Ка́мбы-лама
— титул главы буддистов
Тывы
.
История титула
В
XIX веке
первые
урянхайские
камбы-ламы, настоятели (
хамбо
) крупного Чаданского
хурээ
, могли называться главами тувинского буддизма, однако формально такого титула не носили, так как фактически
Урянхайский край
находился под духовным и политическим управлением монгольского
Богдо-гэгэна
из
Урги
.
Первая попытка создания независимого руководства тувинскими буддистами относится к осени 1917 года. Тогда уполномоченный комиссар Временного правительства России по делам Урянхайского края
А. А. Турчанинов
, отталкиваясь от бурятской модели, санкционировал появление у
тувинцев
должности Пандито-хамбо-ламы с целью консолидации тувинцев вокруг
Лобсан Чамзы
хамбо-ламы, лояльного по отношению к России
. Хотя детали этого плана неизвестны, но фактически подобное назначение состоялось, так как в 1919 году департамент Инославных и Иноверческих исповеданий Управления по делам Вероисповеданий Колчаковского правительства отпустил в "распоряжение Бандидо-хамбо-ламы Урянхайского духовенства" 20 тысяч рублей
.
Современность
С
1997 года
титул «Камбы-лама» реинтерпретируется как «религиозный глава всех тувинских буддистов», и избирается по демократическому принципу. Согласно уставу
(УКЛРТ), учредительный съезд которого состоялся в
Кызыле
в
1997 году
, на должность Камбы-ламы стали выдвигаться кандидаты и избираются посредством общего голосования среди представителей буддийского духовенства. Выборы проходят каждые пять лет.
-
O.
(1991—1997). Он первым, в постсоветское время, исполнял обязанности верховного ламы Тувы, но не был Камбы ламой
.
-
I.
Аганак Щорсович Хертек
(1997 — 29 сентября 2000 года) С начала 1990-х годов активно сотрудничал, как переводчик, с тибетскими ламами. Ушёл в отставку, объясняя это необходимостью получения буддийского образования в тибетских монастырских центрах на территории Индии.
-
II.
(2000—2002) —
гелонг
, выпускник университета при
Иволгинском дацане
. В миру
Долаан Куулар
. Он в
2002 году
ушёл в отставку.
-
III.
(Март-оол Николаевич Норбу-Самбу) (2002—2005).
-
IV.
Джамбел Лодой
(Апыш-Оол Шууракайович Сат) (2005—2010) —
гелонг
, обучался в тибетском монастыре
Дрепунг
Гоман (на территории Индии), был ламой
Санкт-Петербургского дацана
. Джампел Лодой развернул активную деятельность по налаживанию контактов с главами калмыцкой и
бурятской
частей буддийской
Сангхи
РФ, строительству новых крупных монастырских комплексов, сотрудничеству с местными республиканскими и федеральными властями.
-
V.
Сульдум Башкы
(
Николай Бугажикович Куулар
) —(12 марта
2010 года
— 11 сентября 2014 года).
-
VI.
Лопсан Чамзы
(Байыр-оол Серенович Шыырап) (13 ноября 2014 года — 29 ноября 2019 года) — родился в 1976 году в селе
Кунгуртуг
Тере-Хольского района
. С 1994 года проходил двугодичное обучение в
в Кызыле, затем обучался в
в Индии. С 2009 года до своего избрания исполнял обязанности настоятеля терехольского хурээ «Чыргалан». В своей предвыборной программе сделал упор на повышении культуры поведения священнослужителей, налаживании отношений и служебных контактов с духовенством буддийских регионов России и Монголии, более широком использовании средств Интернета для духовного просвещения верующих и усиления работы с населением, направленной на преодоление проблем, связанных с духовным и физическим здоровьем
. Церемония интронизации нового Камбы-Ламы прошла 11 декабря 2014 года в Доме народного творчества и досуга
.
-
VII.
Джамбел Лодой
(Апыш-Оол Шууракайович Сат) (избран 29 ноября 2019 года, скончался 23 июня 2020 года) — в середине двухтысячных он уже занимал эту должность в 2005-2010 годах
.
-
VIII.
Гелек Нацык-Доржу
(Сергек Олегович Сарыглар) (избран 4 октября 2020 года) — обучался 5 лет в университете при
Иволгинском дацане
. С третьего курса был там старостой тувинских хувараков и представителем Камбы-Ламы Республики Тыва. В 2015 защитил степень Гебши.
История избрания Камбы-лам
Сульдум Башкы (Николай Бугажикович Куулар)
— один из старейших лам Тувы.
12 марта
2010 года
состоялись выборы Верховного ламы республики. Они были досрочными и должны были пройти в апреле 2010 года, но в связи с изменениями графика работы управления на общем собрании 7 марта было решено провести выборы раньше.
На выборах было предложено три кандидатуры —
Джамбел Лодой
, Болат-оол Мерген, представитель храма «Алдын Хурээ» в городе
Чадан
, и лама Сульдум Башкы. После оглашения кандидатов Лодой и Мерген сняли свои кандидатуры в пользу Башкы, объяснив, что это решение будет правильным, так как Башкы является одним из старейших и уважаемых лам республики. За кандидатуру Башкы проголосовало большинство.
«Я очень рад, что хурал прошел по-дружески и все понимали важность изменения устава. Нам предстоит большая работа по реорганизации управления и реализации плана развития буддизма в Туве»
, — заявил новоизбранный Верховный лама.
Лопсан Чамзы (Байыр-оол Серенович Шыырап)
Избрание нового главы буддистов Тувы состоялось в связи с уходом из жизни после продолжительной болезни в 11 сентября 2014 года Камбы-ламы
. В выборах приняли участие 76 буддийских священнослужителей и представителей общественных буддийских организаций Тувы, собравшихся на седьмой внеочередной съезд, проходивший в Кызыле 13 ноября 2014 года
.
Примечания
-
(неопр.)
. Дата обращения: 12 ноября 2022.
12 ноября 2022 года.
-
Цыремпилов Н.
(рус.)
// Государство, религия, церковь в России и за рубежом : сборник. — 2019. —
Вып. 1-2
. —
С. 357
.
9 июля 2021 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 4 июля 2023.
4 июля 2023 года.
-
↑
Пресс-служба Правительства Республики Тыва (14.11.2014).
.
Официальный портал Республики Тыва
.
из оригинала
12 июня 2020
. Дата обращения:
15 ноября 2014
.
-
(неопр.)
(11 декабря 2014). Дата обращения: 11 декабря 2014.
15 декабря 2014 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 31 января 2020.
24 декабря 2019 года.