Наша газета. — Луганск, 2011. — 11 февраля.
  • . Russian-records.com. Дата обращения: 18 декабря 2014.
  • Рыбинский, Н. (ведущий). . Радио классической музыки «Орфей» (18 октября 2014). — Программа «Оперные страсти». Дата обращения: 18 декабря 2014. Архивировано из 18 декабря 2014 года.
  • Янин, Г. . Канал «Культура» (10 декабря 2014). — Программа «Абсолютный слух». Дата обращения: 28 декабря 2014.
Источник —

Same as Жадан, Иван Данилович