Interested Article - Последние страницы из дневника женщины

«После́дние страни́цы из дневника́ же́нщины» — повесть В. Я. Брюсова , впервые опубликованная в журнале « Русская мысль », 1910 , и позднее вошедшая в книгу «Ночи и дни. Вторая книга рассказов и драматических сцен», — М., 1913, стр. 1 — 59 .

Содержание

Муж молодой женщины, автора дневника, был найден убитым в кабинете. Героиня пытается продолжить привычную жизнь, балансируя между двумя любовниками, однако её вдовство и свобода только усложняют их отношения. Один из любовников признается в убийстве мужа, другой кончает с собой, не вынеся сознания, что боготворимая им женщина делит свою благосклонность между ним и его соперником. В конце повести измученная всем произошедшим героиня уезжает на юг Франции в обществе младшей сестры, влюбленной в нее.

Персонажи

  • Наталья Глебовна (Nathalie) – главная героиня повести, молодая женщина. От её лица ведётся повествование.
  • Виктор Валерианович – супруг Натальи Глебовны. 15 сентября был найден убитым в своём кабинете.
  • Модест Никандрович Илецкий – художник. Любовник Натальи.
  • Володя – студент. Любовник Натальи.
  • Maman – мать Натальи, в первую очередь озабоченная её материальным благосостоянием и положением в обществе.
  • Лидочка – восемнадцатилетняя сестра Натальи, влюбленная в неё.
  • Глаша – прислуга, любовница Илецкого.
  • Хмылёв – дядька Глаши. Шантажист.

Критика

Повесть вызвала множество критических отзывов. Говоря об образе главной героини А. Закржевский писал: «Здесь Брюсов проник в то святое святых, о котором знает только женщина, здесь его психологический анализ помог ему нарисовать такой законченный, такой яркий и живой образ женщины, какой нам едва ли случалось встречать за последнее время!..» С другой стороны, Е. Колтоновская сочла что образ — искусственен и противоречив, а характерное для героини спокойствие — результат того, что Брюсов наделил её собственной (мужской) психологией . Об аналогичном растворении автора в героине писал и К. Бальмонт : «Ай-ай, ах-ах, ой-ой, мне больно. Где же Валерий Брюсов? Или его больше нет?» .

И. Александровский видел связь сюжета с делом Марии Николаевны Тарновской, чей жених, застраховавший свою жизнь в полмиллиона франков в её пользу, был убит её любовником, юношей Наумовым. Вдохновителями убийства были сама Тарновская и второй её любовник, адвокат Донат Прилуков. Сам Брюсов подобного сходства не видел .

Другие критики отмечали, что в повести сочетаются «классическая строгость языка, искусное распределение повествовательного материала и внешняя занимательность фабулы» , что в ней «сказалось уменье Валерия Брюсова художественно-четкими штрихами рисовать интересные по концепции образы» и обращали внимание на «совершенство формы, на её чрезвычайно отчетливый рисунок, обилие подробностей, строго подобранных для того, чтобы сосредоточить внимание читателя на одном пункте, и сильно отчеканенный язык. Это — реализм в лучшем смысле слова» .

Публикация

Номер журнала «Русская мысль», в котором была опубликована повесть, подвергся аресту по обвинению в безнравственности . Сам Брюсов с подобной оценкой «Последних страниц» не соглашался: «Все последние романы Арцыбашева , и всех, иже с ними, а частью также и Куприна , переполнены такими сценами, перед которыми моя повесть — верх скромности и целомудренности» Судебное преследование вскоре было прекращено . Критик С. А. Венгеров , разбирая повесть в статье «Литературные настроения 1910 года», писал, что Брюсов «и прежде в эпоху „дерзаний“ и всяческой разнузданности был чрезвычайно силен тем, что о самых скользких сюжетах умел говорить просто и без подмигивания» .

Постановки

В 1990 году Василий Панин экранизировал «Последние страницы…» под названием « Захочу — полюблю ». В роли Nathalie снялась Вера Сотникова . По мнению критика Ирины Гращенковой, режиссёр прочёл повесть «как мелодраму бульварного пошиба (богема, революционеры, сёстры-любовницы)» , а Александр Фёдоров оценил фильм как провал, поскольку

…ни один из занятых в фильме «Захочу — полюблю» актёров так и не смог добиться естественности в игре, в ощущении своего соответствия тогдашней эпохе.

Фёдоров, А. Провал // «Мнения» : Ж. — 1991. — № 3 . — С. 43—44 .

Четырьмя годами позднее по мотивам повести вышел российско-французский фильм « Откровения незнакомцу » ( фр. Confidences à un inconnu , англ. Secrets Shared with a Stranger ) с Сандрин Боннер . Мнения о фильме разделились .

8 октября 2004 года в « Театре на Покровке » состоялась премьера поставленной Андреем Максимовым инсценировки повести. В главной роли — Наталья Гребёнкина . По мнению режиссёра, зритель принимает спектакль замечательно, в то время как критика «либо молчит, либо издевается…» .

Примечания

  1. № 12, отд. I, стр. 3—51
  2. Гречишкин, С. С., Лавров, А. В. Последние страницы из дневника женщины. Примечания к повести // Брюсов, В. Я. . — Москва: "Советская Россия", 1983. — С. 349—354 .
  3. Закржевский А. Карамазовщина. Психологические параллели. Киев, 1912, с. 27 Цит. по Валерий Брюсов. Повести и рассказы. «Советская Россия», М., 1983
  4. Колтоновская Е. А. Критические этюды. СПб. 1912. С.182-184. Цит. по М. В. Михайлова, (недоступная ссылка)
  5. Литературное наследство. Т.98. Кн.1. С.226. Цит. по М. В. Михайлова, «В. Я. Брюсов о женщине (анализ гендерной проблематики творчества)»
  6. «Записки. Покушение с негодными средствами», Одесский листок, 1910, N 294, 22 декабря. Цит. по Валерий Брюсов. Повести и рассказы. «Советская Россия», М., 1983
  7. Письмо П. Б. Струве от 9 января 1911 г., Литературный архив, вып. 5, с. 317. Цит. по Валерий Брюсов. Повести и рассказы. «Советская Россия», М., 1983
  8. Русская молва, 1913, N 130, 23 апреля. Цит. по Валерий Брюсов. Повести и рассказы. «Советская Россия», М., 1983
  9. Жатва. Журнал литературы, кн. I. M., 1912, с. 217, 222; подпись: А. Бартенев. Цит. по Валерий Брюсов. Повести и рассказы. «Советская Россия», М., 1983
  10. Венгеров, С. А. «Литературные настроения 1910 года», Русские ведомости, 1911, N 14, 19 января. Цит. по Валерий Брюсов. Повести и рассказы. «Советская Россия», М., 1983
  11. Письмо Брюсова к П. Б. Струве от 21 ноября 1910 года , опубликовано в Литературном архиве, вып. 5. М. — Л., 1960, с. 302. Цит. по Валерий Брюсов. Повести и рассказы. «Советская Россия», М., 1983
  12. [www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2412/annot/ Информация о фильме «Захочу — полюблю»] . Дата обращения: 10 ноября 2010.
  13. Гращенкова И. Н. Кино Серебряного века: русский кинематограф 10-х годов и кинематограф русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. — М. : Издательство А. А. Можаева, 2005. — 432 с. — (Кино моей Родины). — ISBN 5-85302-404-3 .
  14. (англ.) . Дата обращения: 10 ноября 2010. 4 июля 2012 года.
  15. (англ.) // Film Journal. — 1995. — Vol. 98 , no. 7—12 .
  16. . Дата обращения: 10 ноября 2010. 4 июля 2012 года.
  17. Максимов, А. // АиФ Москва. — 2005. — № 04 (602) . 17 июля 2007 года.

Ссылки

Источник —

Same as Последние страницы из дневника женщины