Interested Article - Шейкеры

Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествие Христа ( англ. United Society of Believers in Christ's Second Appearing — USBCSA ), более известное как шейкеры (устар. шекеры ) ( англ. Shakers , букв. «трясущиеся»), также трясуны милленаристская реставрационистская христианская религиозная организация, основанная в XVIII веке в Северо-Западной Англии как Wardley Society , а затем переместившаяся в колониальную Северную Америку . Первоначально эта организация отделилась от протестантского религиозного движения квакеров , и в Англии её членов часто называли «трясущимися квакерами» ( Shaking Quakers ), поскольку они открыто практиковали экстатические танцы во время богослужений, а затем в Америке стали называть просто «трясущимися» — шейкерами .

Основательница USBCSA Анна Ли считала «похотливые удовольствия» корнем всякого зла и призывала верующих к полному воздержанию . Другим корнем зла в шейкеризме считается алчность, потому в 1793 году было принято решение об установлении религиозного коммунизма и обобществлении собственности полных членов сообщества . Также шейкеры должны соблюдать довольно строгое отделение от окружающего мирского общества . Для этих целей они успешно создали более 20 трудовых коммун-поселений в нескольких североамериканских штатах . Среди основных нравственных ценностей шейкеризма также стоит отметить признание равенства всех людей перед Богом и неприятие дискриминации, простоту жизни, честность, недопустимость клятвы или присяги, пацифизм , трудолюбие, духовную и физическую чистоту . Из-за них шейкеры во времена войны за независимость и гражданской войны в США сохраняли нейтралитет и не брали оружие, но помогали раненым солдатам и дезертирам обеих сторон . Уникальным среди христианских религиозных организаций того времени было признание равенства полов и назначение женщин на главные руководящие должности . Уже с 1747 года Wardley Society и USBCSA возглавляли женщины — Матушки: вначале и Анна Ли , позднее .

Расцвет движения и творчества шейкеров пришёлся на 1837—1850-е годы, когда количество полных членов сообщества доходило до примерно шести тысяч человек, а всех жителей шейкерских поселений — до двухсот тысяч . Тогда же появились основные религиозные рисунки, танцы и песни шейкеров . Из-за строгого целибата у шейкеров не могли родиться дети, но они охотно принимали на воспитание сирот и подкидышей, пока усыновление детей религиозными группами не было запрещено в США в середине XX века .

Шейкеры не отвергали научно-технический прогресс , на их мануфактурах и фермах применялись новейшие в то время технологии и оборудование. Они даже сделали несколько изобретений ( циркулярная пила , плоский веник и другие) и множество технических усовершенствований , но по религиозным соображениям не стали патентовать их . В результате в период рассвета шейкеры полностью обеспечивали себя пищей за счёт своего сельского хозяйства, а также производили для собственных нужд и на продажу мебель, коробки, ткани, одежду и другие товары .

Но и при таком техническом оснащении шейкерские мануфактуры не смогли конкурировать с крупными высокотехнологичными промышленными предприятиями, появившимися в США во второй половине XIX — начале XX века. Это экономически ослабило шейкеров, их дела пошли на спад, и в 1920 году осталось только 12 действующих коммун шейкеров, а с 1992 года по настоящее время действует только одна: в штате Мэн . В 2017 году в ней осталось только двое последних в мире шейкеров, но они ещё надеются привлечь новообращённых .

Многие другие коммуны шейкеров стали музеями и историческими местами США .

История

Квакеры

«Христианское общество друзей внутреннего света», ставшее более известным как квакеры, было основано Джорджем Фоксом в середине XVII века в Англии и Уэльсе . В те времена религиозные противоречия, споры и насильственные конфликты на религиозной почве нарастали: между католиками и протестантами, и между разными направлениями протестантизма. Споры о толкованиях Библии не приводили к согласию и примирению, а только множили религиозные расколы в христианстве. В вероучении квакеров выход из этого положения был найден в том, что каждый человек может получить непосредственное откровение от Бога, который в нём присутствует в виде « Внутреннего света ». Такое непосредственное и часто несказа́нное откровение для квакеров важнее, чем Священное Писание .

Квакеры следуют таким нравственным ценностям, как равенство всех людей перед Богом независимо от внешних различий, неприятие любой дискриминации и угнетения, пацифизм и ненасилие, честность, недопустимость клятвы или присяги, простота жизни и добровольный отказ от излишеств и роскоши. Совершенно необычным для христианских религиозных сообществ XVIII века было предоставление женщинам возможности проповедовать и руководить . Многие христиане и сейчас не приемлют этого, ссылаясь на слова апостола Павла о том, что женщины в церкви должны молчать ( 1Кор. ). Но квакеры стали исключением: уже с 1670 года основатель «Сообщества друзей» Джордж Фокс назначал женщин на руководящие должности в сообществе, поскольку он считал, что дух Божий обитает в каждом человеке .

Шейкеры, отделившись от квакеров, по-прежнему разделяют эти ценности, добавив к ним обязательный целибат и религиозный коммунизм .

«Французские пророки»

Значительное идейное влияние на квакеров и шейкеров оказали «французские пророки» — гугенотские камизары, бежавшие от преследований из Франции в Англию. Их история началась в 1668 году во французских областях Дофине и Vavarias . Тогда среди преследуемых властями протестантов вначале пять человек, потом намного больше объявили себя пророками, вдохновлёнными Святым Духом. В основном то были дети и молодые люди обоего пола от 6 до 25 лет. У них наблюдалась необычная двигательная активность и реакции: они ходили, шатаясь, часто падали в обморок, испытывали сильную дрожь, периодически впадали в трансовое состояние, в котором, по их словам, им открывалось небо, они видели ангелов, рай и ад .

В 1705 году трое из них — Элиас Марлон ( Elias Marlon ), Джон Кавилье ( John Cavilier ) и Дуранд Фейдж ( Durand Fage ) — прибыли из Франции сначала в Дувр , потом в Лондон . Они продолжали свои экспрессивные проповеди с обличением официальных церквей — как римско-католической, так и англиканской — чем вызвали скандал, были задержаны и оштрафованы за возмущение спокойствия. Про этих пророков ходили легенды о том, что они, подобно апостолам, наделены даром исцеления болезней и даже воскрешения мёртвых, что им удалось вернуть доктору Эймсу ( Dr. Eames ) не только жизнь, но и здоровье .

Ранние шейкеры могли перенять религиозную практику у этих проповедников. Среди их слушателей были супруги Уордли и ещё несколько квакеров, в дальнейшем создавших сообщество шейкеров .

Wardley Society

Непосредственным предшественником USBCSA стала Wardley Society — религиозная община на северо-западе Англии, основанная супругами Джеймсом и . Супруги Уордли были небогатыми портными из Болтона и набожными квакерами, считавшими, что истинная религия возникает из внутреннего опыта. Но в 1747 году они из этого опыта получили «следующую степень света и силы» , что побудило их отделиться от «Сообщества друзей» ( Society of Friends ) и создать свою религиозную группу .

Собрания Wardley Society проходили в Манчестере , Мертауне ( англ. Meretown, Mayortown ), Честере и в других местах вблизи Манчестера . Начинались они, как и у квакеров, с общей молчаливой молитвы сидя. Затем присутствующие по одному вставали и исповедовались в своих грехах перед всем собранием. Затем на собрании начиналась пылкая проповедь; чаще всего выступала Джейн Уордли (Матушка Джейн). Она рассказывала о своём мистическом опыте: небесных огнях и голосах, видениях — и о том, что Новая Эра уже наступает. Заключительная часть собрания шейкеров была самой динамичной: на ней верующие пытались выразить свои внутренние чувства телодвижениями: ходили по залу, пели, танцевали, тряслись, кричали. За это сторонние люди в насмешку прозвали их «трясущимися квакерами» ( англ. Shaking Quakers ). В дальнейшем это насмешливое прозвище стало нормативным общеупотребительным наименованием данного религиозного движения .

В сентябре 1758 года в Wardley Society вступила 23-летняя повариха лазарета Анна Ли . Эта религиозная группа оказалась вполне подходящей для неё. Анна Ли получила собственный мистический опыт и стала всё активнее выступать с проповедями на собраниях. Супруги Уордли были настолько впечатлены, что в 1771 году передали ей управление общиной, а сами «вышли в отставку». Анна Ли, уже имевшая негативный опыт супружеской жизни и пережившая ранние смерти всех четырёх её детей, стала выступать против всякой половой жизни и брака, видя в плотских удовольствиях причину всякого зла. Она ввела в религиозную практику громкие песнопения, прыжки, говорение на незнакомых языках и пророчествование . Около половины членов Wardley Society не приняли эти нововведения и вышли из общины .

Такие бурные религиозные собрания вызывали подозрения властей и обвинения в возмущении спокойствия и организации беспорядков. Матушка Анна Ли и другие члены Wardley Society неоднократно задерживались в Манчестере. Анна не менее двух раз была заключена в тюрьму Манчестера на несколько недель; в тюрьме у неё были видения и другие религиозные переживания, и после выхода на свободу она продолжала проповедовать свою веру и проводить собрания . Получив очередное откровение, она сказала готовиться к переезду в Америку, чтобы там основать истинную церковь Второго Пришествия, которая была названа «Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» . 19 мая 1774 года Анна Ли и восемь её последователей отправилась на корабле «Мария» ( Maria ) под командованием капитана Смита ( Smith ) в плавание из Ливерпуля в Нью-Йорк . С Матушкой Анной были: муж Абрахам Стенли ( англ. Abraham Stanley ), брат Уильям Ли ( William Lee ), племянница Нэнси Ли ( Nancy Lee ), а также , Джон Хокнилл ( John Hocknell ), финансировавший этот переезд, с его сыном Ричардом Хокниллом ( Richard Hocknell ), Джеймс Шепард ( James Shephard ) и Мэри Партингтон ( Mary Partington ) . На корабле они так же устраивали шумные молитвенные собрания, чем очень разозлили капитана, и тот пригрозил выкинуть их за борт. Судно попало в сильный шторм, от удара волны сместилась одна из досок в обшивке и началась сильная течь, грозящая неминуемой катастрофой. Но от удара другой волны та доска стала на место, и течь прекратилась. Шейкеры посчитали это чудом, результатом божественного вмешательства. Капитан посчитал так же и более не препятствовал их богослужениям. 6 августа 1774 года все благополучно прибыли в Нью-Йорк .

Ещё несколько человек из бывшего Wardley Society приехали в Америку год спустя. Оставшаяся в Манчестере община шейкеров, видимо, какое-то время продолжала существовать, но постепенно сошла на нет . Из прибывших вместе с Анной Ли не все остались шейкерами: Нэнси Ли и Ричард Хокнилл влюбились друг в друга и отказались соблюдать целибат , Абрахам Стенли отказался от религии, бросил Анну и женился на другой .

Создание поселений

Первое поселение шейкеров в Америке (фото 1870-х годов)

По совету ранее приехавших квакеров, Уильям Ли и Джон Хокнилл отправились вверх по реке Норт ( англ. North ) и нашли подходящее место в нескольких километрах к северу от города Олбани . Первое поселение шейкеров в Америке было названо «Нискаюна» ( Niskayuna ) — по индейскому названию этой местности . Уильям Ли и Джон Хокнилл купили этот участок земли и вернулись в город Нью-Йорк, откуда Джон Хокнилл направился в Англию, чтобы забрать свою семью в Америку. Позднее на этом же месте был город штата Нью-Йорк. В 1895 году было изменено, и сейчас место первого шейкерского поселения находится на территории города , а современный город занимает другую территорию. Кроме того, есть ещё современный город , расположенный в том же штате к северо-востоку от этого места. В результате нередко возникает путаница с историческими и современными географическими названиями. Во многих исторических источниках шейкеры-первопоселенцы называются «шейкерами Нискаюны» ( Niskayuna Shakers ), в других они же именуются «шейкерами Ватерфлита» ( Watervliet Shakers ) . Чтобы обозначить именно территорию первого поселения шейкеров, был введён термин .

25 декабря 1775 года Джон Хокнилл со своей семьёй и Джоном Партингтоном прибыл в Филадельфию, откуда они отправились в Нью-Йорк к Анне Ли. В Нью-Йорке они пробыли до февраля следующего года, потом отправились в Олбани, где воссоединились с остальной частью сообщества, а оттуда все пришли в шейкерский Ватерфлит — расчищать землю и возводить дома для будущих членов сообщества . Из брёвен был построен большой общинный дом, где позднее жила Анна Ли со Старшими Братьями и Сёстрами, проводили собрания и принимали гостей. В таких трудах и в ожидании исполнения пророчества Матушки Анны о том, что люди соберутся по благой вести о Втором Пришествии Христа , эти же шейкеры провели там три с половиной года — до 1780-го .

В конце 1779 года в посёлке Канаан ( Canaan ; ныне город округ Колумбия штата Нью-Йорк) проходил большой религиозный ривайвел под руководством местного пастора Самуила Джонсона ( Samuel Johnson ), к тому времени уже ставшего шейкером . Начались массовые религиозные переживания; многие люди говорили о видениях и предчувствиях, думали, что уже наступили последние дни, совсем скоро Христос придёт царствовать на Земле, и не будет больше войн и насилия. Но через несколько месяцев воодушевление пошло на спад, эсхатологические ожидания не оправдались. Многие люди расстроились из-за этого, но продолжали верить в близость наступления Царствия Божия на Земле, искали новые подтверждения этому. Некоторые из них весной 1780 года посетили Анну Ли и её тогда ещё маленькую духовную семью, живущую на границе цивилизации с Диким Западом, и усмотрели в этом начало исполнения библейских пророчеств и собственных предчувствий. Слухи об этих необычных людях быстро распространились, началось большое паломничество к шейкерам, и так «Сообщество верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» получило первое пополнение в Америке. Шейкеры из той первой общины вели активную миссионерскую работу среди местного населения и уже в 1780 году привлекли к себе много новообращённых .

В то время шла война за независимость США , в которой шейкеры не участвовали ни с какой стороны, потому что их религия категорически не позволяет давать клятву или присягу, брать в руки оружие, причинять смерть или вред другим людям. Шейкеров заподозрили в нелояльности и непатриотизме, и мировые судьи Олбани потребовали от шейкеров принести присягу на верность, которая поможет снять обвинения в скрытой враждебности. Шейкеры отказались это делать, и в июле 1780 года были отправлены в тюрьмы: сначала Дэвид Дарроу ( David Darrow ), Джозеф Мичэм и Джон Хокнилл, затем Айзекайя Хаммонд ( Hezekiah Hammond ) и Джоэл Пратт ( Joel Pratt ), наконец, Матушка Анна, Мэри Партингтон, Уильям Ли, Джеймс Уиттекер и Келвин Харлоу ( Calvin Harlow ) — все они оказались за решёткой, но и там продолжали проповедовать свою веру как другим заключённым, так и посетителям: многие последователи ходили к ним на свидания в тюрьму . Попавшие в заключение исключительно из-за своих религиозных убеждений шейкеры снискали симпатию граждан, что поспособствовало распространению их вероучения. В декабре того же года все они были освобождены по указу губернатора Джорджа Клинтона ( George Clinton ), без решения суда .

31 мая 1781 года Анна Ли, Уильям Ли, Джеймс Уиттекер, Сэмюел Фитч ( Samuel Fitch ), Мэри Партингтон и Маргарет Леланд ( Margaret Leland ) отправились в город Гарвард штата Массачусетс и далее по восточным штатам (Новой Англии) в миссионерское путешествие, в котором они провели два года и четыре месяца, обратили многих людей. Новые шейкеры появились в городах Нью-Лебанон и штата Нью-Йорк, Питсфилд , , , и штата Массачусетс , а также в округе Хэнкок штата Индиана , в штатах Коннектикут , Нью-Гэмпшир и Мэн (тогда ещё часть Массачусетса), и в других местах .

В 1783 году Анна Ли вернулась в шейкерский Ватерфлит, где 8 сентября 1784 года умерла и была похоронена . В том же 1784 году умер и её брат Уильям Ли, и «Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» возглавил , который оставался в этой должности вплоть до своей смерти в 1787 году.

После смерти Джеймса Уиттакера лидером шейкеров стал Джозеф Мичэм ( англ. Joseph Meacham ; 1742—1796). Ранее он был баптистским священником в городе штата Коннектикут. У шейкеров Батюшка Джозеф считается имеющим духовный дар откровения, уступающий только дару Матушки Анны .

Батюшка Джозеф привлёк будущую Матушку — (1760—1821) — к религии, и совместно они разработали шейкерскую форму коммунализма ( религиозного коммунизма ) , создали центральную шейкерскую деревню в Нью-Лебаноне, а в 1790 году — ещё одно поселение в Хэнкоке.

Всего за пять лет, с 1787 по 1792 год, в штате Нью-Йорк были основаны деревни и Ватерфлит. В штате Массачусетс , , и . Затем были созданы шейкерские деревни-коммуны и в других североамериканских штатах: в Коннектикуте и в Нью-Гэмпшире , также в Нью-Гэмпшире, и в штате Мэн .

В 1793 году вся собственность в каждой общине шейкеров стала «всецело посвящённой» ( англ. consecrated whole ), то есть была обобществлена , и каждый вступающий в общину подписывал такое обязательство :

С полной искренностью и самым торжественным образом посвящаю себя и доверяю всё мне лично принадлежащее Богу и Его народу. Я отказываюсь от собственности и передаю её дьяконам или другим доверенным лицам с тем, чтобы они правильно её использовали для блага церкви и помощи бедным, а не для личного обогащения. И я заявляю перед Богом, что не потребую никакой компенсации и никакого отчёта о переданной мною собственности.

После смерти Джозефа Мичэма в 1796 году организацию возглавила Люси Райт (Матушка Люси). Она продолжила миссию Анны Ли, и шейкерские миссионеры проводили уже не только в Новой Англии и Нью-Йорке, но и в более западных штатах. Особо отличились и Бенджамин Сет Янгс ( англ. Benjamin Seth Youngs ), старший брат , которые привлекли сотни новообращённых .

Матушка Люси ввела новые гимны и танцы, чтобы сделать проповеди более оживлёнными, а также помогла Бенджамину С. Янгсу написать книгу «Свидетельство о Втором Пришествии Христа» ( англ. The Testimony of Christ’s Second Appearing ), изданную в 1808 году.

Шейкеры-миссионеры пришли в Кентукки и Огайо после ривайвела в в 1801—1803 годах. С 1805 по 1807 годы были созданы шейкерские общины Юнион Виллидж ( англ. Union Village ) в Огайо, Саут Юнион ( South Union ) в о́круге Логан и в о́круге Мерсер штата Кентукки. В 1824 году было основано шейкерское поселение на юго-западе Огайо. Самое западное поселение шейкеров — располагалось на реке Вабаш ( Wabash River ) в нескольких милях к северу от городка округа Нокс штата Индиана .

Организационная структура и руководство

В период своего расцвета, в середине XIX века, «Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» имело тысячи полных членов и несколько уровней управления.

Шейкеры старались относиться друг к другу, как к братьям и сёстрам. Каждый полный член сообщества входил в одну из духовных семей — первичные группы шейкеров у них назывались именно семьями ( англ. families ), хотя люди в них не вели супружеской жизни и часто не были кровными родственниками друг другу, либо орденами ( orders ) . В такой семье могло быть от нескольких до нескольких десятков человек, которые жили в одном большом доме, но мужчины и женщины жили в разных половинах этого дома, с отдельными входами и лестницами. Во избежание соблазнов, мужчина и женщина не должны были оставаться наедине или прикасаться друг к другу. На многих работах братья и сёстры трудились также раздельно, но на некоторых — например, уборке урожая, заготовке дров и хвороста — могли и совместно. На богослужениях, семейных собраниях и трапезах братья и сёстры могли общаться, но садились по разные стороны помещения .

У каждой духовной семьи было своё отдельное фермерское хозяйство и своё производство товарной продукции. Обычно шейкеры старались сделать каждую семью экономически самодостаточной, но в трудные времена пострадавшим семьям помогали шейкеры из других семей и поселений .

Старшие Братья Джеймс С. Бейм, Абрахам Перкинс, Бенджамин Х. Смит и Генри К. Блинн
Старшая Сестра Мэри Уитчер , член Духовенства Кентерберейской епархии

Руководство каждой семьи состояло из двух Старших Братьев ( англ. Elders ) и двух Старших Сестёр ( Eldresses ). Старшие Братья контролировали других мужчин своей семьи, Старшие Сёстры — женщин, а решения, касающиеся всей духовной семьи, принимались четырьмя Старшими совместно. В религии шейкеров мужчины и женщины считались равноправными и в равной мере могли быть проповедниками и руководителями любого уровня. Это было следствием шейкерского представления о том, что Бог в равной мере сочетает в Себе мужское и женское начало. Шейкеры также верили, что мужчины и женщины равны пред очами Божьими, а потому и в земной жизни одинаково достойны уважения .

Кроме Старших, семья могла избрать также диаконов ( англ. deacons ) и диаконисс ( англ. deaconesses ), которых иногда также называли «доверенными» ( англ. trustees ); они занимались переговорами с не-шейкерами, продажами товаров, произведённых семьёй, и закупками для нужд семьи, решением других вопросов, касающихся взаимоотношений шейкерской духовной семьи с окружающим обществом .

Коммуна-поселение шейкеров могла состоять из одной или нескольких семей. Если семей в одной коммуне было несколько, главная среди них называлась «Церковной Семьёй» ( англ. Church Family ), её дом обычно находился в центре поселения, а её Старшие руководили всей коммуной. Другие семьи назывались «сателлитными», их дома и земельные участки располагались по разные стороны от усадьбы Церковной Семьи, и часто сателлитные семьи именовались по сторонам света — Северная Семья, Восточная Семья и т. д.

Следующий уровень — епархии ( англ. bishoprics ). Обычно епархия объединяла несколько соседних коммун-поселений. Коллегиальный руководящий орган епархии назывался «Духовенством» ( англ. Ministry ), он также состоял из двух Старших Братьев и двух Старших Сестёр и обычно находился в старейший из коммун епархии. Первой была организована Нью-Лебанонская Епархия ( The New Lebanon Bishopric ), которая располагалась в штате Нью-Йорк и включала в себя общины и .

Высшее руководство «Объединённого сообщества верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» в разные времена бывало как единоличным, так и коллегиальным . Главный орган управления сообществом — «центральное Духовенство» ( central Ministry ) — длительное время располагался в коммуне «Маунт Лебанон», он также состоял из двух Старших Братьев и двух Старших Сестёр. Один из этих четырёх Старших был главой всей религиозной организации шейкеров, и его называли «Главным» ( Lead ) . Ниже приведён список людей, возглавлявших шейкеров в разные годы :

Wardley Society:

  1. Матушка (1747—1771)
  2. Матушка Анна Ли (1771—1772)

«Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествии Иисуса Христа»:

  1. Матушка Анна Ли (1772—1784)
  2. Батюшка (1784—1787)
  3. Батюшка Джозеф Мичэм ( англ. Joseph Meacham ) (1787—1796)
  4. Матушка (1796—1821)
  5. Собрание Старших в составе: Старшие Братья Эбензер Бишоп ( Ebenezer Bishop ) и Руфус Бишоп ( Rufus Bishop ), Старшие Сёстры Рут Ландон ( Ruth Landon ) и Асенат Кларк ( Asenath Clark ) (1821-?)
  6. Старший Брат Гилз Эвери ( Giles Avery ) (?-1890)
  7. нет единого лидера (1890—1947)
  8. Старшая Сестра Фрэнсис Холл ( Frances Hall ) (1947—1957)
  9. Старшая Сестра Эмма Кинг ( Emma King ) (1957-?)
  10. Старшие Сёстры Гертруд Саул ( Gertrude Soule ) и Берта Линдсей ( Bertha Lindsay ) (? — примерно начало 1990-х)
  11. Старший Брат Артур Хадд ( Arthur Hadd ) и Старшая Сестра Джун Карпентер ( June Carpenter ) (? — н. в.) .

Шейкеры поддерживали единство своей религиозной организации; обособление, а также создание фракций или партий внутри неё не допускалось. Сами себя и друг друга шейкеры называли просто «Верующими» ( англ. Believers ), а также братьями ( Brothers ) и Сёстрами ( Sisters ); остальных людей они именовали «неверными» ( unbelievers ) или «мирскими» ( the world's people или wordly ), окружающее общество — «миром» ( the world ) .

Коммуны

В США шейкеры основали более двадцати общин — трудовых коммун-поселений и привлекли в них не менее 20 000 новообращённых . Во времена первого и второго « Великого пробуждения », когда был повышенный массовый религиозный энтузиазм, мессианские и коммунитарные призывы шейкеров получили значительный отклик. Одни из ранних обращённых так отозвался о шейкерах: «Мудрость их правил, чистота их доктрины, христоподобное поведение и простота их нравов — всё представлялось воистину апостольским» . Шейкеры представляли себя как малую, но важную утопическую попытку устроить жизнь по-евангельски. Проповедником у них мог быть любой верующий, независимо от пола, социального положения и образования .

Социальный состав шейкеров отличался большим разнообразием: в USBCSA вступали ремесленники, торговцы, ткачи, матросы, адвокаты, врачи и даже бывшие священнослужители других религий. Но костяк общин составляли мелкие фермеры, разорившиеся после экономических кризисов и промышленного переворота, потерявшие надежду подняться самостоятельно . По мнению А. А. Кисловой, вступление в коммуны шейкеров было не только практическим выходом из положения и не только стремлением жить согласно евангельским идеалам, но и «социальным антикапиталистическим протестом этих слоёв американского населения»; по этим же причинам, при всём развитии шейкерского промышленного производства, основным видом деятельности почти всех их коммун долго оставалось сельское хозяйство, а среди шейкеров пользовались популярностью идеи возвращения к «естественной жизни», к «естественной гармонии», которая одна может спасти человека от угрожающей дисгармонии «механического мира» .

Почти всю историю «Объединённого сообщества верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» женщин в нём было больше, чем мужчин. По мнению Вергланд, причиной тому было равноправие мужчин и женщин, установленное среди шейкеров намного раньше, чем в окружающем их англо-американском обществе. В США конца XVIII — первой половины XIX века женщина имела больше прав и свобод, чем прежде в Англии: она была вправе отказаться выходить замуж, незамужняя могла самостоятельно владеть собственностью, заниматься работой или бизнесом (но на практике это удавалось только в крупных городах), наследовать по завещанию. Было разрешено заключение брачных контрактов, по которым собственность жены могла не полностью переходить в распоряжение её мужа. Однако замужняя по-прежнему не имела отдельной гражданской правоспособности и была обязана подчиняться мужу (не получая взамен никаких конкретных гарантий безопасности или материального обеспечения), развод был затруднён, и дети всегда оставались с отцом, а разведённая мать не имела никаких прав на них. В штате Массачусетс вдова получала треть земли покойного мужа в пожизненное владение, но не имела права продавать эту землю. Избирательные и другие политические права американские женщины тогда ещё не имели. Работодатели часто платили женщинам меньше, чем мужчинам за ту же работу, из-за чего многие работницы не могли накопить достаточных сбережений и при потере трудоспособности могли надеяться только на помощь родственников — либо отправляться в дома бедняков. А в коммуне шейкеров всем сёстрам, равно как и братьям, обеспечивалась безопасность и помощь при болезни или старости, давалось право участвовать в делах общины .

Трудовая и хозяйственно-экономическая деятельность

Шейкер делает коробки. Питтсфилд , Массачусетс, 1935
Шейкерская мебель
Сбор лекарственных трав
Плоские веники — изобретение шейкеров

Ценящиеся у шейкеров чистоплотность, честность и бережливость способствовали тому, что во времена расцвета движения коммуны шейкеров имели большой успех как во внутрихозяйственных делах, так и в продаже производимых ими товаров на внешнем рынке. При всех шейкерских деревнях-коммунах создавались фермы, на которых применялись новейшие методы сельского хозяйства. Производство и зимнее хранение продуктов питания были приоритетом в хозяйственной деятельности шейкеров, и они почти полностью обеспечивали себя пищей из собственного хозяйства .

Большим спросом пользовались продаваемые шейкерами лекарственные травы, семена садовых деревьев (их поставляла созданная шейкерами фирма ), яблочное пюре, вязанная одежда из коммуны «Кентербери» . Шейкеры стали первыми в США крупными поставщиками лекарственных трав, а также первыми начали продавать семена в бумажных пакетиках .

Кроме сельского хозяйства, шейкеры в своих коммунах занимались также различными ремёслами, создали множество различных коммерческих промышленных мануфактур по производству кожи, корзин, щёток, шляп, веников, галантерейных товаров и домотканой материи. Шейкеры внедряли новейшие технологии, доступные им в то время, а также сами сделали несколько изобретений и множество технических усовершенствований: в их числе баббит , культиватор , круглая пила , прищепка , шейкерский крючок, плоский веник , стиральная машина с колёсным приводом , машина для установки зубцов в текстильные карты , механическая молотилка , металлические перья, пожарная машина нового типа, машина для выравнивания досок , малогабаритные ткацкие станки для ткани из пальмовых листьев , машины для изготовления веников из кукурузы, шаровые кантователи для ножек стульев , несколько усовершенствований водопровода, строгального и шёлконаматывающего оборудования .

Промышленная продукция шейкеров тоже славилась своим высоким качеством и пользовалась спросом. Особую известность получила , которая ценилась за долговечность, функциональность и простоту . В частности, шейкерская коммуна «Маунт Лебанон» в штате Нью-Йорк незадолго до гражданской войны в США преуспела в производстве стульев собственной разработки. Сначала целая серия этих стульев была изготовлена для общего собрания коммуны, потом «Маунт Лебанон» стала производить их для продажи, и эти высококачественные дорогие стулья быстро стали столь востребованными на рынке, что несколько мебельных компаний-конкурентов запустили в производство собственные версии «шейкерских» стульев.

Благодаря этим успехам благосостояние шейкерских коммун в первой половине XIX века стремительно возрастало. В трудолюбии, качественной работе, аккуратности, чистоте и стремлении к совершенству шейкеры видели не только залог материального благополучия, но и духовный смысл. На этот счёт имелось несколько предписаний Анны Ли :

  • Добрые духи не будут жить там, где грязь.
  • Работай так, как будто у тебя впереди тысячи лет жизни, и так, как если бы завтра помирать.
  • Руки — работе, а сердце — Богу.
  • Трудом проложи свой путь к Богу; да будет это твоим наследием, твоим сокровищем, твоим занятием, твоей повседневностью.

Также Матушка Анна призывала своих последователей не влезать в долги .

Положение мужчин, женщин и детей

Разделение труда между мужчинами и женщинами оставалось традиционным: женщины занимались прядением, ткачеством, шитьём, сбором трав, приготовлением пищи, уборкой помещений и упаковкой товаров для продажи, мужчины — работой на полях, в мастерских и магазинах. Братья собирали семена, сёстры их расфасовывали для продажи . Шейкеры осознавали тяжесть и важность и мужского, и женского труда .

Девочки в шейкерской коммуне (1899 год)

Из-за требования абсолютного целибата шейкер не мог производить на свет потомство, кроме случаев, когда новообращённая женщина во время принятия в общину уже была беременной — тогда родившийся ребёнок оставался жить с матерью в общинном доме. Дети могли быть приняты в общину также через усыновление или обращение в веру. Бывали и случаи оставления неизвестными людьми младенцев около шейкерских домов; таких подкидышей шейкерские коммуны тоже принимали к себе, как и сирот, одиноких и бездомных людей более старшего возраста — всех, кто принимал веру и правила жизни шейкеров . Жизнь детей и подростков в общине шейкеров была вполне упорядоченной, безопасной и предсказуемой, там было достаточно взрослых, готовых о них позаботиться . Когда юноши и девушки, выросшие в общине шейкеров, достигали 21 года, они могли свободно выбирать, оставаться ли шейкерами или покинуть коммуну и жить самостоятельно. Многие из них, не желая соблюдать целибат, уходили, и сейчас в Америке живут тысячи потомков бывших юных шейкеров .

Бывало и так, что в «Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» вступали целые семьи с детьми: такое произошло с юным , который стал шейкером заодно с родителями — и добровольно остался им, когда уже вырос .

Обучение

Шейкерская школа

Шейкерская коммуна «Нью-Лабанон» в штате Нью-Йорк создала свою школу в 1815 году; в начале 1817 года эта школа получила сертификат штата и стала публичной школой. Обучение велось по Белл-Ланкастерской системе , которая в то время считалась передовой. Мальчики учились зимой, девочки — летом.

В первых шейкерских школах обучали чтению, речи, правописанию, арифметике и хорошим манерам. Позднее добавились уроки музыки, алгебры, астрономии и агрохимии . Некоторые из шейкерских школьных записей сохранились до наших дней .

В период расцвета шейкерские школы были в числе лучших, и в них учились не только малолетние шейкеры; родители других вероисповеданий иногда отдавали детей в шейкерские школы. Государственные инспекторы и другие сторонние люди, посетившие шейкерские школы, оставили позитивные отзывы об учителях и учащихся .

Эра Раскрытия

Основная статья:

Расцвет религиозного движения шейкеров, их «золотой век» пришёлся на период с 1820 по 1860 год. Именно в эти годы количество членов и участников достигло исторического максимума, и они продвигались из Новой Англии всё дальше на запад — в Индиану, Кентукки, Огайо.

В период своего расцвета в 1840 году «Сообщество верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» насчитывало около 5000 полных членов, максимальное их количество доходило до примерно 6000, а всего в 19 шейкерских поселениях проживало около 200 тысяч человек .

Развивалась и духовная жизнь шейкеров: в конце 1830 годов у них начался период активного духовного ревивализма , который сами шейкеры называли «Эрой Раскрытия» ( англ. Era of Manifestations ) и «временем Матушкиных трудов» ( англ. period of Mother's work ) — Шейкеры считают, что Матушка Анна в последние годы её жизни получала много духовных откровений, которые сбылись в Эру Раскрытия .

Эти «духовные дары» обрели материальное воплощение в виде «рисунков дара» ( англ. gift drawings ), написанных шейкерскими художниками-визионистами : Ханной Кохун , Полли Энн Рид , Полли Колинз , Джейкобом Скином ( Jacob Skeen ) и другими. Многие из этих картин остаются исторически значимыми артефактами шейкерского самодеятельного искусства .

Исаак Н. Янгс, шейкерский историк и писарь, записал многие события из жизни шейкерской общины «Нью-Лебанон» в эру раскрытия и Матушкиных трудов — в «Местном журнале» ( англ. Domestic Journal ), в своём дневнике, в «Очерках видений» ( Sketches of Visions ) и в книге «Краткий обзор Церкви Божией» ( англ. A Concise View of the Church of God )

Гражданская война в США

Как убеждённые пацифисты, шейкеры считали неприемлемым убийство людей и причинение телесных повреждений, даже во время войны. Во время Гражданской войны в США раненные и беглые солдаты обеих сторон могли найти прибежище в общинах шейкеров. Шейкеры больше симпатизировали северянам, но заботились и о бывших солдатах Конфедерации. Президент Линкольн освободил мужчин-шейкеров от военной службы, и они стали одними из первых в американской истории отказников совести .

Окончание гражданской войны и отмена рабства привели к значительным изменениям в экономике США. Началась стремительная , создавались всё более крупные заводы и фабрики, оборудованные новейшей на то время техникой, и шейкерским мануфактурам становилось всё сложнее конкурировать с ними. Доходы шейкерских коммун снижались, их благосостояние оказалось под угрозой, стало труднее привлекать новых членов , а многие старые покинули сообщество и отправились на заработки в города. Приток новообращённых уже не покрывал оттока бывших членов и значительной естественной убыли в шейкерских общинах, где почти не было деторождения .

Новейшее время

С конца XIX века движение шейкеров начало приходить в упадок. Шейкерские коммуны не выдерживали экономической конкуренции с крупными производителями массовой продукции и в начале XX века стали одна за другой закрываться. В 1887 году полных членов «Сообщества верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» было около четырёх тысяч, но уже в 1902 году осталось около одной тысячи человек и 17 коммун, а в 1920 году — 12 коммун .

В середине XX столетия были приняты новые федеральные законы США, запрещающие отдавать детей-сирот в религиозные группы.

В 1957 году Старшие Сёстры Гертруд, Эмма и Ида ( Gertrude, Emma, Ida ), руководившие деревней-коммуной «Кентербери», после «многомесячной молитвы», проголосовали за то, чтобы закрыть в сейфе ковенант , больше не давать его подписывать никому, и тем самым прекратить приём новых членов в «Сообщество верующих во второе пришествие Иисуса Христа» . Тем самым была поставлена под сомнение правомочность членства в сообществе тех людей, которые вступили в него после 1957 года. В 1988 году Старшая Сестра Берта Линдсей ( Bertha Lindsay ) из коммуны «Кентербери», говоря от 20—30-летних шейкерах, живущих в коммуне «Саббатдей Лейк», оспаривала их членство: «Чтобы стать шейкером, Вам необходимо подписать юридический документ с соответствующими обетами — официальный ковенант, который заперт в нашем сейфе. Членство закрыто навсегда» . Она посчитала это исполнением пророчества Матушки Анны Ли о временах, когда оставшихся шейкеров можно будет пересчитать по пальцам на двух руках, а потом шейкеров уже не будет .

Но шейкеры в «Саббатдей Лейк» с такой трактовкой не согласны и считают, что хоть тот ковенант и заперт навсегда в сейфе — религиозные обеты из-за этого не теряют силу и не могут иметь сроков окончания действия, потому появление новых шейкеров по-прежнему возможно :

Если кто желает стать шейкером, и шейкеры согласны [принять его], будущий член может переехать в жилой дом [в общине шейкеров]. Если так называемые «новички» остаются там на неделю, они подписывают письменное соглашение об условиях подлежащего оформлению договора, которое защищает колонию против исков о возмещении невыплаченной зарплаты. Через год шейкеры будут голосовать по вопросу о принятии новичка, но только ещё через четыре года принятый получит статус полного шейкера и сможет участвовать в принятии финансовых, административных и богослужебных решений колонии.

Жилой дом в «Саббатдей Лейк»

Последней из крупных общин в 1960 году прекратила своё существование деревня Хэнкок (она же Град Мира) близ города Питтсфилд , штат Массачусетс . В 1992 году закрылась коммуна «Кентербери», и осталась только одна действующая шейкерская коммуна «Саббатдей Лейк», население которой неуклонно сокращалось. В 2009 году «Сообщество верующих во второе пришествие Иисуса Христа» состояло только из трёх человек . 2 января 2017 года в «Саббатдей Лейк» на девяностом году жизни скончалась сестра Фрэнсис Карр ( Frances Carr ), и в мире осталось только двое шейкеров — полных членов сообщества: брат Арнольд Хадд ( Arnold Hadd , 58 лет) и сестра Джун Карпентер ( June Carpenter , 77 лет) . Оставшиеся надеются, что искренние новообращённые ещё придут к ним , и отрицают, что шейкеризм оказался неудачным утопическими экспериментом :

Шейкеризм не является анахронизмом, как многие утверждают; и он не завянет, как печальный последний цветок, взращённый стараниями либеральных утопистов XIX века. В шейкеризме есть послание для нынешнего поколения — и это послание сегодня столь же верно, как и в те времена, когда оно было явлено. Оно учит, прежде всего, тому, что Бог есть Любовь, и что наша самая святая обязанность — и впредь открывать миру Бога, который есть любовь.

Вероучение и религиозная деятельность

Традиция

Шейкеры считают себе продолжателями традиции христианских диссентеров , начавшейся с монтанистских пророков ранней христианской церкви и продолжавшейся через квакеров, а также через камизардов и некоторые другие недолго существовавшие религиозные группы. Шейкеры считают себя оставшимися в живых последователями истинной церкви, которая была маргинализирована и преследовалась ложной антихристианской церковью .

Основные положения

Согласно краткому изложению религиозной доктрины шейкеров, опубликованному на сайте ныне единственной действующей шейкерской общины «Саббатдей Лейк», основные положения веры шейкеров таковы :

  • Шейкеры верят в вечного Единого Бога — всемогущего, вездесущего и всеведающего, который является Создателем и Первопричиной всего сущего, видимого и невидимого. Бог полностью духовен и не имеет тела, а потому не имеет половой принадлежности (в человеческом её понимании), но сочетает в Себе как мужское, так и женское начала.
  • Шейкеры признают божественность Иисуса Христа и его рождение от девы, верят во всё, написанное в Евангелиях, и во Второе Пришествие Христа, но считают, что второй раз Иисус Христос придёт на Землю не во плоти, но в духе любви и истины; этот дух может пребывать в том или ином человеке, но человек от этого не оказывается Иисусом Христом.
  • Матушку Анну Ли шейкеры называют «Невестой Христовой» ( англ. the Bride of Christ ), помощницей и «Второй Евой», но не отождествляют её с Иисусом Христом и утверждают, что она никогда не называла себя Христом, но Дух Христа пребывал в Анне Ли и направлял её, потому что она была Им избрана и полностью посвятила себя Ему.
  • Шейкеры полагают, что большинство людей в мире забыли настоящего Бога, и видят своё призвание в том, чтобы проявить в этом мире Дух Христов через свою жизнь и свои качества. Считают, что Бог всегда использует очень малую группу незнатных людей, исполняющих Его волю, чтобы создавать Царство Божие на Земле.
  • Каждому следует исповедовать все свои грехи за всю сознательную жизнь — перед Богом и шейкером-свидетелем.
  • Полные члены сообщества обязаны соблюдать абсолютный целибат и стремиться жить подобно Христу и ангелам.
  • Любовь и мир — основополагающие ценности, данные в Новом Завете, и принявший их не только не может брать в руки оружие и причинять вред другим людям, но также не должен на кого-либо обижаться или жаждать мести; нужно желать только добра каждому человеку, независимо от того, что он делает. На основе этих ценностей возможно всеобщее братство и равенство людей, и шейкеры воплощают его на практике в своей повседневной жизни уже более двухсот лет.
  • Принявший веру должен внести всё своё имущество в общину и более не копить себе сокровищ на земле; всякую вещь, которой пользуется человек, следует считать временно вверенной ему Богом.

Этика и правила жизни

Среди нравственных ценностей шейкеров можно выделить четыре наивысших:

  1. Девственная чистота, целомудрие, целибат .
  2. Религиозный коммунизм — полное обобществление имущества и доходов.
  3. Исповедание грехов.
  4. (внешнего общества, не принимающего веру шейкеров).

Человек, не приемлющий или не исполняющий хотя бы один из этих четырёх принципов, не является истинно верующим шейкером и не может быть полным членом «Сообщества верующих во Второе Пришествие Христа» .

В доктрине Анны Ли первородный грех Адама понимается как первое совокупление, ставшее актом нечистоты. После Второго Пришествия все браки верующих утратят силу, и в наступившем Царствии Божием не будет ни замужних, ни женатых. Поскольку общины верующих стремятся стать хотя бы прообразом Царствия Божьего, то и в них не должно быть ни браков, ни секса. В шейкерской общине мужчинам нельзя даже дотрагиваться до женщин (как и женщинам до мужчин) . Исповедание грехов и покаяние открывает двери духовному возрождению, и абсолютный целибат становится нормой жизни .

Как и квакеры, шейкеры придерживаются спиритуализма и считают, что Бога следует искать внутри себя самого, а не через священников или обряды, и что возможно непосредственное получение верующими откровений от Духа Божьего во время духовного пробуждения; этого состояния они старались достичь с помощью молчаливой молитвы-медитации. Получивший такой духовный дар и в земной жизни сможет не совершить более греха .

Исчисление сроков

В одном из основополагающих теологических текстов шейкеризма — «Общем обзоре церкви тысячелетия» ( англ. A Summary View of the Millennial Church ) , опубликованном в 1823 году, приводятся расчёты по Откровению Иоанна Богослова сроков наступления миллениума, когда человечество обретёт спасение на Земле. Цитируется Откр. : «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище». Шейкерские комментаторы считают, что в пророчествах день равен году, и что эти двое свидетелей будут пророчествовать 1260 лет во времена царствования Антихриста . Этот тёмный период начался в 457 году нашей эры, когда римский папа Лев I установил верховенство Ватикана , и закончился через 1260 лет в 1717 году, когда царь Пётр I разрешил свободу совести в России, после чего веротерпимость стала потихоньку распространяться и в Европе. В той же главе Откровения сказано, что язычники будут 42 месяца попирать святой город . Сорок два месяца — это 1278 дней-лет, и если к 457 году прибавить 1278, получаем 1735 год, в котором закончилось попрание святого города, а сразу после должно начаться его восстановление. И как раз в следующем 1736 году родилась Анна Ли .

Молитвенные собрания

Богослужение шейкеров

Интерьеры молитвенных домов шейкеров были простыми и аскетичными; их стены окрашивались в однотонный белый цвет, подмостков, кафедр, каких-либо украшений не было — шейкеры отвергали их как слишком мирские и суетные вещи. Однако молитвенные собрания были довольно оживлёнными: верующие ходили рядами, пели песни, танцевали, иногда вздрагивали, резко поворачивались, дёргались, вскрикивали. Поначалу шейкерские молебны были неупорядоченными, шумными, хаотичными и эмоциональными. Но в дальнейшем шейкеры выработали довольно слаженные религиозные танцы и упорядоченные марши с символическими жестами. Многие сторонние люди не понимали смысл жестов и песен шейкеров, потому осуждали такие богослужения или смеялись над ними .

Культурное наследие

Артефакты

В середине XX века, когда многие коммуны шейкеров уже исчезли, в США появились коллекционеры предметов шейкерской культуры, несущих дух эпохи раннего модернизма и воплотивших в себе принцип «функция определяет форму» .

Не меньшим интересом продолжают пользоваться религиозные рисунки, танцы и песни шейкеров. Дорис Хамфри поставила «Танец избранных» ( англ. Dance of The Chosen ), показывающий религиозный пыл шейкеров .

Поселения шейкеров как туристические объекты

Уже в XIX веке шейкерские деревни-коммуны привлекали сотни туристов, и сохранилось много письменных свидетельств об их поездках. На посетителей производили впечатление успехи шейкеров в сельском хозяйстве, их чистота, аккуратность, искренность и гостеприимство. Пищевые продукты шейкерских ферм считались деликатесом, многие другие товары шейкерского производства также часто были лучшими в своём роде .

Музеи

  • в городе Альфред , штат Мэн .
  • в городе , штат Нью-Гэмпшир .
  • в городе , штат Нью-Гэмпшир.
  • в городе , штат Массачусетс .
  • в городе , штат Массачусетс.
  • , недалеко от города , штат Кентукки .
  • , , штат Мэн.
  • — общественная организация по охране природного и культурного наследия в месте расположения исторической шейкерской деревни в , штат Огайо .
  • в городе , штат Нью-Йорк .
  • в городе , штат Нью-Йорк.
  • в городе Оберн , штат Кентукки.

Музыка

Шейкерский мьюзик-холл

Большая часть ранней шейкерской музыки — монодическая , с одной мелодической линией без гармонизации. Их мелодии и гаммы происходят от народных песен Британских островов, но шейкеры записывали музыку и бережно хранили эти записи, потому их музыкальные произведения уже не относятся к устному народному творчеству, но образуют особый музыкальный жанр. Многие их тех мелодий необыкновенно плавные и красивые. Шейкерские песни стали важной частью американского культурного наследия и мировой религиозной музыки, но остаются малоизвестными .

Ранние шейкерские гимны передавались из уст в уста или пересылались в письмах между поселениями шейкеров. Многие верующие сами сочиняли и стихи, и музыку. В 1813 году шейкеры издали сборник текстов песен под названием .

После Гражданской войны в США, шейкеры стали издавать нотные записи своих религиозных песен. В них музыка уже была с четырёхчастной гармонией. Эти песни обычно исполнялись шейкерами в начале их воскресных богослужений. Последнее такое шейкерское нотное издание вышло в 1908 году в Кантербери, Нью-Гемпшир .

Композитор Аарон Копленд в 1944 году написал для Марты Грэм знаковую балетную партитуру ; музыкальный финал этой композиции основан на мелодии знаменитой шейкерской песни . Композитор дал этой работе рабочее название «Балет для Марты», чтобы Грэм могла ей включить в свой сценарий, и говорил, что при написании музыки он не думал ни об Аппалачах, ни о весне. Совпадение или нет, но шейкеры действительно проводили богослужения на горе (хребет Таконик , Аппалачи ) .

Некоторые исследователи, такие как и Даниэль В. Паттерсон ( Daniel W. Patterson ), составили сборники песен шейкеров, отдельные музыкальные коллективы исполняли шейкерские песни и танцы .

Самая объёмная звукозапись шейкерских песен в исполнении самих шейкеров была сделана с 1960 по 1980 год и вышла на двух CD-дисках с иллюстрированным буклетом под названием «Да сдвинется Сион: музыка шейкеров» ( англ. Let Zion Move: Music of the Shakers ) . Издавались и другие записи шейкерских песен в исполнении как шейкерских, так и других музыкальных групп. Среди них большой коммерческих успех имели два альбома, записанных ансамблем в «Саббатдей Лейк»: «Простые дары» ( Simple Gifts , 1995) и «Золотая жатва» ( The Golden Harvest , 2000). В этих альбомах звучат голоса как музыкантов этого ансамбля, так и немногих оставшихся шейкеров ныне единственной коммуны.

Оценки и критика

Ряд авторов называют шейкеризм феминистской религией за строгое следование принципу равенства полов как в вероучении, так и в повседневной жизни и организации деятельности. Так, Эдвард Деминг Эндрюс ( Edward Deming Andrews ), автор нескольких книг о шейкеризме, утверждал, что шейкеры и шейкерки наслаждались «полным равенством в правах», свидетельством чему была и шейкерская концепция гендерного дуализма Бога, представлявшегося в равной мере Отцом и Матерью, и шейкерская система совместного правления старших братьев и старших сестёр . Французский писатель Анри Дерош ( Henri Desroche ) и, позднее, теоретик феминизма Салли Китч ( Sally Kitch ) усматривали проявление феминистичности шейкеризма в полном целибате, который, как отмечала Китч, исключал всё то, за что современные феминистки критикуют брак и сексуальность . Другие авторы не считают шейкеров сторонниками гендерного равенства в современном его понимании; Керн и Лоуренс Фостер ( Kern and Lawrence Foster ) отмечают, что шейкеры признавали глубокие врождённые различия между полами, и что у них сохранялось такое же разделение труда между мужчинами и женщинами, какое было в окружающем американском обществе в XIX веке .

Пояснения

  1. англ. a further degree of light and power
  2. Перевод затруднён: англ. revival означает «религиозное возрождение» или «духовное пробуждение»; однако у Хаскетта этим словом явно называется религиозное собрание или ряд таких собраний, служащих этой цели.
  3. У Хаскетта указано 31 мая 1780 года, что явная опечатка, т. к. противоречит другим источниками и хронологии событий
  4. англ. The wisdom of their instructions, the purity of their doctrine, their Christ-like deportment, and the simplicity of their manners, all appeared truly apostolical.
  5. англ. Pittsfield
  6. перевод затруднён, англ. the wheel-driven washing machine
  7. перевод затруднён, англ. a machine for setting teeth in textile cards
  8. англ. a threshing machine
  9. англ. a machine for matching boards
  10. англ. small looms for weaving palm leaf
  11. англ. ball-and-socket tilters for chair legs
  12. англ. silk reeling machinery
  13. Шейкеры практиковали общение с духами умерших; верующий, который общался с таким духом, назывался «визионистом» ( англ. visionist ) или «инструментом» ( instrument ), а то послание или идея, что человек получал от духа, называлось «дар» ( gift )
  14. англ. A present from Mother Lucy to Eliza Ann Taylor
  15. англ. The Tree of Light or Blazing Tree
  16. англ. To become a Shaker you have to sign a legal document taking the necessary vows and that document, the official covenant, is locked up in our safe. Membership is closed forever.
  17. Откр. : «А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца».
  18. англ. form follows function

Примечания

  1. Краткая российская энциклопедия , 1997, статья " Ли, Анна ".
  2. А. А. Азаров, Большой англо-русский словарь религиозной лексики , 2004, С. 686
  3. Народы Америки. Том I , 1959, С. 345
  4. Н. М. Гольдберг, Свободомыслие и атеизм в США XVIII-XIX вв , 1965, С. 117
  5. Л. Н. Митрохин , К. Л. Блаженов, Словарь атеиста , 1990, С. 145
  6. Л. Н. Митрохин , В. П. Андронова, Христианство: словарь , 1994, С. 257
  7. Радио Свобода , А. Генис , от 13 июня 2021 на Wayback Machine , 2015
  8. , pp. 42—44.
  9. , p. 141.
  10. .
  11. , с. 153.
  12. , p. 8.
  13. , pp. 17—18.
  14. , pp. 17—20.
  15. , pp. 18—20.
  16. .
  17. , p. 7.
  18. , pp. 1—8.
  19. , p. 20.
  20. , p. 105.
  21. , pp. 17—22.
  22. , p. 15.
  23. , p. 123.
  24. , pp. 21—22.
  25. , p. 20.
  26. , pp. 25—26.
  27. , p. 138.
  28. , p. 24.
  29. , pp. 80—81.
  30. , p. 24.
  31. , p. 140.
  32. , p. 80.
  33. , p. 81.
  34. , pp. 28—29.
  35. , p. 27.
  36. , pp. 10—37.
  37. , pp. 24, 141.
  38. , pp. 29—30.
  39. , с. 59.
  40. , p. 30.
  41. , pp. 26—28.
  42. , pp. 30—33.
  43. , pp. 141—143.
  44. , p. 143.
  45. , p. 41.
  46. , pp. 23—24, 138—144.
  47. , pp. 25—34.
  48. , pp. 10—12, 40-42.
  49. , pp. 35—37.
  50. , с. 60.
  51. , pp. 55, 110.
  52. , pp. 62—64.
  53. , p. xiii.
  54. , p. 94.
  55. .
  56. , p. 18.
  57. .
  58. .
  59. , pp. xx, 114.
  60. , p. 32–33.
  61. , с. 210.
  62. , pp. 1–2.
  63. .
  64. .
  65. , pp. 53—74.
  66. , pp. 152—159.
  67. .
  68. , pp. 264—268.
  69. , chapter 7.
  70. , p. 262.
  71. , p. 1.
  72. , pp. 201—214.
  73. , p. 21–27.
  74. , chapter 2.
  75. , chapter 2.
  76. , chapter 4.
  77. .
  78. , p. 40.
  79. , pp. 1—15.
  80. .
  81. .
  82. , pp. 337—370.
  83. , p. 522.
  84. .
  85. .
  86. .
  87. .
  88. .
  89. .
  90. .
  91. .
  92. , p. 23.
  93. .
  94. , pp. 244—245.
  95. , p. 12.
  96. .
  97. .
  98. , p. 47.
  99. , pp. 43, 146, 169, 239.
  100. .
  101. , pp. 274—276.
  102. .
  103. .
  104. .
  105. .
  106. .
  107. .
  108. .
  109. .
  110. .
  111. , pp. 23-24.
  112. , p. 24.

Литература

О движении шейкеров в целом и отдельных коммунах шейкеров
  • Adams, Thomas Sewall; Ely, Richard T. (англ.) // The New International Encyclopædia. — 1905.
  • Andrews, Edward D. . — N. Y. : Dover Publications, 1963.
  • Andrews, Edward D. The People Called Shakers. — Dover Publications, 2011. — ISBN 0486210812 .
  • Andrews, Edward D.; Andrews, Faith. (англ.) // Winterthur Portfolio. — 1973. — No. 8 . — P. 201–214 .
  • Andrews, Edward D. Andrews, Faith. Work and Worship: The Economic Order of the Shakers. — Greenwich, Conn.: New York Graphic Society, 1974.
  • Andrews, Edward D.; Andrews, Faith. Work & Worship Among the Shakers. — N. Y. : Dover Publications, 1982.
  • Brewer, Priscilla. Demographic Features of the Shaker Decline, 1787–1900 // Journal of Interdisciplinary History : j. — 1984. — Т. 15.1 .
  • Brewer, Priscilla. (англ.) // Stein, Stephen J. The Shaker Experience in America. — Hanover, N.H.: University Press of New England, 1986.
  • Brewer, Priscilla. The Shakers of Mother Ann Lee (англ.) // Donald E. Pitzer America’s Communal Utopias. — 1997. — P. 37-56 .
  • Burns, Deborah E. . — U. Press of New England, 1993. — 246 p.
  • Chambers, John Whiteclay; Anderson, Fred. . — Oxford University Press, 1999. — ISBN 978-0-19-507198-6 .
  • Chase, Daryl. . — University of Chicago libraries, 1938.
  • Clark, Bob. . — Dog Pond Press, 2006. — P. 189. — ISBN 978-0-9755362-5-4 .
  • Davenport, Guy. Shaker Light (англ.) // The Hunter Gracchus: And Other Papers on Literature and Art. — N. Y. : Counterpoint, 1996. — P. 52-59 .
  • De Wolfe, Elizabeth. . — Palgrave, 2002.
  • Duffield, Holley Gene. . — Scarecrow Press, 2000.
  • Evans, Frederick William. . — Appleton, 1859.
  • Foster, Lawrence. Shakers (англ.) // Encyclopedia of Religion. — 1987. — Vol. 13 . — P. 200—201 .
  • Foster, Lawrence. . — 1st ed. p. cm. — Syracuse, NY: Syracuse University Press, 1991. — ISBN 0-8156-2535-9 .
  • Garrett, Clarke. Origins of the Shakers: From the New World to the Old World. — Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1987.
  • Gopnik, Adam. Shining Tree of Life: What the Shakers did (англ.) // New Yorker. — 2006. — 13 & 20 2. — P. 162—168 .
  • Green, Calvin; Wells, Seth Y. A Summary View of the Millennial Church. — 1823.
  • Gutek, Gerald; Gutek, Patricia. Visiting Utopian Communities: A Guide to the Shakers, Moravians, and Others. — U. of South Carolina Press, 1998. — 230 p.
  • Haskett, William J. . — author, 1828. — 300 p.
  • Hauffe, Thomas. Design: An Illustrated Historical Overview. — Koln: DuMont Buchverlag, 1995.
  • Hinds, William Alfred. . — Second Revised Edition. — Chicago: Charles H. Kerr & Co., 1908.
  • Madden, Etta M. . — Westport, CT: Greenwood Press, 1998. — ISBN 0-313-30303-7 .
  • McKinstry, E. Richard. The Edward Deming Andrews Memorial Shaker Collection. — New York & London: Garland Publishing, 1987.
  • The Millennial Laws of 1821 // The Shaker Quarterly / Johnson, Theodore E., ed.. — 1967. — Vol. 7.2. — P. 35–58.
  • / Seth Youngs Wells, comp.. — Hancock, Mass.: Josiah Tallcott, Jr., 1813.
  • Morgan, John H. The United Inheritance: The Shaker Adventure in Communal Life (Exemplified in Their Religious Self-Understanding). — Bristol, IN: Quill Books, 2002.
  • Morse, Flo. Shakers and the World’s People. — Hanover, N.H.: University Press of New England, 1982.
  • Murray, John E. (англ.) // Journal for the Scientific Study of Religion. — 1995. — Iss. 34 . — P. 35–48 .
  • Paterwic, Stephen J. . — Scarecrow Press, 2008. — ISBN 978-0-8108-6255-5 .
  • Paterwic, Stephen J. . — Scarecrow Press, 2009. — ISBN 9780810870567 .
  • Portman, Rob; Bauer, Cheryl. . — Wilmington, Ohio: Orange Frazer Press, 2004. — ISBN 1-882203-40-2 .
  • Promey, Sally M. . — Indiana University Press, 1993.
  • Rieman, Timothy D.; Muller, Charles R. The Shaker Chair / Line Drawings by Stephen Metzger. — The Canal Press, 1984.
  • Rotundo, Barbara. Crossing the Dark River: Shaker Funerals and Cemeteries (англ.) // Communal Societies. — 1987. — Vol. 7 . — P. 36–46 .
  • Shaker Baby (англ.) // Pittsfield Sun. — 1873. — September. — P. 1 .
  • Sprigg, June; Larkin, David. Shaker: Life, Work, & Art. — 1987.
  • Stein, Stephen J. . — Yale University Press, 1992.
  • Thompson, Edward Palmer. . — IICA, 1980.
  • Wergland, Glendyne R. Our Shaker Ancestors (англ.) // NEHGS New England Ancestors. — 2006. — Iss. 7.5–6 . — P. 21–27 .
  • Wergland, Glendyne R. Visiting the Shakers, 1778–1849. — Clinton, N.Y.: Richard W. Couper Press, 2007.
  • Wergland, Glendyne R. Visiting the Shakers, 1850–1899. — Clinton, N.Y.: Richard W. Couper Press, 2010.
  • Wertkin, Gerard C. / Photographs by Ann Chwasky. — Simon & Schuster, 1986. — 189 p.
Теологическая и религиоведческая
  • Aune, Michael Bjerknes; DeMarinis, Valerie M. . — SUNY Press, 1996. — ISBN 978-0-7914-2825-2 .
  • Duduit, Michael. Handbook of Contemporary Preaching. — Nashville, TN: Broadman Press, 1992.
  • Mercadante, Linda A. . — Nashville, Tenn.: Abingdon Press, 1990.
  • Stodelle, Ernestine. Flesh and Spirit at War (англ.) // New Haven Register. — 1975. — 1 March.
  • Григоренко А. Ю. // . — СПб. , 2004.
  • Кислова А. А. Религия и церковь в общественно-политической жизни США первой половины XIX в / ред. И. А. Белявская. — М. : Наука, 1989. — 238 с.
  • Павлова Т. А. // Человек XVII столетия: Часть 1. — М. : ИВИ РАН, 2005. — С. 149—159 .
Биографическая
  • Campion, Nardi Reeder. . — Boston: Little, Brown and Company, 1976. — ISBN 9780316127677 .
  • Campion, Nardi Reeder. . — UPNE, 1990. — 179 p. — ISBN 0874515270 , 9780874515275.
  • Francis, Richard. Ann, the Word: The Story of Ann Lee, Female Messiah, Mother of the Shakers, the Woman Clothed with the Sun. — L. : The Fourth Estate, 2000. — 388 p.
  • Francis, Richard. . — Arcade Publishing, 2001. — 388 p. — ISBN 1559705620 , 9781559705622.
  • Thurman, Suzanne. (англ.) // Church History. — 1997. — Vol. 66.4 . — P. 750–761 .
  • Wenger, Tisa J. (англ.) // Journal of Feminist Studies in Religion. — 2002. — Vol. 18 , no. 2 . — P. 5–32 .
  • Wergland, Glendyne R. chapter 2 // One Shaker Life: Isaac Newton Youngs, 1793-1865. — Amherst: University of Massachusetts Press, 2006.
Ремесло, искусство и культура шейкеров
  • Andrews, Edward D. . — N. Y. : Dover Publications, 1940.
  • Andrews, Edward Deming; Andrews, Faith. . — Dover Publications, 1964.
  • Becksvoort, Christian. . — Taunton Press, 2000. — ISBN 978-1-56158-357-7 .
  • Bowe, Stephen; Richmond, Peter. Selling Shaker: The Commodification of Shaker Design in the Twentieth Century. — England: Liverpool University Press, 2007.
  • Crosthwaite, Jane F. The Spirit Drawings of Hannah Cahoon: Window on the Shakers and their Folk Art (англ.) // Communal Societies. — 1987. — No. 7 . — P. 1–15 .
  • Emlen, Robert P. The Shaker Dance Prints (англ.) // Imprint: Journal of the American Historical Print Collectors Society. — 1992. — Vol. 17.2 . — P. 14–26 .
  • Goodwillie, Christian. Shaker Songs: A Celebration of Peace, Harmony, and Simplicity. — N. Y. : Black Dog and Leventhal, 2002.
  • Gordon, Beverly. (англ.) // Andrews and Andrews Work and Worship: The Economic Order of the Shakers. — Hanover, N.H.: University Press of New England, 1980.
  • Grant, Jerry V.; Allen, Douglas R. Shaker Furniture Makers. — Pittsfield, Mass.: Hancock Shaker Village, 1989.
  • Hall, Roger L. A Guide to Shaker Music—With Music Supplement. — Stoughton, MA: PineTree Press, 2006.
  • Hall, Roger L. The Story of Simple Gifts: Joseph Brackett’s Shaker Dance Song. — 2006.
  • Hall, Roger Lee. Simple Gifts: Great American Folk Song. — Stoughton, MA: Pinetree Press, 2014.
  • Hall, Roger Lee. Blended Together: Discoveries Along The Shaker Music Trail. — Stoughton, MA: Pinetree Press, 2011.
  • Hall, Roger Lee. Invitation to Zion - A Shaker Music Guide. — Stoughton, MA: Pinetree Press, 2017.
  • Kelly, Andrew. Kentucky by Design: The Decorative Arts and American Culture. — University Press of Kentucky, 2015.
  • Millennial Praises: A Shaker Hymnal / Christian Goodwillie and Jane Crosthwaite, eds. — Amherst, Mass.: University of Massachusetts Press, 2009.
  • Patterson, Daniel W. . — Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1979.
  • Patterson, Daniel W. Gift Drawing and Gift Song. — Sabbathday Lake, Me.: United Society of Shakers, 1983.
  • Patterson, Daniel W. . — 2000.
  • Plummer, Henry. Stillness and Light: The Silent Eloquence of Shaker Architecture. — 2009.
  • Rieman, Timothy D.; Muller, Charles R. The Shaker Chair / Line Drawings by Stephen Metzger. — The Canal Press, 1984.
  • Rieman, Timothy D.; Buck, Susan L. The Art of Craftsmanship : The Mount Lebanon Collection. — Art Services International, and Chrysler Museum, 1995.
Гендерные вопросы
  • Brewer, Priscilla. ‘Tho’ of the Weaker Sex:’ A Reassessment of Gender Equality among the Shakers (англ.) // Signs: A Journal of Women in Culture and Society. — 1992. — Iss. 17 . — P. 609–635 .
  • Campbell, D’Ann. Women’s Life in Utopia: The Shaker Experiment in Sexual Equality Reappraised, 1810—1860 (англ.) // New England Quarterly. — 1978. — March ( iss. 51 ). — P. 23-38 .
  • Procter-Smith, Marjorie. (англ.) // Wessinger, Catherine Women's Leadership in Marginal Religions: Explorations Outside the Mainstream. — University of Illinois Press, 1993. — P. 23-40 . — ISBN 0252063325 , 9780252063329 .
  • Ruether, Rosemary Radford. . — Fortress Press, 2011. — ISBN 978-1-4514-1778-4 .
  • Thurman, Suzanne R. "O Sisters Ain't You Happy?": Gender, Family, and Community among the Harvard and Shirley Shakers, 1781–1918. — Syracuse, NY: Syracuse University Press, 2002.
  • Wergland, Glendyne R. conclusions // Sisters in the Faith: Shaker Women and Equality of the Sexes. — Amherst: , 2011.
Первичные источники
  • Bishop and Wells, comps. Testimonies of the Life, Character, Revelations and Doctrines of our Ever Blessed Mother Ann Lee. — Hancock, Mass.: J. Talcott and J. Deming, Junrs., 1816.
  • Jackson, Rebecca. / ed by Jean McMahon Humez. — Amherst, MA: University of Massachusetts Press, 1981.

Ссылки

  • (англ.) . Hancock Shaker Village. — «Because the Shakers, as a show of humility, often did not patent their inventions and improvements, it is difficult to say how many things they invented». Дата обращения: 6 августа 2017.
  • (англ.) . Sabbathday Lake Shaker Village. Дата обращения: 20 июля 2017.
  • (англ.) . Sabbathday Lake Shaker Village. — «Elder Arnold Hadd has been a Shaker for over 30 years. Eldress June Carpenter has been a Shaker for over 25 years». Дата обращения: 20 июля 2017.
  • Schorsch, David A.; Wolfe, Ruth. (англ.) . AFANews (23 февраля 2013). Дата обращения: 20 июля 2017.
  • . Shaker Historic Trail (англ.) . National Park Service. Дата обращения: 20 июля 2017.
  • Hillinger, Charles (1998-12-17). . Schenectady Gazette (англ.) . Дата обращения: 22 июля 2017 .
  • Williams, Kevin (англ.) . Al Jazeera (3 марта 2015). Дата обращения: 19 июня 2017.
  • Ouimet, Leanne. . The Independent (8 декабря 2009). Дата обращения: 16 декабря 2009. Архивировано из 23 февраля 2012 года.
  • Burns, Ken. (англ.) . PBS . Дата обращения: 19 августа 2017.
  • Sharp, David (2017-01-04). (англ.) . Associated Press .
  • Crowe II, Kenneth C. (2017-01-03). . . Дата обращения: 3 января 2017 .
  • Kapilow, Robert; Adams, John. (англ.) . National Public Radio (1999). Дата обращения: 20 июля 2017.
  • (англ.) . American Music Preservation . PineTree Productions. Дата обращения: 20 июля 2017.
  • (англ.) . pbs.org . WETA. — Хронология истории шейкеров и современных им важнейших событий мировой истории. Дата обращения: 24 августа 2017.
  • (англ.) . United Society of Shakers. — Сайт единственной ныне действующей коммуны шейкеров «Саббатдей Лейк». Дата обращения: 24 августа 2017.
  • (англ.) . The Friends of the Shakers. — Сайт общественной организации «Друзья шейкеров». Дата обращения: 24 августа 2017.
  • . Discover Our Shared Heritage (англ.) . National Park Service. Дата обращения: 24 августа 2017.
  • Stewart, Philemon. . — 1842.

Документы архивов и музеев

  1. Youngs, Isaac N. Concise View of the Church of God. — Winterthur Museum Library Andrews Shaker Collection. — Vol. ms. 861. — P. 355, 366-74.
  2. Youngs, Isaac N. et al. Memorandum of the Proceedings of the School (1817-35). — Shaker Museum Mount Lebanon. — P. ms. 10,469.
  3. Calvin Reed, Sarah Bates, Polly Reed, William Calver, Amelia Calver, Anna Dodgson. New Lebanon School Journal (1852-87). — Hancock Shaker Village library. — P. ms. 9758.
  4. Domestic Journal of Daily Occurrences (1834-46), New York State Library ms.; Sketches of Visions, 1838, Western Reserve Historical Society Cathcart Shaker Collection ms. VIII:B-113; A Concise View of the Church of God and of Christ on Earth, Edward Deming Andrews Memorial Shaker Collection, Winterthur Museum Library, ms. 861.
Источник —

Same as Шейкеры