Interested Article - Шоа (фильм)

«Шоа́» ( фр. Shoah ) — французский документальный фильм Клода Ланцмана , вышедший в мировой кинопрокат в 1985 году . Фильм посвящён Холокосту — инициированному гитлеровской Германией систематическому уничтожению еврейского населения Европы .

Производство

Исключительная особенность фильма — полное отсутствие архивных документальных кино и фотоматериалов, снятых до, во время и после окончания описываемых в нём событий. Фильм состоит из интервью, которые Клод Ланцман проводил в 1974—1980 гг. в 14 странах с участниками событий около городка Хелмно в Польше, в концентрационных лагерях Аушвиц ( Освенцим ), Треблинка , Терезиенштадт . Среди интервьюированных были выжившие в лагерях заключенные, их дети и родственники, бывшие немецкие охранники и офицеры, польские крестьяне, проживающие вблизи бывших концлагерей, гражданские лица из Германии, переехавшие в Польшу во время Второй Мировой войны, бюрократы нацистской Германии , историки и политические деятели. Фильм четко разделяет интервьюированных на три большие группы: жертв Холокоста, нацистских преступников и их пособников и пассивных свидетелей происходившего.

Сцены на идише , иврите и польском языке содержат последовательный перевод , что увеличило продолжительность фильма до девяти часов двадцати трёх минут (563 минуты). Сцены на английском, немецком и французском языках снабжены субтитрами.

Сюжет

Фильм исследует четыре основных темы:

  1. Хелмно , где для уничтожения евреев впервые были массово использованы мобильные душегубки .
  2. Лагерь смерти Треблинка .
  3. Лагерь смерти Аушвиц-Биркенау ( Освенцим ).
  4. Варшавское гетто и восстание в нём .

Разделы, посвящённые Треблинке включают показания узника лагеря Авраама Бомбы, работавшего парикмахером в «предбаннике» газовой камеры, заключенного и офицера СС Франца Сухомеля , объясняющего устройство и пропускную способность газовой камеры. Сухомель согласился на интервью при условии, что его имя не будет раскрыто и он не будет идентифицирован в фильме; тем не менее Ланцману удалось снять интервью специальной инфракрасной камерой, спрятанной ассистентами, и интервью было включено в фильм. Генрик Гавковски, машинист составов, следовавших в Треблинку, рассказал, что, зная судьбу своих пассажиров, был способен вести составы только в состоянии алкогольного опьянения. Фотография Генрика Гавковского была использована для маркетинговой кампании фильма.

Свидетельства об Освенциме представлены бежавшим из лагеря Рудольфом Врбой и , членом зондеркоманды, сжигавшей тела после отравления газом в одном из постоянно горевших костров. Свидетельства предоставили также некоторые местные жители, видевшие поезда, ежедневно привозившие в лагерь большое число заключенных и возвращавшиеся пустыми. Они быстро догадались о судьбе пассажиров.

Двое из четырёх выживших в лагере Хелмно — , который был вынужден петь военные песни, чтобы развлечь нацистов, и .

Жизнь и события в варшавском гетто описываются Яном Карским — связным польского правительства в изгнании и Францем Грасслером, нацистским администратором, который поддерживал связь с еврейскими лидерами гетто. Воспоминания переживших восстание в Варшавском гетто завершают фильм.

Историк Рауль Хильберг в фильме рассказывает о разработке нацистами идеи « окончательного решения еврейского вопроса ».

Критика

Фильм получил большое количество заметных и важных наград на международных кинофестивалях, вызвав, однако, яростные споры и критику. В частности, в Польше его критиковали за игнорирование польских граждан, спасавших евреев во время войны, а также польских граждан, убитых войсками Вермахта и СС во время немецкой оккупации.

Отзывы

Фокеева М. П.: «В сущности мы можем говорить о том, что опыт просмотра „Шоа“ воссоздает Холокост с такой силой, что все культурные и исторические установки зрителя в отношении событий Холокоста претерпевают крах, по той причине, что происходит столкновение с реальностью свидетельства, с истиной, которое свидетельство порождает в момент его артикуляции — реальностью Холокоста» .

Награды

Тексты

  • Shoah: an oral history of the Holocaust: the complete text of the film. New York: Pantheon Books, 1985 ;
  • Témoins de Sartre. Paris: Gallimard, 2005 ;
  • Ланцман К. Шоа. М.: Новое издательство, 2016.

Примечания

  1. Гавришина Оксана Вячеславовна. // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». — 2010. — № 15 (58) . 24 октября 2021 года.
  2. Фокеева Мария Петровна. // Культура и искусство. — 2020. — № 3 . 24 октября 2021 года.

Литература

  • Beddock F. L’héritage de l’oubl—de Freud à Claude Lanzmann. Nice: Z'éditions, 1988
  • Koch G. The Aesthetic Transformation of the Image of the Unimaginable: Notes on Claude Landzmann’s Shoah// October, № 48, spring 1989, pp. 15-24.
  • Au sujet de Shoah: le film de Claude Lanzmann. Paris: Belin, 1990
  • Kliksberg B. Shoah: la estremecedora denuncia de Claude Lanzmann y las nuevas caras del neonazismo. Caracas: Unión Israelita de Caracas, Dirección de Cultura, 1992
  • Felman Sh., Laub D. Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis and History. New York: Routledge 1992.
  • Hartmann G.H. Holocaust remembrance: the shapes of memory. Oxford; Cambridge: Blackwell, 1994
  • Rochman H., McCampbell D.Z. Bearing witness: stories of the Holocaust. New York: Orchard Books, 1995 (переизд. 1999)
  • Schneider S. Formen von Erinnerung: eine Diskussion mit Claude Lanzmann. Marburg: Jonas, 1998
  • Haggith T., Newman J. Holocaust and the moving image: representations in film and television since 1933. London; New York: Wallflower, 2005
  • Alterman A. Visages de Shoah: le film de Claude Lanzmann. Paris: Cerf , 2006
  • Liebman S. Claude Lanzmann’s Shoah: key essays. Oxford; New York: Oxford University Press, 2007

Ссылки

  • (фр.)
  • (фр.)
Источник —

Same as Шоа (фильм)