Interested Article - Агрикола, Александр

Алекса́ндр Агри́кола ( нидерл. Alexander Agricola ; настоящая фамилия, возможно, Аккерман [Ackerman], 1445 или 1446, по другим сведениям — около 1456, Гент 15 августа , 1506 , Вальядолид ) — фламандский композитор, видный представитель франко-фламандской школы .

Биография

Биографические сведения об Агриколе скудны и противоречивы.Согласно документам из городского архива Гента, Александр Агрикола родился в Генте как незаконнорожденный сын в состоятельной семье Генриха Аккермана и Элизабет Напс. Ранее считалось, что в 1471–74 он служил певчим при дворе герцога Сфорца в Милане. Идентичность Александра Агриколы и некоего известного в Италии гамбиста, упоминаемого в документах как «Александр Немец» (Alessandro Alemanno, Alessandro d'Alemagna), ныне оспаривается. Первый достоверный документ в биографии Александра Агриколы упоминает его в качестве викария в кафедральном соборе Камбре , в 1475-76 годах. О жизни Агриколы с 1476 по 1491 почти ничего неизвестно; по общему мнению он работал в эти годы во Фландрии и Франции. В 1491-93 годах жил и работал в Мантуе , Флоренции и Неаполе . Во флорентийском кафедральном соборе, где Агрикола служил певчим, возможно общался с Х. Изаком , которого также рассматривают как возможного автора музыкальной эпитафии для Агриколы (имеется в виду мотет «Nil prosunt lacrimae»). В 1494 году зафиксировано присутствие Агриколы при неаполитанском дворе. C 1500 года служил певчим у Филиппа I Красивого , герцога Бургундии и (c 1504) короля Кастилии. Агрикола сопровождал герцога в его путешествии в Вальядолид в 1506 году; там же он скоропостижно скончался от «жгучей лихорадки» (febris fervens) . Место его захоронения неизвестно.

На смерть Агриколы неизвестный автор (возможно, Хуан де Анчиета ) написал мотет под заголовком «Эпитафия Александру Агриколе, композитору короля Кастилии» (Epitaphion Alexandri Agricolae symphonistae regis Castillae). Этот мотет был напечатан в музыкальной антологии Георга Рау «Symphoniae jucundae» в 1538 году.

Творчество

Агрикола прославился, прежде всего, как автор светской вокальной и инструментальной музыки, многоголосных (на 3-4 голоса) песен. В обработках, как правило, заимствовал (в качестве cantus firmus ) отдельные голоса из сочинений Дюфаи , Окегема , Хайне ван Гизегема и менее известных композиторов. Известны рондо́ «En attendant» и виреле «Je n'ay deuil», 6-голосный мотет «Fortuna desperata» (на материале одноимённой популярной мелодии), шансон « Fors seulement » (на мелодию одноимённой шансон Окегема).

Менее известна церковная музыка Агриколы — автора 8 месс , в том числе — на знаменитую шансон «Malheur me bat». Наиболее интересна месса на фламандскую песню «In mijnen zin» , где композитор провёл ряд необычных экспериментов с ритмом и метром . Среди церковной музыки Агриколы также магнификаты и другие многоголосные обработки песнопений мессы и оффиция (например, две обработки антифона « Salve Regina »), а также 18 мотетов (на 3-4 голоса). Авторство около 20 сочинений (в т.ч. мессы), ранее приписывавшихся Агриколе, ныне оспаривается. Из инструментальных сочинений внимание исследователей привлёк мотет (?) на 3 голоса с загадочным латинским заголовком (возможно, обыгрывающим высказывание Аристотеля ) «Слепец не судит о цветах» ( лат. Cecus non judicat de coloribus ); мелодического прототипа этого сочинения в музыке других композиторов не обнаруживается.

О признании творческих заслуг Агриколы свидетельствует тот факт, что его многоголосные песни вошли в первый нотопечатный сборник «Harmonice musices odechaton» , который был опубликован Оттавиано Петруччи в Венеции в 1501 г. Некоторые из его неопубликованных сочинений сохранились во многих рукописных копиях, например, шансон «Je n'ay deuil» — в 14, мотет «Si dedero» — в 30 копиях.

Примечания

  1. (фр.) — 2 — , 1994. — Vol. 1. — P. 24. — ISBN 978-2-221-06888-5
  2. Deutsche Nationalbibliothek Record #11900321X // (нем.) — 2012—2016.
  3. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  4. Rob C. Wegman: In: ??? [ уточнить ] . Vol. 34, No. 3. Oxford University Press, 2006, ISSN 0306-1078, S. 375–390, doi:10.1093/em/cal064.
  5. Единственная документированная ссылка на причину смерти Агриколы — в эпитафии анонимного поэта, на которую неизвестный композитор написал мотет : Quo morbo interiit? Febre fervente abiit .
  6. Knighton T. "Music, why do you weep?" A lament for Alexander Agricola // Early Music 34 (2006), p.427-442.
  7. В мыслях моих я рисую деву молодую...
  8. Орфография по: Agricola // NGD 2001 , vol. 1.
  9. Букв. Стопеснец гармонической (т.е. многоголосной) музыки.

Литература

  • // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 .
  • Kinzel H. Der deutsche Musiker Alexander Agricola in seinen weltlichen Werken. Diss., Prag, 1934
  • Lerner E.R. The sacred music of Alexander Agricola. Diss., Yale University, 1958
  • Wegman R.C. Agricola, Bordon and Obrecht at Ghent // Revue belge de musicologie 51 (1997), pp. 23–62.
  • Wegman R.C., Fitch F., Lerner E.R. Alexander Agricola // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. N.Y.; L., 2001.

Дискография (выборка)

Ссылки

Источник —

Same as Агрикола, Александр