Interested Article - Андре Кайат

Андре Кайат ( фр. André Cayatte , настоящее имя Марсель Трюк , фр. Marcel Truc ; 3 февраля 1909 , Каркассон 6 февраля 1989 , Париж ) — французский кинорежиссёр, сценарист, многократный призёр международных кинофестивалей.

Биография и творчество

Рано проявил склонность к литературе, уже в семнадцать лет он писал рассказы. Проучившись некоторое время в Педагогическом институте, он уходит из него перед выпускными экзаменами и поступает на юридический факультет с намерением посвятить себя профессии юриста. Изучал филологию и право, служил адвокатом в Тулузе , затем в Париже . Занялся журналистикой и литературой, дебютировал книгой стихов ( 1927 ), опубликовал несколько романов и киносценариев, по ним поставлены фильмы Марка Аллегре «Вход для артистов» (1938 год) и Жана Гремийона «Буксиры» (1939 год). Писал сценарии сам, перерабатывает чужие и правит диалоги. Дебютом Кайата как режиссёра стал его фильм Лжелюбовница , снятый по одноименному роману Бальзака ( 1942 ), действие которого было перенесено в современность:

Режиссура для меня лишь часть работы кинематографиста. Режиссёра нет, есть „автор“ фильма, которому приходится пользоваться камерой, как писателю — пером

Во время войны и немецкой оккупации он снял несколько фильмов, за что члены Сопротивления записали его в коллаборационисты и запретили ему заниматься этой профессией.

В картине «Веронские любовники» (1949), поставленной по сценарию Жака Превера (для которого тема страсти двух влюбленных, которых разлучает рок является очень характерной), переносит действие трагедии « Ромео и Джульетта» в современность, и привносит в нее актуальную в послевоенные годы антифашистскую и социальную направленность.

Критика относит режиссёра и его фильмы к так называемому «идейному кино», сами же создатели (автором или соавтором многих сценариев его фильмов был Шарль Спаак ) утверждали , что стремятся к созданию «объективного» кино» для которого характерно обращение к острым моральным, социальным и политическим темам, чаще всего эти проблемы рассматриваются в юридической и детективной плоскости. После проблемы осуждения и юридической ошибки в фильме « Правосудие свершилось » (ставшего единственным фильм, получившим одновременно две главные награды международных кинофестивалей - « Золотого льва » и « Золотого медведя »), в фильме « Все мы убийцы » (1952) рассматривается вопрос наказания и смертной казни. В одном из интервью Андре Кайат заявил: «Существуют темы, к которым я испытываю глубокое пристрастие. Прежде всего это тема солидарности, солидарности не сентиментальной, а органической. Все мы связаны друг с другом и ответственны друг перед другом. Мы ответственны перед чернокожей студенткой, которой закрыт доступ в университет, и перед индийским крестьянином, подыхающим от голода» .

В 1955 году Министерство юстиции запретило ему снять фильм о деле Сезнека (1923), осужденного за убийство на пожизненную каторгу — как считается, в результате подтасовки улик инспектором Бонни . Несколько стран предложили ему снимать этот фильм у них, но он отказался, в связи с тем, что за пределами Франции трудно было бы воссоздать обстановку: «Я хочу поставить «Сезнека» во Франции, чтобы помочь реабилитировать ее правосудие».

Награды и номинации

Фильмография

Восприятие критики

Режиссёры новой волны воспринимали социально-заострённое творчество Кайата как расчётливо ангажированное и заигрывающее этим с публикой, зрители и экспертное сообщество (жюри европейских кинофестивалей, значительная часть кинокритики) отвечали ему поддержкой.

В статье « Кибернетика Андре Кайатта » выдающийся критик и теоретик кино Андре Базен отмечая, что режиссёр «ввел во французскую кинематографию новый тип социального фильма» писал: «Кайатт изобрел ложный жанр, он ставит ложь искусства на службу того, что авторы считают правдой» .

Жак Лурсель в своём «Словаре кино» писал о его фильме «Перед потопом», что «Главные недостатки стиля Кайатта (отсутствие тонкостей и нюансов, демонстративное преувеличение в повествовании, использование — иногда снисходительное — мелодраматических приемов) не должны скрывать оригинальность и даже необычность фильма в крайне затхлой атмосфере французского кино начала 50-х гг» .

Пьер Лепроон критикуя творчество режиссёра за тенденциозность, что превращало по его мнению фильмы, в ущерб «психологичности и художественности, в логические аргументы, в олицетворение абстракции» писал: «Проблемный фильм — это явление пропагандистского кино. Мы вступаем на самый опасный путь. Если речь идет лишь о том, чтобы убеждать, то в чем же заслуга художника?» . Для Кайатта, по его мнению, речь идет уже не о том, чтобы взволновать зрителя или обогатить его духовный мир, а о том, чтобы убедить его. Франсуа Трюффо писал о нём: «Если бы я упрекнул Андре Кайатта в том, что он не дает никаких „выводов“, он возразил бы мне, что это не входит в задачу художника; на это я мог бы ответить, что он не художник. Он легко опровергнет это обвинение, потрясая золотыми статуэтками призов, которыми отмечен его творческий путь. Что ж, Андре Кайатт и в самом деле человек в своем роде очень сильный» .

Примечания

  1. . litresp.ru. Дата обращения: 27 марта 2017. Архивировано из 28 марта 2017 года.
  2. Трофименков М. . Журнал «Сеанс» (англ.) . из оригинала 19 июня 2017 . Дата обращения: 28 марта 2017 .
  3. . Предание.Ру . из оригинала 5 мая 2017 . Дата обращения: 27 марта 2017 .
  4. Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. Перед потопом. — СПб.-М: Rosebud Publishing, 2009.

Литература

  • Базен, Андре. Жан Ренуар / Предисл. Жана Ренуара. Введ. Франсуа Трюффо. — М. : Музей кино, 1995. — 191 с. — ISBN 5-88395-012-4 .
  • Лепроон, Пьер . Жан Ренуар // Современные французские кинорежиссёры = Présences contemporaines : cinéma. — М. : Издательство иностранной литературы, 1960. — С. 160—220. — 698 с.
  • Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. Т. I-II. — СПб.-М.: Rosebud Publishing, 2009. — ISBN 978-5-904175-02-3 .
  • Режиссерская энциклопедия. Кино Европы. Составитель: Черненко М.М. — М.: Научно-исследовательский институт киноискусства. ISBN: ISBN 5-85646-077-4. — 203 с.
  • Braucourt G. André Cayatte: documents, panorama critique, filmographie, bibliographie. Paris: Seghers, 1969.

Ссылки

  • (рус.)
  • (рус.)
Источник —

Same as Андре Кайат