Interested Article - Джонс, Оуэн (архитектор)

Оуэн Джонс ( англ. Owen Jones , 15 февраля 1809, Лондон — 19 апреля 1874, Лондон ) — английский архитектор- декоратор , писатель, теоретик искусства и художник декоративно-прикладного искусства .

Ранние годы и учёба

Родился в Лондоне в семье антиквара из Уэльса Оуэна Джонса Старшего (1741—1814), активного деятеля обществ валлийской культуры . В семье говорили на валлийском языке . Джонс младший учился архитектуре в Школе Королевской Академии (Royal Academy Schools), входившей в состав Королевской Академии искусств .

Деятельность

Джонс участвовал в организации и планировании экспозиции Первой всемирной выставки в Лондоне 1851 года. Его дружба с сэром Генри Коуэлом , организатором выставки и первым директором Южно-Кенсингтонского музея (с 1899 года Музей Виктории и Альберта ) привела его к работе по созданию этого выдающегося музея. На основе собственных материалов в 1856 году Оуэн Джонс опубликовал книгу «Грамматика орнамента» (The Grammar of Ornament). Джонс искал основы современного стиля в декоративно-прикладном искусстве , минуя как неоклассицизм , так и эклектику поверхностных стилизаций художников «готического возрождения» (Gothic Revival). Он был убеждён, что на основе исламского орнамента, в котором главенствует геометрия и математика , можно создать и подлинно современный стиль в архитектуре и декоративном искусстве. В то же время в современный стиль должны войти «все лучшие элементы исторических стилей». В этом отношении Оуэн Джонс предвосхитил идеи Уильяма Морриса .

В связи с работой над книгой об орнаментах Альгамбры Джонс занялся совершенствованием технологии хромолитографии (цветной печати), которую он применял и для других изданий книг с собственными иллюстрациями. Он также разрабатывал новые технические и художественные приёмы изготовления книжных переплётов из тиснёной кожи и других материалов, пригодных как для дорогих, так и для массовых изданий. Для этого он изучал средневековую технику книжного дела.

Во время проведения «Великой выставки» 1851 года Оуэн Джонс отвечал не только за изготовление декоративных элементов знаменитого « Хрустального дворца », построенного Джозефом Пакстоном из железа и стекла, но и за внутреннее оформление выставочных помещений в содружестве с архитектором М. Д. Уайеттом . Основываясь на своих исследованиях полихромии в архитектуре Древнего Египта, Греции и мусульманской Альгамбры, Джонс применил трёхцветную окраску металлических конструкций внутреннего пространства дворца: красным, жёлтым и синим. Столь непривычное решение вызвало отторжение у консервативной публики викторианской эпохи и резкую критику в газетах и журналах того времени.

«Хрустальный дворец» в Лондоне во время Всемирной выставки 1851 года

По завершении выставки «Хрустальный дворец» был разобран и перенесён на новое место, в Сайднем (юго-восточный район Лондона). Там Оуэн Джонс отвечал за организацию новой экспозиции по плану британского архитектора и историка искусства Дигби Уайетта, предусмотревшего серию «Художественных дворов» (Fine Arts Courts), которые проведут посетителей через грандиозное повествование по истории мирового искусства (1854). Джонс и на этот раз сумел устроить воссоздание своего любимого памятника во «Дворе Альгамбры». Он также разработал египетский, греческий и римский дворы. Первые тридцать лет Хрустальный дворец в Сайднеме принимал около 2 миллионов посетителей в год. Хрустальный дворец был разрушен пожаром в 1936 году и более не восстанавливался.

Генри Коул организовал для Оуэна Джонса цикл лекций в Обществе искусств и Государственной школе ремёсел в доме Мальборо в Лондоне по «теории декорирования, орнамента и полихромии». Джонс также работал по систематизации коллекций изделий художественных ремёсел, приобретённых после закрытия Всемирной выставки для Музея орнаментального искусства. Позднее они вошли в собрание Южно-Кенсингтонского музея. Коул и Джонс были обеспокоены тем, что изучение коллекций нового музея будет побуждать учащихся школы ремёсел к простому копированию экспонатов, а не пониманию принципов формообразования в декоративном искусстве. Именно поэтому Джонс спешил с публикацией своей книги «Грамматика орнамента». В статьях и лекциях Оуэн Джонс излагал «тридцать семь общих принципов в расположении формы и цвета в архитектуре и декоративном искусстве». Они составили предисловие к 20 главам «Грамматики орнамента» .

В основных главах книги Джонс привёл примеры орнаментов в арабском (египетском), мавританском (на примере Альгамбры), турецком и персидском искусстве. В последней главе, озаглавленной «Листья и цветы в природе», Джонс пытался сформулировать «принципы, которые регулируют расположение форм в природе» (симметрия, ритм, принцип подобия). Далее он писал, что истинное искусство состоит в «идеализации этих принципов, а не в копировании природы» . Кристофер Дрессер , последователь Оуэна Джонса, развивал сходные идеи в «ботанических лекциях» в Государственной школе проектирования в середине 1850-х годов.

На материале изученных им орнаментов Альгамбры Оуэн Джонс создавал оригинальные рисунки для компаний, производящих мозаики и декоративные материалы для оформления интерьеров, в частности для керамической фабрики Томаса Минтона . Он также разрабатывал рисунки для набивных тканей и бумажных обоев, ковров и производства мебели, в частности для фирм Warner, Sillett & Ramm, Бринтона и Джеймса Темплтона & Co., Jackson & Graham.

Оуэн Джонс работал в качестве архитектора, проектировал Концертный зал, выставочные и торговые сооружения в Лондоне, однако его постройки не сохранились. Проекты оформления интерьеров в духе историзма отличались богатством декорации в «византийском» и «исламском» стилях, использованием необычных для того времени материалов: чугунного литья, тонированного гипса, разноцветных тканей, позолоты, цветного стекла. Его проекты сохранились в собрании Музея Виктории и Альберта .

В начале 1860-х годов Джонсу было поручено спроектировать интерьеры «Индийского», «Китайского», «Японского» дворов (выставочных залов) и «Альгамбры» — помещения, в котором экспонировались бы материалы исламского искусства Южно-Кенсингтонского музея. Эти проекты были частично осуществлены, но позднее залы были переоборудованы согласно иным, более современным экспозиционным принципам. Джонс также проектировал два «мавританских» павильона в саду Кенсингтонского дворца , разрабатывал проекты оформления интерьеров частных особняков, но все они были позднее перестроены.

Иллюстрации из книги «Грамматика орнамента». 1856

Примечания

  1. Owen Jones // (англ.)
  2. Owen Jones // (англ.) — 1995.
  3. (нидерл.)
  4. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. München, E.A. Fleischmann, 1835—1852
  5. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. . — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 — Словарь имен. — С. 307.
  6. The Grove Encyclopedia of Decorative Arts: Oxford University Press, USA. — In 2 Vol. — 2006. — Vol. 1. — Рр. 341—345
  7. A Higher Ambition: Owen Jones (1809—1874). Paintings and Drawings. Victoria and Albert Museum. Retrieved 14 September 2010
  8. Власов В. Г. Минтона керамика // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. . — СПб. : Азбука-Классика, 2006. — Т. V. — С. 516.

Литература

  • Ashmore, S. Owen Jones and the V&A Collections (V&A Online Journal, Issue 1, 2008.
  • Flores, Carol A. Hrvol. Owen Jones: Design, Ornament, Architecture & Theory in an Age of Transition. Rizzoli, 2006.
  • Jespersen, J. K. Originality and Jones’s The Grammar of Ornament of 1856. Journal of Design History, vol. 21, no. 2, 2008.
  • Sloboda, S. The Grammar of Ornament : Cosmopolitanism and Reform in British Design. Journal of Design History, vol. 21, no. 3, 2008.
  • Edwards, Clive. Interior Design: A Critical Introduction. Berg Publishers, 2011.
  • Аронов В. Р. Оуэн Джонс и грамматика орнамента
Источник —

Same as Джонс, Оуэн (архитектор)