Interested Article - Татары Башкортостана

Тата́ры Башкортоста́на (самоназвание татарлар , локальные самоназвания: казанлы , типтәрләр , мишәрләр , алатырлар , төмәннәр ) — татары , проживающие в Республике Башкортостан .

Этническая группа населения Республики Башкортостан , сформировавшаяся из различных аборигенных и переселенческих групп ( кряшены , казанские татары , татары-мишари , касимовские татары , ногаи ), инкорпорировавшая в себя группы тюркского ( башкиры , ногайцы и др.) и финно-угорского ( марийцы , удмурты и др.) населения , исторически расселенная на территории большей части Башкирии , и прежде всего в бывшей Уфимской губернии .

Исключая православных кряшен, большинство татар Башкортостана мусульмане-сунниты .

Письменно-литературным языком, общим для всех групп татар, а также для башкир до конца XIX века был старотатарский язык , а вплоть до 20-х годов XX века — татарский литературный язык . Языком общения в сложной этнической среде региона также служил татарский язык .

Помимо литературного языка имеют распространение мишарские говоры (байкибашевский и стерлитамакский) и говоры казанского диалекта ( (наиболее распространенный), бирский (к северу от Уфы), тепекеевский, турбаслинский, учалинский и златоустовский (к востоку от Уфы), каргалинский (южные районы) .


История

Древний период

Территория Башкортостана является традиционным местом расселения татар. Северо‑западная часть республики входила в сферу влияния Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Нахождение данных территорий в составе Волжской Булгарии , кимакско-кипчакских каганатов, и позднее, Казанского ханства и Ногайской Орды не могло не оставить древнего татарского населения. Лингвисты отмечают, что тюркское население (в том числе и относимое к башкирскому) именно тех ареалов, которые в исторической литературе считаются местом переселения булгарских племен, в настоящее время является татароязычным, что можно считать косвенным свидетельством.

Упоминания о раннем татарском населении хоть и редки, но имеются; так, П. С. Паллас писал про «Уфимских (уфинских) татар … между реками Белою и Иком,… свойственники казанских, но давно уже в сих странах поселившиеся» . Татар «Мангытских аулов», издавна живших на Агидели , упоминал в своих «Воспоминаниях» А.-З.Валиди Тоган .

Складывание этносословных групп. XVI—XVIII век.

После завоевания Казанского ханства и вхождения территории современной Башкирии в состав Русского государства, начинаются активные миграции сюда татарского населения Поволжья и Оки, что отражено во множестве документов того времени. Миграции были как организованные царским правительством (переселение служилых татар ), так и бегство от угнетения и насильственной христианизации (селились как на основе припуска, так и самовольным явочным порядком). Способствовали этому и малонаселённость края, меньшие налоги, меньший административный гнёт.

Условия, в которых оказывались переселенцы, сильно различались. Из разных волн формировались разные сословные группы, отличавшиеся условиями налогообложения и воинской службы. Эти различия (и ограничения на свободный выбор местожительства) препятствовали полной консолидации всех групп волго-уральских татар. Способствовала этому и политика властей. Например, Указ от 20 августа 1739 года повелевал «мещеряков, татар и чувашей селить особыми деревнями порознь». Тем не менее, несмотря на существовавшие определённые различия, считать этносословные группы татар отдельными народами (как это допускают некоторые авторы) — ненаучно и не соответствует истине. Имелось множество факторов, говорящих о единой культуре этих групп. Общими были религия, система школьного образования, язык, литература, бытовая культура, одежда и кухня, и многое другое .

Мишари

Организованное переселение мишарей в Приуралье зафиксировано уже в документах второй половины XVI века. С 1580-х годов переселялись служилые татары из Темникова, Кадома, Шацка .

В конце XVI — начале XVII века переселяют служилых татар Алатырьского и Симбирского уездов и «с реки Пьяны»(по грамоте 7106 (1598) г.) в Уфимскую крепость. По говору были «цокающие» мишари. Следом за ними из этих же местностей потянулись вольные переселенцы. К XIX веку последние стали либо государственными крестьянами, либо тептярями. В настоящее время их потомки проживают на севере Башкортостана и в Пермском крае , по реке Быстрый Танып , особенности говора утрачены.

В центральных районах республики (Аургазинский, Давлекановский, Кармаскалинский, Стерлитамакский, Чишминский районы) селились выходцы из Пензенской губернии, по говору относятся к стерлитамакскому («чокающему») говору .

Из числа этих групп с 1798 по 1865 год формировалось 4 (позднее 5) мишарских кантона, то есть были в служилом, военно-казачьем сословии; входили в Башкиро-Мещеряцкое войско. (В 1855 году сословия башкир, мишарей и тептярей были объединены, было создано Башкирское войско. С 1855 по 1865 сословия мишарей и тептярей называли также «новобашкирами»).

Тюмени

Тюмени (томэны, тат. төмәннәр ) — переселенцы из Темниковского уезда Тамбовской губернии конца XVII — начала XVIII века. По говору — «чокающие» мишари. По социальному положению отличались от прочих групп служилых татар и башкир; они, как и однодворцы , владели землёй на основе поместного права. По причине такой своей привилегированности, жили несколько изолированно и неохотно вступали в брачные связи с представителями других сословных групп.
В настоящее время живут в основном на западе и юго-западе республики, Альшеевском, Благоварском, Буздякском районах, отдельные деревни есть в Бакалинском, Кушнаренковском, Чекмагушевском районах .

Тептяри

Особенности формирования данной группы в современной науке дискуссионны. Наиболее распространённое мнение, что первоначально многонациональное сословие превратилось большей частью в этносословную группу татарского народа, за которой и закрепился после 1865 года этот термин.

В литературе встречается утверждение, что значительная часть марийцев и чувашей тептярского сословия в XIX веке приняли ислам и отатарились .

Другие группы

Большое количество татар (преимущественно выходцев из Казанской губернии) были государственными и владельческими крестьянами, мещанами и др. У них не было этносословных особенностей.

Мурзы и князья

Потомки отказавшихся перейти в православие татарских мурз и князей, переселившихся на башкирские земли.

В отличие от остальных губерний, где татар этой группы можно с известной долей условности считать представителями привилегированных слоев, обладавших классными чинами, внесенными в родословные книги и т. п., в Уфимской губернии значительную их часть составляли так называемые «лапотные» князья (см. таблицу выше «Численность привилегированных сословий и групп татар-мусульман 11 губерний Европейской части России в конце XIX в.») .

По данным Всероссийской переписи 1897 г., большинство дворян-инородцев (в основном татар) Уфимской губернии (порядка 70 %) проживало в Белебеевском уезде .

Ясачные татары

Припущенники из татар (то есть переселенцы из других областей России), платившие ясак правительству России.

Служилые татары

C XVI по XVIII век в Приуралье существовал ряд групп служилых татар , как из числа местных жителей, так и из переселенцев. К концу XVIII века в основном были сведены в вышеописанные военно-служилые сословия мишарей и тептярей ; часть была в башкирском сословии и (в Оренбургской губернии) в казачьем .

Консолидация и развитие татарской нации

На протяжении многих веков у разных этносоциальных групп татар действовали объединяющие факторы: религия, система школьного образования, торговля, язык и литература на старотатарском языке .

Ликвидация кантонной системы в ходе сословной, земельной и военной реформ 1860-х годов, размежевание земель между вотчинниками и припущенниками (которое привело к утрате «престижности» служилых сословий, в том числе «новобашкир»), развитие капитализма и повышение мобильности населения привели к завершению консолидации этносословных групп татар. События начала XX века (революции, гражданская война, проекты Штатов Идель-Урал и Татаро-Башкирской республики и т. д.) ещё больше ускорили интеграционные процессы .

Современное состояние

В Башкортостане свыше 1000 населенных пунктов, в которых по данным переписей проживает значительное (свыше 50 %) число татарского населения . В республике — 1127 школ с преподаванием на татарском языке (на 1997), 3 татарские гимназии ( Уфа , Белебей , Октябрьский ), татарские отделения в Башкирском университете , Башкирском, Бирском, Стерлитамакском педагогических институтах.

На татарском языке выходят три республиканских, пять городских и двадцать два районных периодических издания. Выходят газеты « Кызыл таң », , «Азатлык нуры» (1997), «Җидегән», журнал «Тулпар» (1995).

Работают татарский театр « Нур » (Уфа), Татарский государственный драматический театр (Туймазы).

Общественные организации татар Башкортостана

Татарский общественный центр (Уфа, с 1989), татарский общественный центр «Мирас» ( Стерлитамак , с 1990), татарская демократическая партия «Идель-Урал» (с 1991), союз татарской молодёжи «Азатлык» (с 1990), (с 1993), , Национальная община татар «Татары Башкортостана» — руководитель Бигнов Рамиль Имамагзамович .

Численность и расселение

Языки республики Башкортостан по городским и сельским поселениям по данным переписи 2010 г.

Согласно данным переписи 2020 года численность татар составила 974 533 человек , тем самым сократившись на 34 762 с 2010 года. Основная часть татарского населения проживает в северо-западной части Башкортостана — это Балтачевский , Белебеевский , Бижбулякский , Благоварский , Буздякский , Бураевский , Дюртюлинский , Ермекеевский , Калтасинский , Кигинский , Краснокамский , Кушнаренковский , Стерлибашевский , Туймазинский , Чекмагушевский , Чишминский , Шаранский и Янаульский районы.

География проживания

Районы Башкортостана. Национальный состав (чел, %)
Район Татары 1970 Татары 1989 Татары 2002
Абзелиловский 1467 / 3,6 % 1181 / 3,1 % 1025 / 2,37 %
Альшеевский 23 716 / 36,3 % 18 927 / 40,5 % 16 290 / 33,66 %
Архангельский 2791 / 9,6 % 2238 / 10,9 % 1860 / 9,22 %
Аскинский 6705 / 19,5 % 5610 / 23,9 % 4212 / 17,6 %
Аургазинский 25 643 / 46,8 % 18 773 / 48,2 % 16 886 / 43,3 %
Баймакский 3731 / 6,2 % 2863 / 4,9 % 1241 / 2,81 %
Бакалинский 25 709 / 54,3 % 20 093 / 62,2 % 16 710 / 51,69 %
Балтачевский 2161 / 5,6 % 14 728 / 59,2 % 3636 / 14,72 %
Белебеевский 5934 / 20,7 % 3953 / 23,8 % 3306 / 19,04 %
Белокатайский 1385 / 5,0 % 1068 / 4,9 % 1124 / 4,97 %
Белорецкий 1812 / 4,2 % 1400 / 4,2 % 1042 /3.58 %
Бижбулякский 12 058 / 31,4 % 9722 / 35,0 % 7374 / 26,34 %
Бирский 3367 / 12,0 % 2598 / 13,7 % 1360 / 6,84 %
Благоварский 8198 / 20,6 % 14 520 / 59,8 % 5955 / 23,11 %
Благовещенский 6185 / 14,8 % 8232 / 17,6 % 1643 / 10,36 %
Буздякский 20 644 / 53,4 % 19 758 / 64,7 % 15 833 / 50,78 %
Бураевский 12 332 / 26,1 % 15 102 / 59,8 % 2689 / 9,5 %
Бурзянский 484 / 3,4 % 215 / 1,5 % 159 / 0,94 %
Гафурийский 13 042 / 23,8 % 8448 / 23,7 % 6474 / 17,61 %
Давлекановский 11 044 / 23,4 % 8764 / 22,6 % 3719 / 20,35 %
Дуванский 4387 / 12,8 % 4240 / 14,2 % 4249 / 13,27 %
Дюртюлинский 25 758 / 43,7 % 33 262 / 59,1 % 11 397 / 34,55 %
Ермекеевский 10 048 / 37,6 % 9877 / 54,4 % 3699 / 20,32 %
Зианчуринский 4219 / 12,5 % 3511 / 12,9 % 3149 / 10,46 %
Зилаирский 1314 / 5,1 % 728 / 3,9 % 544 / 2,87 %
Иглинский 10 192 / 17,7 % 8249 / 18,9 % 3394 / 7,48 %
Илишевский 9951 / 20,7 % 11 007 / 30,3 % 4958 / 13,67 %
Ишимбайский 2962 / 6,8 % 1673 / 6,5 % 1499 / 5,85 %
Калтасинский 6612 / 17,1 % 5855 / 21,1 % 4568 / 15,82 %
Караидельский 17 358 / 36,2 % 11 109 / 36,7 % 8000 / 28,27 %
Кармаскалинский 25 863 / 44,8 % 21 756 / 47,6 % 15 811 / 28,97 %
Кигинский 12 591 / 55,0 % 10 841 57,4 % 10 306 / 51,98 %
Краснокамский 7721 / 17,9 % 16 660 / 39,0 % 6176 / 22,42 %
Кугарчинский 6122 / 14,4 % 5118 / 16,2 % 3519 / 10,29 %
Куюргазинский (до 1992 Кумертауский) 4775 / 14,3 % 3901 / 16,6 % 3501 / 13,68 %
Кушнаренковский 18 608 / 51,2 % 22 232 / 78,0 % 11 641 / 39,67 %
Мелеузовский 3965 / 10,2 % 3936 / 14,8 % 3111 / 11,64 %
Мечетлинский 8702 / 31,1 % 8983 / 29,8 % 6052 / 23,64 %
Мишкинский 8404 / 22,5 % 5298 / 18,5 % 4291 / 15,83 %
Миякинский 18 344 / 46,0 % 16 731 / 55,3 % 12 116 / 38,11 %
Нуримановский 12 644 / 37,4 % 8735 / 36,0 % 6863 / 31,29 %
Салаватский 9861 / 30,0 % 7635 / 26,9 % 6306 / 22,11 %
Стерлибашевский 19 245/ 60,2 % 13 534 / 62,4 % 12 505 / 56,82 %
Стерлитамакский 11 692 / 26,7 % 8946 / 26,6 % 8138 / 21,59 %
Татышлинский 4409 / 12,5 % 5487 21,1 % 1465 / 5,47 %
Туймазинский 15 897 / 33,5 % 17 252 / 56,3 % 8381 / 27,1 %
Уфимский 9704 / 19,7 % 14 981 / 28,4 % 17 926 / 31,81 %
Учалинский 8757 / 15,8 % 4728 / 14,8 % 2728 / 7,65 %
Фёдоровский 9924 / 32,5 % 6895 / 35,0 % 6527 / 33,17 %
Хайбуллинский 1692 / 5,1 % 1332 / 4,4 % 473 / 1,43 %
Чекмагушевский 28 212 / 61,6 % 24 895 / 75,8 % 19 510 / 59,07 %
Чишминский 31 091 / 57,8 % 27 618 / 68,8 % 27 889 / 52,96 %
Шаранский 13 038 / 38,9 % 12 160 / 51,0 % 6675 / 27,25 %
Янаульский 14 052 / 22,6 % 14 199 / 29,2 % 3043 / 13,31 %

Изменение численности населения

Изменение численности населения (человек, на момент переписи) 1939 2002 гг. в границах соответствующих лет,
1897 г. в современных границах,
за 1897 1926 гг. приведены данные по наличному населению,
1939 2002 гг. — по постоянному населению)
Годы Всего Башкиры Русские Татары Мишари Тептяри Кряшены
1897 г. (на 9 февраля) 1 991 438 899 910 834 135 184 817 20 957 39 955 39 587
1926 г. (на 17 декабря) 2 665 836 625 845 1 064 707 461 871 135 960 23 290 67
1939 г. (на 17 января) 3 158 969 671 188 1 281 347 777 230
1959 г. (на 15 января) 3 336 289 737 711 1 418 147 768 566
1970 г. (на 15 января) 3 814 926 892 248 1 546 304 944 505
1979 г. (на 17 января) 3 844 280 935 880 1 547 893 940 436
1989 г. (на 12 января) 3 943 113 863 808 1 548 291 1 120 702
2002 г. (на 9 октября) 4 104 336 1 221 302 1 490 715 990 702 4510
2020 г. 4 038 151 1 268 806 1 509 246 974 533

Башкиризация татар

Башкиризация, то есть усиление роли башкирского языка и культуры, национальных кадров , а также принудительная ассимиляция татар , проживающих в регионе началось в 1960—1970‑е годы, в связи с ростом образовательного уровня и национального самосознания башкир, в республике утвердилась тенденция к ограничению сферы действия татарского языка, вытеснению татар с ответственных постов в государственных и партийных органах, из средств массовой информации, вузов, учреждений культуры и других сфер с последующей заменой их башкирскими кадрами, через ликвидацию статуса татарского языка как государственного, фальсификацию переписи 1979 года для увеличения доли башкир, введение в татарских школах в качестве родного башкирского языка или закрытия татарских школ. В этих условиях определенная часть татарского населения была вынуждена формально признать себя башкирами.

Второй этап башкиризации татар начинается после утверждения в должности Президента М. Г. Рахимова, который был нацелен на фальсификацию итогов переписей 2002 и 2010 годов : многие татарские школы и детские дошкольные учреждения были закрыты и перепрофилированы в башкирские; несмотря на численный паритет носителей татарского языка и носителей русского и башкирского языков, татарский язык не получил статуса государственного языка, имело место намеренное искажение итогов переписи населения, выразившееся в значительном увеличении численности башкир за счет снижения доли татарского населения в республике. Эти явления оказывают негативное влияние на положение татар в Республике Башкортостан и на ее отношения с Республикой Татарстан.

Известные татары, родившиеся и жившие в Башкортостане

См. также

Примечания

  1. Якупов Р. И. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  2. Например: (недоступная ссылка) ISBN 978-5-7218-1051-0 . С.50-51.
  3. Начало заселения Башкортостана татарами относится к периоду падения Казанского ханства . 2-я волна миграции связана с насильственной христианизацией нерусских народов во 2-й трети XVIII в. На засечные линии на территории Башкортостана в XVII—XVIII вв. правительство направляло служилых татар из районов Нижнего Новгорода и Касимова. ТЭС — с. 67 Башкортостан
  4. статистика по вероисповеданиям не производилась
  5. Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII—XIX вв.) Уфа Китап 2007 г. С.55, 337
  6. . Дата обращения: 10 сентября 2014. Архивировано из 10 сентября 2014 года.
  7. от 12 января 2012 на Wayback Machine (татар.)
  8. Дата обращения: 17 апреля 2022. 17 апреля 2022 года.
  9. , с. 28.
  10. Давлетшина З. М. Татарское население Башкортостана: этнодемографическое исследование. Уфа: Гилем, 2001
  11. , с. 361.
  12. Народы мира: справочник, М. Политиздат, 1964.
  13. Цитата:

    Ещё в начале 70-х годов и раньше было известно о распространении мусульманства и татарства среди уфимских инородцев; так, было известно, что в Бирском уезде до 40 тысяч черемис, большею частию язычники, подвергались отатарению. То же самое явление оказалось и в других уездах Уфимской губернии.

    С. Рыбаков. Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии. С.-П., 1900. цит. по ISBN 978-5-7218-1051-0
  14. Зд. и далее по Хайрутдинову Рамилю. «Татарская феодальная знать и российское дворянство: проблемы интеграции на рубеже XVIII—XIX вв.»
  15. По материалам «Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. XLV. Уфимская губерния. Тетрадь II»
  16. Свыше 1000 населенных пунктов с преобладанием татарского населения. ТЭС — с. 67 Башкортостан
  17. . Дата обращения: 13 сентября 2011. 10 июня 2015 года.
  18. . Дата обращения: 6 ноября 2023. 23 июля 2023 года.
  19. Дата обращения: 17 апреля 2022. 17 апреля 2022 года.
  20. в последующих переписях этнические группы мишар, тептяр и кряшен относят себя в основном к татарской и башкирской национальности. Данные изменения в переписных листах могут объяснить существенные изменение процентного соотношения национального состава населения между башкирским и татарским этносами{{подст:АИ}}.
  21. Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2014. — ISBN 978-5-86007-637-2 .
  22. Төбәк тарихы буенча журнал [Родной край: Краеведческий журнал]. Специальный выпуск. I. Казан: Бөтендөнья татар конгрессы. 2020. С. 151—168.
  23. . Дата обращения: 17 апреля 2022. 24 июня 2021 года.
  24. Горенбург Д. Татары — башкиры — снова татары: изменения: изменения этнической идентичности в Башкортостане // Обретая себя: проблемы идентичности тюркского населения Урало-Поволжья на страницах зарубежных исследований. Казань, 2006.

Литература

  • .
  • (недоступная ссылка)
  • Рычков П. И. «Топография Оренбургской губернии». 1762. — Оренбург: Оренб. отд. Имп. Рус. геогр. о-ва. 1887.
  • (недоступная ссылка)
  • (недоступная ссылка)
  • (недоступная ссылка)
  • (недоступная ссылка)
  • Валиди А.-З. Воспоминания: Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. — Уфа : Китап, 1994. — Т. I.
  • Хайрутдинов Рамиль. // 1997, #12. Ислам в татарском мире: история и современность (материалы международного симпозиума, Казань, 29 апреля — 1 мая 1996 г. (специальный выпуск).
  • Якупов Р. И. Тептяри. Этносоциальный феномен и научная проблема.. — Уфа: Гилем, 1998. — С. 119. — ISBN 5-7501-0071-5
  • . Татарское население Башкортостана : Этнодемографическое исследование : диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Уфа, 1998. — 226 с.
  • Татарский энциклопедический словарь. — Казань, 1999.
  • Давлетшина З. М. Татарское население Башкортостана: этнодемографическое исследование. Уфа: Гилем, 2001. ISBN 5-7501-0235-1
  • (недоступная ссылка)
  • и проблемы этнической дискриминации в Республике Башкортостан.
  • Габдуллин И. Р. « »
  • Исхаков Д. М. . — Казань : Магариф, 2002.
  • // Татарстан : журнал. — Казань: 2002. — № 8—9.
  • Томашевская Н. Н. «От соц.пространства к соц.времени: Опыт этнической истории башкирского этноса в новое время». Уфа: Китап, 2002.
  • Асфандияров А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI — первая половина XIX в). — Уфа: Китап, 2006.

Ссылки

Источник —

Same as Татары Башкортостана