Interested Article - Киот

Дарохранительница
Православный киот для хранения икон, список иконы преподобного Кирилла Белозерского работы Дионисия Глушицкого, Кирилло-Белозерский монастырь
«Образ Святаго Николы чудотворца» в киоте, Московская губерния , конец XIX — начало XX веков

Кио́т (киво́т, кио́ть, от греч. κῑβωτός — «ящик, ковчег»), божница — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон .

Прообразом киота считают Ковчег Завета (Кивот Завета) иерусалимского Храма .

В церковнославянской Библии для обозначения Ковчега Завета использовано греческое слово кивот , чтобы как и в оригинальном тексте отличать его от Ноева ковчега (а также ковчежца-корзины, куда был положен младенец Моисей ).

В христианской традиции Ковчег Завета, как и другие священные предметы иерусалимского Храма, понимают в качестве прообраза элемента христианского храма — Кивота или Дарохранительницы . Как Ковчег находился в Святая святых иерусалимского храма и в нём хранили Скрижали Завета , так Дарохранительницу располагают в алтаре христианского храма с заключёнными в ней Телом и Кровью Христа , образующими Новый Завет человека с Богом .

Преподобный Ефрем Сирин видел непосредственно в самой конструкции Ковчега Завета прообразовательный смысл Боговоплощения :

И сотвори Веселеил кивот из древа негниющаго . Это тайна Еммануиловой плоти, которая не подлежит истлению и не повреждена грехом. Золото, покрывавшее кивот внутрьуду и внеуду, означает Божеское естество Слова ; которое неизреченно соединилось со всеми частями души и тела, потому что человечество наше помазало оно Божеством Своим.

«Очистилище над кивотом от злата чиста» означает Еммануила; херувимы над очистилищем суть Пророки и Апостолы . В трапезе представляются 5 умосозерцаний: Творец и разумные твари. 2 обвода на трапезе указывают нам на мир горний и дольний. Пространство между двумя обводами изображает Еммануила, через Которого имеют между собою общение небесные и земные. Хлеб предложения на трапезе представляет собою тайну жертвы сынов Церкви .

Золотой светильник изображает и показывает нам тайну креста ; 6 ветвей светильника означают власть Распятого, простирающуюся во все 6 сторон. В яблоках на светильнике таинственно познаем Пророков и Апостолов; в цветах — ангельские силы; в 7 светилах — 7 светильников Евангелия или «семь очес Господних, призирающих на всю землю» ( Зах. 4:10).

Святитель Григорий Нисский видел, что образ нерукотворной Скинии , показанный Моисею на горе, есть « Христос , Божия сила и Божия Премудрость » и все остальные предметы толковал сообразно с этим рассуждением .

Поэтому добровидные и златокованые столпы, носила, кольца и эти херувимы, прикрывающие крыльями кивот и всё прочее, что заключает в себе описание сооружения скинии (если кто, взирая на это, будет иметь высший взгляд), суть премирные силы, созерцаемые в скинии, по Божественному изволению поддерживающие собою Вселенную. Там истинные наши «носила — посылаеми в служение за хотящих наследовати спасение» ( Евр. ), как бы «кольцами», какими прикреплённые к спасаемым нашим душам, лежащих на земле поднимающие на себе в высоту добродетели. О херувимах же Писание, сказав, что они крыльями покрывают таинства, положенные в кивоте Завета, подтверждает этим представленный нами взгляд на скинию, ибо знаем, что это имя употребляется о тех силах, вокруг Божия естества созерцаемых, которые видели умом Исаия и Иезекииль .

Святитель рассматривает кивот, закрываемый херувимами и лицо, сокрытое крылами также херувимов, как образ одного и того же Существа и через это сокрытие показывается людям, что «взгляд на неизречённое — недоступен». Менора, находящаяся близ Ковчега, осеняет Скинию и знаменует собой семь светлостей Духа ( Ис. )

См. также

Примечания

  1. .
  2. от 22 августа 2016 на Wayback Machine // «Азбука веры», интернет-портал
  3. от 13 августа 2007 на Wayback Machine
  4. . Дата обращения: 21 августа 2007. 12 октября 2007 года.
  5. . Дата обращения: 21 августа 2007. 3 декабря 2019 года.

Литература

  • , и др. Хозяйство и быт русских крестьян : Памятники материальной культуры. — М. : Советская Россия , 1959. — С. 176. — 257 с.
  • // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
Источник —

Same as Киот