Interested Article - Беллармин, Роберт

Ро́берт Франци́ск Ро́мул Белларми́н ( лат. Robertus Franciscus Romulus Bellarminus ); Робе́рто Франче́ско Ро́моло Белларми́но ( итал. Roberto Francesco Romolo Bellarmino ; 4 октября 1542 , Монтепульчано , Тоскана 17 сентября 1621 , Рим ) — учёный- иезуит , богослов-полемист, кардинал и великий инквизитор Католической Церкви , писатель и гуманист . Главный обвинитель в процессе Дж. Бруно , руководитель первого процесса над Галилеем в 1613 1616 годах . Канонизирован в 1930 году , объявлен в католицизме Учителем церкви в 1931 году . Память отмечается 17 сентября.

Биография

Родился 4 октября 1542 года в Монте-Пульчиано в Тоскане в семье обедневших дворян, но его дядя по матери Марчелло Червини был известным учёным-церковником и стал в 1555 году римским папой-реформатором Марцеллом II, просидев на папском троне целый месяц.

В детстве Беллармин обучался в римском иезуитском колледже, где прославился своими стихами на итальянском и латыни. В 1560 году в Риме он вступил в иезуитский орден и приобрел известность в качестве преподавателя словесных наук и астрономии, а также и в качестве проповедника. В продолжение двух лет он изучал в Падуе богословие и в 1569 году был послан в Лувенский университет, где читал лекции о «Summa» Фомы Аквинского и написал еврейскую грамматику, в настоящее время вышедшую из педагогической практики.

В 1576 году папа Григорий XIII назначил его профессором полемического богословия в новоучрежденном римском коллегиуме ( Collegium Romanum ), поручив читать лекции о спорных пунктах веры. Р. Беллармин становится богословским консультантом Великого Инквизитора Джулио Сантори. Но богословский труд «Диспуты» не понравился папе Сиксту V ( 1585 1590 ) и попал в Индекс запрещённых книг .

Чтобы искупить обвинение в ереси, в 1589 году Беллармин становится богословским адъютантом папского легата во Франции. Незадолго до этого, 1 августа 1588 года , доминиканский монах Жак Клеман убил последнего из династии Валуа короля-ренегата Генриха III, и сторонники католической партии подвергались преследованиям со стороны нового короля-гугенота Генриха IV Бурбона. Беллармин со своими соратниками сразу же попал в тюрьму, где их морили голодом. После долгих лет религиозной войны голодали десятки тысяч парижан, в городе уже не осталось кошек, собак и крыс, и высокопоставленных арестантов от голодной смерти спасло только то, что испанский посланник отдал им свою любимую лошадь. Беллармин вернулся в Рим только в 1592 году , после смерти Сикста V, и сразу же приступил к научным занятиям.

кардинал Р. Беллармин

Покровительствовавший Беллармину новый папа Климент VIII поручил ему исправить латинскую Библию , Вульгату , канонизированную на Тридентском соборе 1546 года . В 1592 году Беллармин написал предисловие к новому изданию Вульгаты, которую сам и отредактировал, и тогда же был назначен ректором римского коллегиума. В 1598 году Беллармин стал кардиналом, а в 1602 — архиепископом капуанским и поселился в Капуе. Он завёл редкую для тех времён практику посещать все приходы своей епархии раз в год. Активно занимался благотворительностью от имени церкви, посещал больных и бедняков, продолжал исполнять обязанности идеологического советника Священной Палаты . В процессе Дж. Бруно (сожжён инквизицией 17 февраля 1600 года ) Беллармин является главным обвинителем. Его подпись под смертным приговором учёному стоит девятой, перед подписью Джулио Сантори. По смерти последнего в 1602 году , Беллармин становится главой Священной Палаты римской и всемирной инквизиции .

После смерти Климента VIII в 1605 году Беллармин приезжает в Рим для участия в конклаве (выборе нового папы), но избранный Лев XI сидел на престоле 24 дня, и Беллармин участвует в следующих выборах, в которых на этот раз победил Павел V ( 1605 1621 ). На обоих конклавах Беллармин был одним из кандидатов в папы римские.

При папе Павле V он поселяется в Риме в звании протектора целестинского ордена и инспектора германской иезуитской коллегии и работает в пяти Конгрегациях, в том числе продолжает Великим Инквизитором Католической Церкви (эту должность он занимает до самой своей смерти в 1621 году ).

В 1613 1616 году Беллармин ведёт инквизиционный процесс против Галилея , окончившийся в тот раз отеческим вразумлением дерзкого астронома и запрещением книги Коперника .

Роберто Беллармин умер в 1621 в Риме от лихорадки после непродолжительной болезни и глухоты. Похоронен в римской церкви Сант-Иньяцио (Sant’Ignazio di Loyola a Campo Marzio).

Его биографию написал иезуит Фулигаттий (Рим, 1624 ).

В 1675 году обнаружилась автобиография Роберто Беллармина, опубликованная в Ферраре в 1761 году .

Деятельность

«Некоторые стремятся иметь наполненный книгами дом, считая, что нуждаются в них ежедневно. Но если бы было так, то они не смогли бы есть, спать и так далее, поскольку книг настолько много, что всей жизни было бы недостаточно, чтобы их пролистать и тем более — прочесть. Следовательно, они собирают книги, которые читают редко или не читают вообще. Зачем же они держат их? Только от желания глаз видеть забитые вещами дома, от желания плоти лениться сходить в библиотеку и от гордыни, которая заставляет их походить на мудрецов».

Роберто Беллармин прославился как богослов, изложивший римское учение самым искусным и систематическим образом. Он развивал учение о сверхдолжных заслугах Католической Церкви , и опирающиеся на него учения об индульгенциях и о чистилище.

В вопросе о светской власти пап Беллармин утверждал, что хотя папа и не имеет прямой власти над государями, подобной той, которую он имеет над епископами, но что ему принадлежит косвенное право сменять королей и объявлять гражданские законы недействительными, если того требуют заботы о спасении души христиан. Так же он заявлял, что теоретически и папа может быть еретиком, хотя в тот же момент, когда это случится, еретик перестанет быть папой. Эта смелая формулировка не понравилась деспотичному папе Сиксту V ( 1585 1590 ), который считал, что она ограничивает священные полномочия римского папы. В результате, «Диспуты» Беллармина на короткое время попали в Индекс запрещённых книг . Эта книга были запрещена и в протестантских монархиях.

После смерти Сикста V Беллармин отомстил папе-диктатору, существенно исправив Сикстову редакцию Вульгаты (Беллармин внёс около 3 тысяч изменений). Окончательная редакция Беллармина 1592 года , под названием «сиксто-климентины» просуществовала в качестве официальной Католической Библии до середины XX века.

В 1597 году Беллармин пишет новый католический катехизис (краткое изложение доктрин веры) для детей из 96 вопросов, исправив предыдущее 600—страничное произведение такого рода 1556 года , призванное бороться с лютеранской ересью. Впоследствии этот катехизис был переведён на 62 языка и выдержал более 500 переизданий. В 1598 году он пишет более развёрнутый катехизис из 273 вопросов для взрослых и духовных лиц. В это же время он выступает главным обвинителем на процессе Джордано Бруно, казнённого 17 февраля 1600 года .

После отставки с капуанской архиепископской кафедры Беллармин исполнял административные обязанности в пяти римских Конгрегациях, в том числе в Священной Палате . На этом посту он возглавил первый процесс 1613 1616 годов против Галилея и учения Коперника . Беллармин уважительно отнёсся к Галилею, провёл с ним несколько научных дискуссий и даже посмотрел в изготовленный Галилеем телескоп, после того, как член комиссии учёный- иезуит Клавий убедил кардинала в богоугодности этого занятия. Приговор в отношении Галилея был очень мягок — ему всего лишь запретили пропагандировать «ошибочную и ложную» гелиоцентрическую теорию, но книга Коперника «О вращении небесных сфер» была внесена в Индекс запрещённых книг , где состояла до 1835 года . Когда Галилей позже жаловался на слухи о том, что он был вынужден отречься и покаяться в своих гелиоцентрических взглядах, Беллармин выписал свидетельство, которое отрицает эти слухи, заявив, что Галилей просто был уведомлен об указе и сообщил, что, как следствие этого, учение Коперника не может «защищаться или разделяться». Претензии Беллармина к гелиоцентрической теории заключались в её несогласованности с сообщениями Библии , которую он знал досконально, безусловно считал божественным откровением и абсолютной истиной.

С 1614 по 1619 годы Беллармин написал несколько сочинений, развивающих систему духовных упражнений Игнатия Лойолы . Эти произведения были чрезвычайно популярны среди католиков и переводились на многие европейские языки.

Сохранились сведения о развлечениях Р. Беллармина в часы редкиого досуга: к ним относились пение и игра на музыкальных инструментах — скрипке и лютне, для которых он писал мадригалы о любви к Богу для церковного исполнения иезуитской братией.

Именем кардинала были названы ироничные кувшины «беллармины», разновидность немецких « штайнгутов », пародирующие полную фигуру проповедника.

Беатификация

Среди прочих кардиналов Ренессанса инквизитор , иезуит , гуманист и проповедник Беллармин разительно отличался бытовой скромностью, добротой и дружелюбием. Возможно, поэтому после смерти в 1621 году пошли слухи о его святости, и его могила стала объектом паломничества и поклонения. В 1627 году начался процесс по его беатификации , который протянулся до 1930 года .

в 1627 году был начат процесс по канонизации Беллармина, который закончился только в 1930 году — признанием его святости.

В 1931 году Папа Пий XI объявил Беллармина Учителем церкви . Таким образом, Роберто Беллармин стал одним из 33-х Учителей католической веры.

Труды

Dottrina cristiana breve , 1752
  • «Disputationes de controversiis christianae fidei adversus hujus temporis haereticos» (Рим, 1581 1593 )
  • редакция и предисловие к Вульгате ( 1591 1592 )
  • «Dichiarazione più copiosa della dottrina cristiana» , 1598
  • «Concerning the Power of the Pope» , 1609
  • «De officio principis christiani» (Рим, 1609 )
  • «Tractatus de potestate summi pontificus in rebus temporalibus» , 1610
  • «De scriptoribus ecclesiasticis» , 1613
  • (Антверпен, 1615 ; Москва, 1786 , 1845 )
  • «О вечном блаженстве святых» (Антверпен, 1616 ; СПб., 1784 )
  • (Антверпен, 1617 ; Москва, 1745 ; СПб., 1795 )
  • (Антверпен, 1618 ; Москва, 1795 , 1832 )
  • «Наука благополучно умирать» (Антверпен, 1620 ; Москва, 1783 )
  • «Christianae doctrinae applicatio» (Рим, 1703 )
  • «Собрание сочинений в 5 томах» (Венеция, 1721 )
  • «Автобиография» ( 1675 или Феррара, 1761 ; Бонн, 1887 )
  • (Москва, 1783 )
  • «Полное собрание сочинений в 12 томах» (Париж, 1870 1874 )
  • «Robert Bellarmine: Spiritual Writings» ,— New York: Paulist, 1989

См. также

Примечания

  1. St. Robert Bellarmine // (англ.)
  2. Roberto Francesco Romolo Bellarmino // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. (англ.) — 2003.
  4. (лат.) : Ex decreto Sacrosancti Œcumenici Concilii Vaticani II instauratum auctoritate Pauli PP. VI promulgatum. Editio typica — Civitas Vaticana: , 1969. — С. 30.
  5. (мн.) // — 2012. — Т. 126. — С. 275. — ISSN

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • на русском сайте иезуитов
Источник —

Same as Беллармин, Роберт