Interested Article - Супер-16

Размеры кадра на киноплёнке формата «Супер-16» и традиционного 16-мм

Су́пер-16 ( англ. Super-16 ) — производственный кинематографический формат , предусматривающий использование всей полезной ширины 16-мм киноплёнки с односторонней перфорацией без резервирования пространства для совмещённой фонограммы . Предложен в 1969 году шведским кинооператором Руне Эриксоном . Первым фильмом, снятым в этом формате, стала картина 1970 года «Краснеющий Чарли» ( англ. Blushing Charlie ) .

Техническое описание

Традиционный 16-мм формат допускает использование киноплёнки как с односторонней, так и с двухсторонней перфорацией. При отсутствии второго ряда перфорации его место резервируется для оптической или магнитной фонограммы совмещённой фильмокопии . Формат «Супер-16» использует для изображения всё пространство между перфорацией и противоположным краем, занимая в том числе место, предназначавшееся до этого для фонограммы . В результате ширина кадра формата «Супер-16» составляет 12,52 мм вместо 10,05 мм у традиционного 16-мм формата . Это позволяет увеличить полезную площадь изображения на киноплёнке и получить соотношение сторон кадра 1,67:1 вместо традиционного 4:3. Такой кадр пригоден для оптической печати «увеличенных» кашетированных фильмокопий с европейским соотношением сторон 1,66:1. С развитием телевидения и цифровых технологий кинопроизводства Digital Intermediate обнаружилось, что кадр «Супер-16» практически без потерь вписывается в телеэкран 16:9 и может быть переведён в большинство прокатных форматов .

Использование

Для съёмки в формате «Супер-16» могут использоваться киносъёмочные аппараты , разработанные для традиционного формата 16-мм с увеличенным кадровым окном и измененным видоискателем , поскольку все кинокамеры формата 16-мм используют односторонний грейфер и зубчатые барабаны с односторонними венцами, рассчитанными на киноплёнку с односторонней перфорацией . Узкоплёночная аппаратура значительно легче и компактнее аппаратуры, рассчитанной на стандартную 35-мм киноплёнку, что во многих случаях облегчает съёмку.

В настоящее время формат «Супер-16» используется в малобюджетном кинопроизводстве и для съёмки телесериалов , поскольку стоимость узкой киноплёнки снижает производственные затраты по сравнению со стандартом « Супер-35 », а современные сорта киноплёнки и увеличенный размер кадра делают разрешающую способность формата сопоставимой с HDTV . Телесериал « Убийства в Мидсомере » снят именно в формате «Супер-16» с соотношением сторон 1,78:1, соответствующим телевизионному 16:9 . Кроме того, возможна оптическая печать изображения, снятого в формате «Супер-16» на кашетированные прокатные форматы 35-мм.

В 2009 году производитель киносъёмочной оптики Vantage представил линейку анаморфотных объективов с коэффициентом анаморфирования 1,3×, рассчитанных на этот формат . Использование таких объективов позволяет снимать изображение с соотношением сторон 2,35:1, пригодное для печати на анаморфированные форматы 35-мм. Современные мелкозернистые киноплёнки позволяют снимать на кадр «Супер-16» полнометражные фильмы: картина « Повелитель бури » целиком снята на 16-мм киноплёнку аппаратами Aaton XTR и Aaton-Minima . Экономия по сравнению с 35-мм форматом позволила израсходовать более миллиона футов киноплёнки, организовав многокамерную съёмку большинства сцен. Этот же формат использован при съёмках фильмов « Клерки », « Вера Дрейк » и « Покидая Лас-Вегас » . Полученный 16-мм негатив сканируется, и после монтажа и цифровой обработки фильм выводится на 35-мм киноплёнку с помощью фильм-рекордера . Отпечатанный таким образом интернегатив служит для тиражирования прокатных 35-мм фильмокопий.

См. также

Источники

  1. (англ.) . Kodak (10 сентября 2002). Дата обращения: 9 мая 2012. 19 сентября 2012 года.
  2. (англ.) . Film Formats . Cinematographers. Дата обращения: 8 января 2015. 12 января 2015 года.
  3. Jorge Diaz-Amador. (англ.) . Cinema Technic (2 декабря 2016). Дата обращения: 24 мая 2020. 11 мая 2020 года.
  4. Rune Ericson. (англ.) . Articles . журнал «Film and Digital Times» (20 августа 2009). Дата обращения: 8 января 2015. 3 марта 2016 года.
  5. . История кинематографа . «Киномеханик» (2000). Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 28 марта 2007 года.
  6. , с. 198.
  7. (англ.) . Super 16, Inc.. Дата обращения: 9 мая 2012. 19 сентября 2012 года.
  8. (англ.) . www.ikonoskop.com. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 15 марта 2012 года.
  9. (англ.) . Camera technologies . Arri . Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 19 сентября 2012 года.
  10. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 12 июня 2012. 27 июня 2012 года.
  11. (англ.) . www.vantagefilm.com. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 19 сентября 2012 года.
  12. (англ.) . Hurt Locker . IMDb . Дата обращения: 26 ноября 2014. 12 июня 2015 года.
  13. (англ.) . «Клерки» . IMDb . Дата обращения: 24 января 2015. 3 августа 2015 года.
  14. (англ.) . «Вера Дрейк» . IMDb . Дата обращения: 24 января 2015. 3 августа 2015 года.
  15. (англ.) . «Покидая Лас-Вегас» . IMDb . Дата обращения: 24 января 2015. 3 августа 2015 года.

Литература

  • Е. А. Иофис . § 42. Разноформатные фильмокопии // . — 2-е изд. — М. : «Искусство», 1980. — С. 198. — 239 с.

Ссылки

  • . Cinema and Television . Kodak . Дата обращения: 9 мая 2012. 10 мая 2012 года.
  • . ФотоЭнциклопедия.рф (23 декабря 2010). Дата обращения: 9 мая 2012.
  • Андрей Василенко. . Справочник по кинооборудованию . Техника и технологии кино (январь 2009). Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 2 января 2012 года.
Источник —

Same as Супер-16