Interested Article - Не рыдай Мене, Мати

Не рыдай Мене, Мати… Икона. Конец XVIII — первая четверть XIX века

«Не рыда́й Мене́, Ма́ти» ( церк.-слав. Не рыда́й менѐ, мт҃и ) — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено во гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей .

Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую субботу , послужившего также одним из источников иконографии:

Не рыдай по Мне, Мать, видя, как в гробу лежит Сын, во чреве Твоем зачатый без семени: ибо восстану Я, и прославлюсь и, как Бог, вознесу во славе всех, с верою и любовью непрестанно Тебя величающих.

Чаще всего слева (по отношению к зрителю) от Христа изображается оплакивающая его Богородица , состав прочих предстоящих различен в разных изводах и повторяет подбор персонажей сцены Распятия . Известны также одиночные изображения Христа без оплакивающих.

В сочетании с изображением нерукотворного образа Спасителя на многих иконах образует устойчивую составную композицию «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати», при этом Спас Нерукотворный (чаще с ангелами) изображается в верхнем регистре иконы, а композиция «Не рыдай Мене, Мати» — в нижнем.

Композиция совмещает сцены «Снятия со креста» и «Положения во гроб», посвящена оплакиванию Христа. По мнению других исследователей — « Мандилион » и « Akra Tapeinosis » .

Сцена оплакивания Христа Марией в западном искусстве получила именование « Пьета́ » ( итал. pietà — оплакивание).

Примечания

  1. Бирюкова М. . от 18 февраля 2020 на Wayback Machine // Газета «Православная вера». 2014. № 7 (507).
  2. Шалина А. И. . от 12 декабря 2008 на Wayback Machine // Православие.ру , 30.01.2002

Ссылки

Источник —

Same as Не рыдай Мене, Мати