Interested Article - Чанцев, Александр Владимирович

Алекса́ндр Влади́мирович Ча́нцев (род. 7 февраля 1978 , Лусака ) — российский литературовед - японист , критик , прозаик , эссеист - культуролог . Кандидат филологических наук.

Биография

Закончил гуманитарный класс московской гимназии № 1567, бакалавриат , магистратуру (с отличием) и аспирантуру филологического отделения Института стран Азии и Африки МГУ . Стажировался в буддийском университете Рюкоку ( Киото ). Кандидат филологических наук ; кандидатская диссертация посвящена эстетике Юкио Мисимы .

Работал переводчиком с японского и английского языков в японских организациях (Японский центр и Japan Foundation) и координатором японских программ в межправительственной организации International Science and Technology Center (ISTC). Постоянный автор журналов « Новый мир » и « Новое литературное обозрение », колумнист сайта « Частный корреспондент » и «Rara Avis. Открытая критика», ведущий рубрики «non-fiction Pro» в журнале «Дружба народов». Также публиковался в журналах « Неприкосновенный запас », « Октябрь », « Лехаим », « Вопросы литературы », « Русская проза », на сайтах «Частный корреспондент», «Перемены», «Booknik.ru», а также в интернет-журнале «Топос», «Японском журнале», «Еженедельном журнале», на Интернет-портале «Взгляд», газете «НГ ExLibris», «Книжное обозрение», журналах «Forbes (Украина)», «Пушкин» и других изданиях. В настоящее время регулярно печатается в журналах «Новый мир», « Дружба народов », « Знамя », на порталах « », « Год литературы », « Лиterraтура », « Горький », «Post(non)fiction», «Текстура», «ГлагоL», « Кольта », «Формаслов», «Дегуста», в рубрике «Наука» « Учительской газеты » и других изданиях.

С 2020 года консультант и участник ( ) проекта .

Произведения А. Чанцева выходили в переводах на японский (журналы «Waseda Bungaku» и «Rosia Tsushin»), английский и другие языки. Член Международного ПЕН-клуба , Ассоциации японоведов, международный эксперт МАГАТЭ . Член редколлегии журнала «Дружба народов». В настоящее время работает в сфере российско-японской бизнес -дипломатии — советником председателя Российско - японского делового совета и советником председателя совета директоров в Группе компаний «R-Pharm International».

Признание

  • Финалист всероссийского конкурса на лучшую работу в области японской и китайской филологии издательства «Муравей» ( 2002 ).
  • Первое место в международной научной конференции «Ломоносов» (2002).
  • Монография о творчестве Ю. Мисимы и Э. Лимонова — «Бунт красоты» (М., 2009 ) вошла в TOP-25 книг в жанре non-fiction 2009 года по версии « НГ Ex Libris ».
  • Лауреат Международного литературного Волошинского конкурса в номинации «Критика» (2008).
  • Лауреат премии журнала «Новый мир» (2011).
  • (в номинации « Малая проза », 2001 ) и шорт-листер (в номинации « Литературная критика и публицистика », 2003 , 2012 и 2013 годах ) литературной премии «Дебют» .
  • Финалист премии "Независимой газеты « Нонконформизм » (2012, 2014).
  • Победитель Конкурса эссе журнала «Новый мир», приуроченного к 125-летию Михаила Булгакова (2016).
  • 2-е место в конкурсе короткой прозы (2019).
  • Финалист Всероссийской литературно-критической премии «Неистовый Виссарион» (2019, 2020, 2021).
  • Победитель Конкурса эссе журнала «Новый мир», приуроченного к 120-летию Андрея Платонова (2019).
  • Диплом финалиста и специальный диплом «За новизну и метафорическую емкость прозы» Международной премии имени Фазиля Искандера (2019).
  • Победитель Конкурса эссе журнала «Новый мир», приуроченного к 150-летию Ивана Бунина (2020).
  • Лауреат премии Андрея Белого в номинации «Литературные проекты и критика » (2020).
  • Победитель Конкурса эссе журнала «Новый мир», приуроченного к 135-летию Николая Гумилева (2021).
  • Победитель Конкурса эссе журнала «Новый мир», приуроченного к 130-летию Марины Цветаевой (2022).
  • Лауреат премии журнала «Дружба народов» за публикации в авторской рубрике «non-fiction Pro» в 2021 году (вручена в 2022).

Отзывы о творчестве

  • «Теперь, когда подлинная творческая активность становится делом честным и сугубо частным, маргиналы и извращенцы трансгрессии, которых автор „Ижиц“ привечает с школьных времен (отдельный респект за „верность себе“), становятся подлинными культурными героями. Благодаря, в том числе, и младомодернистам, среди которых Александр Чанцев находится в самых первых рядах.» ( Дмитрий Бавильский . )
  • «По своей формальной культурной нише Чанцев — литературовед-японист, писатель, критик. Знает он пугающе много. Притом не просто знает спокойным энциклопедичным знанием, но умудряется охватить исследующим, синтезирующим, упорядочивающим вниманием — пристрастным, избирательным и заинтересованным (в этом смысле он, конечно, никакой не энциклопедист. Этому типу культурного участия надо искать другое определение). У Чанцева — особенная этика высказывания. Он предпочитает говорить через чужое, по поводу чужого, отражённым светом: рецензиями , интервью , комментариями… Может показаться, будто он не озабочен выработкой и декларацией собственной теории происходящего в культуре (а занимает всего лишь позицию внимательного наблюдателя). Ничего подобного: он только этим и занят, — хотя да, позицию внимательного наблюдателя занимает, и ценностные акценты у него при этом расставлены внятно до жёсткости.» ( Ольга Балла . .)
  • «Проще всего сказать, что Чанцев — феномен. … Позвоночный нерв — нонконформизм. Это настроение звучит и в рецензиях на книгу о Пазолини , на фильмы Аристакисяна , на исследование о Данииле Андрееве . … А тот же Салман Рушди попрекается в конформизме. …. Увы, соратников немного. И в наши фальшивые постмодернистские времена о самом Александре можно сказать то же, что сказано им в его рецензии на книгу Евгения Головина — „рыцарское служение в пустоту“.» ( Андрей Бычков . Бескорыстная отрицательность // Предисловие к книге «Когда рыбы встречают птиц»)
  • «Чанцев практикует самоизобразительный путь самурая в литературе. Его слово всегда верно себе, а именно лаконичной энциклопедичности, точечной, близкой к пуантилизму, технике освоения книги. Чоран , Целан , Лимонов … все в исполнении Чанцева объемны и на себя не похожи, но узнаваемы в подробностях их биографий и томов, которыми приправляется текст с прихотливостью зацикленного на совершенстве сэнсэя .» (Ольга Девш. )
  • «Ему категорически неинтересно всё „конвенциональное“ и „конформистское“, принятое и успокаивающее, и, напротив, принципиально интересно всё, что этому противоположно: скорее окраины культуры, чем её центр; недозамеченное, неудобное, „странное“, отторгаемое условным большинством; важен нонконформизм не (только) как тип культурной работы, но шире — как человеческая позиция, как предельная честность, которой не могут не сопутствовать разрушительность и саморазрушение — до полной гибели всерьёз. Поэтому его притягивают (например) и Антонен Арто , и Джим Моррисон , и Егор Летов , и Юкио Мисима , и (один из важнейших его внутренних собеседников, может быть, важнейший) Эмиль Мишель Чоран.» (Ольга Балла. )

Книги

Авторские сборники

  • Время цикад. USA: Franc-tireur/Lulu, 2008. ISBN 978-0-5570-0836-0
  • Бунт красоты. Эстетика Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова. М.: Аграф, 2009. ISBN 978-5-7784-0386-4
  • Литература 2.0: статьи о книгах. М.: НЛО, 2011. ISBN 978-5-86793-859-8
  • Время цикад [Revisited]. Franc-tireur/Lulu, 2012. ISBN 978-1-300-20889-1
  • Когда рыбы встречают птиц: люди, книги, кино. Сборник эссе. СПб.: Алетейя, 2015. ISBN 978-5-906792-32-7
  • Граница Зацепина: книга стран и путешествий. Сборник эссе. СПб.: Алетейя, 2016. ISBN 978-5-906823-41-0
  • Жёлтый Ангус. Сборник рассказов. М.: ArsisBooks, 2018. ISBN 978-5-904155-74-2
  • Ижицы на сюртуке из снов: книжная пятилетка. СПб.: Алетейя, 2020. — 724 с. ISBN 978-5-00165-146-8
  • Духи для роботов и манекенов. М.; СПб.: Т8 Издательские Технологии / Пальмира, 2023. (Серия «Пальмира — проза»). ISBN 978-5-517-09617-3

Коллективные издания

  • Vita Sovietica. Неакадемический словарь-инвентарь советской цивилизации. Составитель Андрей Лебедев. М.: Август, 2012. ISBN 978-5-904065-05-8
  • Словарь культуры XXI века. Первое приближение. (Дайджест первого тома Словаря). Хапур : Kie Publication, 2020. — 196 с. ISBN 978-93-81623-87-9
  • Словарь культуры XXI века. Глобальная серия. Т. 1. Сост., предисл. — И. Сид ; науч. ред. — В. Руднев ; редкол.: А. Бражкина , С. Гинцбург, А. Джанвиджай , И. Сатановский ; Лаборатория человека и культуры XXI века. — Москва : Институт перевода : Центр книги Рудомино, 2022 . ISBN 978-5-00087-203-1

Выступления

  • // 2014. 9 декабря
  • . Интервью Дмитрию Дейчу // Частный корреспондент. 2015. 27 августа
  • . Интервью Борису Кутенкову // Лиterraтура. 2015. 17 декабря
  • // Лекторий фестиваля «Читай Горький». Нижний Новгород. 2017. 27 мая
  • // Общественное телевидение России. 2018. 13 мая
  • . Интервью Дмитрию Дейчу // Текстура. 2018. 4 июня
  • . Рефлексия о критике для журнала «Лиterraтура» // 2018. 18 июня
  • . Интервью Ольге Кентон // Pulse UK. 2019. 8 марта
  • . Интервью Наталье Рубановой // Независимая газета — Ex Libris. 2019. 23 марта
  • // Радио Regnum. 2019. 6 июня
  • // 2019. 28 октября
  • . Интервью Артему Комарову. Excellent // 2020. 14 августа
  • . Интервью Ольге Балла // Формаслов. 2020. 15 сентября
  • . Интервью Светлане Сачковой // Афиша. 2020. 18 ноября
  • . Интервью Артему Комарову. Excellent // 2022. 2 марта
  • . Интервью Борису Кутенкову // Формаслов. 2022. 15 октября
  • // 2023. 7 апреля

Примечания

  1. Čancev, Aleksandr Vladimirovič //

Ссылки

Источник —

Same as Чанцев, Александр Владимирович