Interested Article - Готтшед, Иоганн Кристоф

Иога́нн Кри́стоф Го́тшед ( Го́ттшед , нем. Johann Christoph Gottsched , 2 февраля 1700 12 декабря 1766 ) — немецкий писатель и , критик , историк литературы и , теоретик раннего Просвещения , теоретик немецкого языка и литературы, наиболее авторитетный защитник языковой унификации во второй половине XVIII в . Как писатель Готтшед занимает выдающееся место в истории развития немецкой литературы.

Фамилия Готшеда не имеет устоявшегося написания по-русски. Написание «Готтшед» используется гораздо реже, чем написание «Готшед».

Биография

Готшед родился в селении Юдиттен (Juditten) под Кёнигсбергом ( королевство Пруссия ) (теперь — Центральный район города Калининграда , Россия ) в семье проповедника. В 14 лет он поступил в Кёнигсбергский университет , чтобы изучать теологию , однако увлекшись трудами Лейбница и Вольфа , посвятил себя в первую очередь изучению философии. В январе 1724 он бежал из Кёнигсберга в Лейпциг из страха быть завербованным в прусскую армию (шансы оказаться завербованным были очень велики — из-за его высокого роста и крепкого телосложения).

В Лейпцигском университете он познакомился с Иоганном Буркхардтом Менке ; при этом известный полимат Менке избрал его в качестве для своего сына. Не получив возможности стать сотрудником научного журнала Acta eruditorum , он в том же году прошёл продедуру хабилитации , тем самым приобретя разрешение читать публичные лекции . По протекции Менке Готтшед стал членом престижного нем. Teutschübende Poetische Gesellschaft (Немецкого поэтического общества), в 1727 году уже по инициативе самого Готшеда перенёсшего свою деятельность из Гёрлица в Лейпциг, ставшего одним из центров по реформированию немецкого языка.

В 1730 он был назначен экстраординарным профессором поэзии на , а в 1734 — профессором логики и метафизики на том же факультете. Своим преподаванием и литературно-журналисткой деятельностью Готшед содействовал развитию немецкой литературы , театра и риторики .

Семья

Иоганн Кристоф Готтшед состоял в браке с Луизой Готтшед , которая принимала участие в его литературной деятельности.

Журналистская деятельность

Готшед издавал журналы: «Die vernünftigen Tedlerinnen» (Разумные хулительницы, 1725 1726 , 2 тт.), «Der Biedermann» (Честный человек, 1727 ) — по образцу английских моралистических (нравоучительных) еженедельников , затем «Beiträge zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit» (Статьи к критической истории немецкого языка , поэзии и красноречия , 1732 ), «Neuer Büchersaal der schönen Wissenschaften und freien Künste» (Новая библиотека наук об изящном и свободных искусств, 1745 1754 ), «Das Neueste aus der anmutigen Gelehrsamkeit» (Новое из области приятной учёности, 1751 1762 ) — по вопросам эстетики и истории литературы.

Литературная деятельность

Готшед — один из создателей немецкого просветительского классицизма .

Художественное мировоззрение Готшеда носило узко рационалистический характер : в поэзии и литературе наибольшее значение он придавал поучительности. Он боролся с традициями барокко , особое внимание уделяя реформе , которую преобразовывал по образцам. Готшед был врагом всего вычурного, чрезмерно пышного, орнаментального. Он высказывался за , простоту , « правдоподобность ». Он изгнал из немецкой литературы так называемые «Haupt und Staat-Aktionen», излюбленную драматическую форму барокко, форму, перегруженную чисто зрелищными элементами.

В истории немецкой литературы сыграла большую роль известная дискуссия между Готшедом и цюрихскими критиками Бодмером и Брейтингером по вопросам теории и направлений в искусстве. Последние выступили в защиту творческой фантазии , оправдывали введение элементов чудесного в художественные произведения ( Мильтон ). В дискуссии Готшед потерпел поражение, которое было закреплено критикой Лессинга , позднее нападками деятелей периода « бури и натиска » на узкорационалистическую отвлеченно-безжизненную поэтику Готшеда. Впрочем Лессинг, являвшийся крупнейшим немецким просветителем, во многом был близок Готшеду, и только молодой Гёте , Гердер и другие «штюрмеры» окончательно подорвали его влияние в немецкой литературе. Отчасти такое отношение к Готшеду вызывала и его общественная позиция, которая квалифицировалась критиками следующих поколений как «раболепие перед власть имущими».

Как драматург Готшед сотрудничал с театральной труппой Фредерики Каролины Нойбер .

Произведения

Gedichte
  • Готшедова немецкая грамматика, вновь исправленная, 2-е изд., СПб., 1769 (3-е изд., СПб., 1791 ).
  • Ausführliche Redekunst, 1728 .
  • Grundlegung einer deutschen Sprachkunst, 1748 .
  • Versuch einer kritischen Dichtkunst für die Deutschen, 1730 . («Опыт критической поэтики для немцев».)
  • Deutsche Schaubühne, nach den Regeln der alten Griechen und Römer, 1740 1745 . — «Немецкий театр, согласно правилам Древней Греции и Рима». 6 тт. Содержал образцы оригинальных драматических произведений самого Готшеда, его жены, Шлегеля и других и переводы драматических произведений Расина , Корнеля , Мольера , Хольберга и других, выполненные Готшедом и его женой. Этот сборник сыграл большую роль в формировании немецкого литературного языка и пропаганде просветительских идей.
  • «Der Sterbende Cato», 1732 ( драма , пользовалась большим успехом).
  • Gesammelte Schriften. Hrsg. von Eugen Reichel, Berlin, 1901 .
Свет ты мой единственный = Du mein einzig Licht… : Стихи Кенигсбергских поэтов. — 2-е доп. и перераб. изд. — Калининград: Кн. изд-во, 1996. — 391 с. — ISBN 5-85500-440-6 . — (Среди авторов И. К. Готшед.)

Библиография

  • Гербель Н. В. Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПб., 1877 (биография и перевод К. Случевского стихотворение «Языческий мир»).
  • Wolf E., Gottscheds Stellung im deutschen Bildungsleben, 1895 1897 , 2 в.
  • Waniek, Gottsched und die deutsche Literatur seiner Zeit, 1897 .
  • Reichel E., Gottsched, 1908 1912 , 2 Bde.
  • Reichel E., Kleines Gottsched-Wörterbuch, 1902
  • Его же, Gottsched-Wörterbuch, I В., 1909 .
  • Ball, Gabriele; Korolev, Sergej. Ein Buecherfund an der Russischen Nationalbibliothek: Die bibliothecae Gottschedianae und St. Petersburg // Wolfenbuetteler Barock-Nachrichten. Wiesbaden, 2015. Jg. 42. H. 1/2. S. 131—154.

Награды

В Кенигсберге рядом с Юдиттен-кирхой , где крестился Готшед, до сих пор стоит здание Школы имени Готшеда нем. Gottschedschule (сейчас — также школа), улица сержанта Мишина раньше назвалась нем. Gottschedstrasse .

Примечания

  1. Bernays M. (нем.) // — Leipzig: 1879. — Vol. 9. — S. 497–508.
  2. (англ.) // Encyclopædia Britannica : a dictionary of arts, sciences, literature and general information / H. Chisholm — 11 — New York City, Cambridge: University Press , 1911. — Vol. 12. — P. 279—280.

Литература

  • : [ 3 января 2023 ] / Ерохин А. В. // Гермафродит — Григорьев [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 554. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8 .
  • Кирпичников А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. — Т. IX: Гоа — Гравер. — С. 440—441.
  • Freier H. Kritische Poetik: Legitimation und Kritik der Poesie in Gottscheds Dicht­kunst. — Stuttg., 1973.

Ссылки

Источник —

Same as Готтшед, Иоганн Кристоф