Interested Article - Акбар I Великий

Абу́ль-Фатх Джалалудди́н Муха́ммад Акба́р ( урду جلال الدین اکبر , араб. جلال الدين أبو الفتح محمد أكبر ‎, хинди जलालुद्दीन मुहम्मद अकबर ), более известный как Акба́р Вели́кий ( 14 октября 1542 , Умеркот 17 октября 1605 , Фатехпур-Сикри ) — государственный деятель, третий император (падишах) Империи Великих Моголов , внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура . Акбар укрепил могущество Могольской династии , путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бо́льшую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культура и искусство Индии.

Ранние годы

Акбар Великий родился 14 октября 1542 года (4 раджаба 949 г. х. ) в раджпутской крепости Умеркот , в Синде (ныне провинция Пакистана ). Его отцом был падишах Хумаюн , а матерью — , дочь шиитского шейха Али Акбара Джами, потомка арабского сподвижника пророка Мухаммеда . После взятия Кабула Хумаюном Акбару дали новое имя Джалалуддин Мухаммад Хумаюн.

После поражений от Шер-шаха при Чауса (1539) и под Канауджем (1540) Хумаюн оставил Дели и бежал ко двору сефевидского шаха. В ноябре 1551 года в Джаландхаре Акбар женился на своей двоюродной сестре . Принцесса Рукийа была единственной дочерью его дяди Мухаммада Хиндал-мирзы и стала его первой и главной женой .

После смерти сына Шер-шаха, Ислам-шаха , Хумаюну удалось отвоевать в 1555 году Дели, собрав с помощью персидского шаха войско. Несколько месяцев спустя Хумаюн умер и опекуну Акбара, Байрам-хану , пришлось скрывать смерть падишаха для того, чтобы подготовиться к возведению на трон Акбара. 14 февраля 1556 года 13-летний Акбар был провозглашён шахиншахом (перс. «Царь царей») . До достижения Акбаром совершеннолетия страной правил регент Байрам-хан .

Начало правления

Могольская империя при Акбаре I

Взойдя в 1556 году на трон, через четыре года Акбар изгнал Байрам-хана и подавил ряд мятежей (в частности Баз Бахадура в Мальве), в том числе с участием своего брата Хакима в 1579 году . В ноябре 1556 года он нанёс поражение индуистскому падишаху Хему во второй битве при Панипате . Акбару потребовалось почти два десятилетия для того, чтобы укрепить свою власть и подчинить непокорных правителей Северной и Центральной Индии ( Раджпутана , Гуджарат , Бенгалия и Кашмир ). Для укрепления своего положения Акбар женился на принцессе раджпутов .Он позволил раджпутам организовать местную автономию при условии ежегодной выплаты дани и поставки необходимого числа людей для армии. Таким образом Акбар имел возможность сохранить лояльность раджпутов, чьи войска можно было использовать для последующих завоеваний.

Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур , способствовал развитию торговли. В 1574 году , завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ .

Реформы

Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, введя систему рангов ( мансабов ), провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения (в денежной, а не натуральной форме) . Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман ( джизью ) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека . Огромное значение падишах придавал развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Культура и искусство

Абу-л Фазл преподносит падишаху Акбару книгу « Акбарнаме ». Миниатюра. «Акбарнаме», 1596—1597 годы. Библиотека Честер Битти, Дублин

Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук, искусства и архитектуры . Исходя из принципа веротерпимости, он собрал вокруг своего престола лучших учёных, поэтов, музыкантов и художников, придерживавшихся разных вероисповеданий. В период правления Акбара была создана школа живописи, а стены его дворцов были украшены фресками. Благодаря ему была собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-Сикри — «города Победы».

Ближайшими сподвижниками Акбара были способные и образованные визири : мусульманин Абу-л Фазл (1551—1602), говоривший на многих языках и оставивший исторические записки о правлении падишаха « Акбарнаме », а также индус- брахман Бирбал (1528—1586), мудрые поступки и афоризмы которого запечатлелись в сборниках народных анекдотов, ставших неотъемлемой частью индийского фольклора.

Сам Акбар перевёл несколько произведений с персидского на санскрит и с санскрита на персидский.

Религия

В первые годы своего правления Акбар проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий . Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство , о котором ему рассказывали , Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры . Акбар выделял земли и средства для строительства не только мечетей, но и индуистских храмов в Северной и Центральной Индии, а также христианских церквей в Гоа.

С 1582 года он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи («божественная вера»), разработанное вместе с Абу-л Фазлом и представлявшее собой сочетание элементов индуизма , зороастризма , ислама и отчасти христианства. Акбар говорил: « Лишь та вера истинна, которую одобряет разум » и « Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор ».

В 1580 1582 годах вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром религиозных реформ. Как итог борьбы звучат слова Акбара: « Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами ». Последние годы его жизни были омрачены придворными интригами и заговорщической деятельностью сына Салима. Умер Акбар в 1605 году , престол унаследовал Салим под именем Джахангира .

Календарь

Акбар ввёл так называемую эру Фазли — одну из последних исторических эр в Индии. Она использовалась только в официальных документах. Началом эры является 10 сентября 1550 года .

Военные реформы

Акбар был очень искусным полководцем, за что его сравнивали с Александром Македонским . За его непобедимость на полях сражений ему был присвоен эпитет «Великий» . Система рангов ( мансабов ), введённая Акбаром, усилила контроль за армией и сохранялась с некоторыми изменениями до конца существования империи . В армии моголов появились пушки, фортификационные сооружения и боевые слоны . Акбар проявлял интерес к мушкетам и использовал их во время различных конфликтов. Для приобретения огнестрельного оружия и артиллерии он обращался за помощью к османским султанам и европейцам, особенно португальцам и итальянцам . По количеству огнестрельного оружия армия Акбара превосходила армии соседних государств , в результате чего термин «империя огнестрельного оружия» часто используется учёными и историками в отношении империи Великих Моголов в Индии .

Административные реформы

Акбар реформировал систему центрального правительства, которая действовала со времён Делийского султаната .

Финансовый отдел возглавлял вазир , который отвечал также за управление земель.

Верховный военачальник назывался мир бахши , который назначался из числа приближённых эмиров.

Мир саман ведал императорским двором, в том числе гаремами, а также контролировал работу двора и королевских телохранителей.

Судебная власть была отдельной организацией, возглавляемой главным кази , который также отвечал за религиозные верования и обычаи.

Реформы налогообложения

В первые же годы своего правления Акбар провёл налоговую реформу, установил для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменив должности откупщиков. Теперь крестьяне отдавали налог прямо государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. В центральной части страны Акбар перевёл крестьян с натурального налога на денежный, но от этого их положение лишь ухудшилось, так как цены на продовольствие были низкие и крестьянам всё равно пришлось бы обращаться к ростовщикам.

После налоговых реформ, проведенных в 1582 году , в Могольской империи существовали три основных типа налогов: галлэбахш, забти и насак.

Денежная реформа

Серебряная монета Акбара с шахадой

Акбар реформировал традицию чеканки монет, которая открыла новую главу в нумизматике Индии. Монеты Акбары были с декоративными цветочными мотивами, точечной окантовкой, четырехлистником и другими типами. Они имели как круглую, так и уникальную ромбовидную форму (мехраб). Золотая монета Акбара портретного типа (Мохур) обычно приписывается его сыну, принцу Салиму (впоследствии императору Джахангиру), который устроил мятеж, а затем искал примирения, отчеканив и подарив своему отцу золотые Мохуры с портретом Акбара.

Завоевания

К началу царствования Акбара владения Великих Моголов включали лишь область вокруг Агры и Дели, восточную часть Пенджаба и район Кабула в Афганистане. К началу XVII века они охватывали всю Северную Индию и некоторые другие области. Большая часть завоеваний была произведена в первую половину царствования Акбара. Были завоеваны султанаты в Мальве и Гуджарате, мусульманские государства в Бенгалии, Синде и Кашмире. Были присоединены и раджпутские княжества, вассальную зависимость которых Акбар упрочил, пригласив их правителей и знать на свою службу. У персов был отвоеван Кандагар, и, таким образом, весь Восточный Афганистан оказался под властью Моголов. Акбар отнял у деканского султаната Ахмаднагар северную часть владений и положил конец независимому государству в Ориссе, существовавшему почти непрерывно в течение более полутора тысяч лет благодаря относительной географической изоляции. Особенно большое значение имело присоединение Гуджаратского султаната в Бенгалии, богатых, отличавшихся развитым ремесленным производством областей, ведших оживлённую морскую торговлю .

Внешняя политика

Португалия

К началу правления Акбара португальцы создали несколько крепостей и заводов на западном побережье Индийского субконтинента. Они контролировали в этом регионе морскую навигацию и торговлю. В результате торговля стала зависеть от Португалии, что вызывало возмущение правителей и торговцев .

В 1572 году империя Великих Моголов нашла выход к морю. Акбар чувствуя угрозу, исходящую от португальцев, остался доволен получением картаза (разрешения) для плавания в Персидском заливе . Во время осады Сурата в 1572 году, португальцы, видя силу армии Великих Моголов, решили принять дипломатические меры. По просьбе Акбара они отправили его посла для установления дружеских отношений . Из-за неудачной попытки Акбара приобрести у португальцев артиллерийские орудия он не смог качественно вооружить свой флот .

Акбар признал власть португальцев в Индийском океане и вынужден был просить у них разрешения перед любым выходом корабля из порта, в том числе и для совершения паломничества в Мекку .

Османская империя

В 1555 году, когда Акбар был ещё ребёнком, османский адмирал Сейди Али-реис посетил империю Великих Моголов. Позже в 1569 году другой османской адмирал прибыл на берега Империи Великих Моголов. Эти адмиралы стремились положить конец гегемонии Португальской империи в Индийском океане. Во время правления Акбара он направил шесть писем султану Сулейману Великолепному .

В 1576 году Акбар послал большую группу паломников во главе с с 600 000 золотыми и серебряными монетами, 12 000 кафтанами и крупной партией риса . В октябре 1576 года Акбар направил в Мекку делегацию, в числе которой были члены его семьи. Два корабля с паломниками из Сурат достигли порта Джидда в 1577 году . В период с 1577 по 1580, год было отправлено ещё четыре каравана с изысканными подарками для властей Мекки и Медины .

Моголы оставались в Хиджазе в течение почти четырёх лет, и четырежды приняли участие в хадже. Помимо этого, Акбар финансировал хадж бедных мусульман-дервишей суфийского тариката Кадырия . Возвратиться обратно в Сурат Моголам помогал османский паша в Джидде . В результате попыток Акбара установить присутствие Моголов в Хиджазе, местные шерифы могли быть уверены в финансовой поддержке со стороны Империи Великих Моголов и меньше зависеть от Османской империи .

Государство Сефевидов
Аббас II принимает послов Империи Великих Моголов

Сефевиды и Моголы имели долгую историю дипломатических отношений. Сефевидский правитель Тахмасп I дал убежище Хумаюну, когда тот был вынужден был бежать из Индии под натиском Шер-шаха. В XVI и XVII веках Сефевиды и Османы вели борьбу за власть в Азии. Сефевиды отличались от Моголов и Османов тем, что они следовали шиитскому течению ислама, а Моголы и Османы — суннитскому . Сефевиды и Моголы боролись за контроль над городом Кандагар в Гиндукуше . Гиндукуш находился на границе между двумя империями и играл важную стратегическую роль . В течение первых двух десятилетий правления Акбара отношения между двумя империями были тёплыми, однако после смерти Тахмаспа в 1576 году в империи Сефевидов началась гражданская война и дипломатические отношения между двумя империями прекратились. Отношения были восстановлены через десять лет, когда на престол взошёл шах Аббас . После этого Акбар завершил захват Кабула и для укрепления северо-западных границ империи направил войска на Кандагар. 18 апреля 1595 года Кандагар сдался без сопротивления, а его правитель Музаффар Хусейн переехал в дворец Акбара . Кандагар продолжал оставаться под властью Великих Моголов на протяжении нескольких десятилетий, пока в 1646 году его не захватил Шах-Джахан . Дипломатические отношения между Сефевидами и Моголами продолжались до конца правления Акбара .

Мариам уз-Замани-бегум Сахиба — одна из жён Акбара, мать падишаха Джахангира

Жёны и дети

От 30 жён и множества наложниц у падишаха Акбара родилось шесть сыновей и шесть дочерей, половина из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве :

Личность

Правление Акбара описано в книге « Акбар-наме », которая была написана придворным историографом Абу-л Фазлом . Акбар был известен как военачальник и правитель, любил охоту с гепардами , которые жили в зверинце при дворце и были выдрессированы самим Акбаром.

Акбар был невысокого роста, но крепко сложен и очень подвижен. Упоминается что он проявлял храбрость в битвах, но при этом редко проявлял жестокость.

Смерть

Мавзолей Акбара в Сикандре ( Агра )

3 октября 1605 года Акбар заболел дизентерией , от которой он не смог излечиться. 26 октября 1605 года Акбар умер. Его тело было погребено в мавзолее в местечке (город Агра ).

Через 70 лет после смерти Акбара Великого, в 1691 году , восставшие против Великих Моголов джаты ограбили могилу и разрушили мавзолей, построенный над ней. Останки самого Акбара были сожжены .

Наследие

Акбар оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов, так и для Индийского субконтинента в целом. Он укрепил авторитет империи Великих Моголов в Индии и за её пределами, обеспечил военное и дипломатическое превосходство. В ходе его правления государство приобрело черты светского и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Он также представил несколько дальновидных социальных реформ, в том числе запрет сати , легализацию повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак.

Журнал « Time » включил его имя в свой список «Топ 25 мировых лидеров» .

Акбар в культуре

В литературе

В кинематографе

В компьютерных играх

Примечания

  1. . TENNYSON'S OWN NOTES TO AKBAR'S DREAM. Дата обращения: 18 мая 2011. 10 мая 2013 года.
  2. от 1 августа 2009 на Wayback Machine As per the date converter Baadshah Akbar’s birth date, as per Humayun nama , of 04 , 949 AH, corresponds to 15 October 1542.
  3. Eraly, Abraham. (англ.) . — Penguin books , 2000. — P. . — ISBN 9780141001432 .
  4. Jahangir . The Tūzuk-i-Jahāngīrī: or, Memoirs of Jāhāngīr, Volumes 1-2 / Henry Beveridge. — Munshiram Manoharlal , 1968. — С. 48.
  5. Аксельрод Алан. Филлипс Чарльз. Диктаторы и тираны. В 2-х тт.;т.1/Пер. с англ. — Смоленск: Русич.1998 — 480 с. ил. ISBN 5-88590-604-1
  6. . . Дата обращения: 30 мая 2008. 27 мая 2008 года.
  7. от 2 августа 2005 на Wayback Machine website.
  8. , p. 226
  9. , p. 337
  10. Fazl, Abul. Akbarnama Volume II.
  11. Prasad, Ishwari. . — 1970. 14 мая 2015 года.
  12. . Columbia Encyclopedia (2008). Дата обращения: 30 мая 2008. 12 мая 2008 года.
  13. Правление Акбара. Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время.
  14. Maurice S. Dimand. Mughal Painting under Akbar the Great // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. — 1953. — Т. 12 , № 2 . — С. 46—51 . — JSTOR .
  15. , p. 84
  16. (англ.) . (англ.) . — Oxford University Press , 2005. — P. . — ISBN 978-0-19-566866-7 .
  17. , p. 85
  18. от 20 апреля 2018 на Wayback Machine [ неавторитетный источник ]
  19. Esposito, John L. (англ.) . — Oxford University Press , 1999. — P. 809. — ISBN 978-0199880416 .
  20. Lal, Ruby. (англ.) . — Cambridge University Press , 2005. — P. 140. — ISBN 978-0521850223 .
  21. Kulke, Hermann. . — Routledge , 2004. — С. 205. — ISBN 978-0415329200 .
  22. Schimmel, Annemarie. (англ.) . — (англ.) , 2004. — P. 88. — ISBN 978-1861891853 .
  23. Richards, John F. . — Cambridge University Press , 1996. — С. 288. — ISBN 978-0521566032 .
  24. Gommans, Jos. (англ.) . — Routledge , 2002. — P. 134. — ISBN 978-0415239882 .
  25. История стран Азии и Африки в средние века. Часть 2. М., 1987. С. 182—183
  26. , p. 256
  27. , pp. 256–257
  28. , p. 259
  29. от 23 февраля 2014 на Wayback Machine columbia.edu
  30. от 6 марта 2012 на Wayback Machine columbia.edu
  31. Naimur Rahman Farooqi от 3 января 2014 на Wayback Machine jis.oxfordjournals.org
  32. от 29 ноября 2022 на Wayback Machine ier.sagepub.com
  33. Naimur Rahman Farooqi от 3 мая 2016 на Wayback Machine books.google.com
  34. , p. 246
  35. Ottoman court chroniclers. Muhimme Defterleri, Vol. 32 f 292 firman 740, Shaban 986. — 1578.
  36. Khan, Iqtidar Alam. Akbar and his age. — Northern Book Centre, 1999. — С. 218. — ISBN 978-81-7211-108-3 .
  37. (англ.) . — Google Books.pk.
  38. Naimur Rahman Farooqi от 11 июня 2016 на Wayback Machine
  39. , p. 94
  40. , p. 153
  41. , pp. 327–328
  42. , pp. 154–155
  43. , pp. 153–154
  44. , p. 327
  45. , p. 155
  46. Раздел написан по материалам от 8 января 2018 на Wayback Machine
  47. от 9 мая 2013 на Wayback Machine newworldencyclopedia.org
  48. . Дата обращения: 2 октября 2017. 18 сентября 2016 года.
  49. Ishaan Tharoor. (англ.) . Time (4 февраля 2011). Дата обращения: 8 марта 2012. 30 мая 2012 года.

Литература

  • Алаев, Л. Б. Средневековая Индия. — СПб. : Алетейя, 2003. — 304 с. — («Востоковедение: учебные пособия и материалы»). — ISBN 5-89329-590-0 .
  • Антонова К. А. , Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времён Акбара (1556—1605), М., 1952.
  • Б. Гаскойн. Великие моголы. М., 2003.
  • Smith V. А., Akbar, the Great Mogul , Oxford, 1917.
  • Athar Ali, M. Mughal India: Studies in Polity, Ideas, Society and Culture (англ.) . — Oxford University Press , 2006. — 406 p. — ISBN 978-0-19-569661-5 .
  • Chandra,Satish. History of Medieval India: 800-1700. — New Delhi: Orient Longman, 2007. — 418 p. — ISBN 978-81-250-3226-7 .
  • Habib, Irfan . Akbar and His India (англ.) . — Oxford University Press, 1997. — 315 p. — ISBN 978-0-19-563791-5 .
  • (англ.) . (англ.) (англ.) . — Bharatiya Vidya Bhavan, 1984. — Vol. Volume 7: The Mughal Empire.
  • Moosvi, Shireen. (англ.) . — Oxford University Press, 2008. — 304 p. — ISBN 9780195693157 .
  • Smith, Vincent A. (англ.) . — Oxford University Press, 2002. — 964 p. — ISBN 978-0195612974 .

Ссылки

Падишах Могольской империи
Предшественник:
Хумаюн
1556 1605 Преемник:
Джахангир
Источник —

Same as Акбар I Великий