Interested Article - Деодато Орланди

Деодато Орланди. Мадонна с младенцем, деталь. Париж, Лувр.

Деодато Орланди ( итал. Deodato Orlandi ; фигурирует в документах с 1284 по 1332 год ) — итальянский художник .

Деодато Орланди как художник сформировался в Лукке , но много работал в Пизе . Общепризнанной считается точка зрения, что его обучение и формирование происходило в мастерской Берлингьери , которая очень активно работала в Тоскане во второй половине XIII века , создавая произведения в византийском стиле. В документах Орланди (Daticcius Orlandi) фигурирует как живописец и декоратор гербов, что свидетельствует о широком диапазоне его творческих способностей и интересов.

Деодато Орланди. Мадонна с младенцем и ангелами. Альтенбург, музей Линденау.

Орланди не был художником, создавшим свой стиль, его искусство довольно эклектично, в разные периоды он попадал под разные влияния. Традиция, идущая от византийцев и Берлингьери, которую можно видеть в самом раннем его произведении — расписном кресте, созданном для церкви Сан-Франческо (ныне в музее Сан-Маттео , Пиза ), в дальнейшем смешивалась у него с влиянием со стороны Чимабуэ и Джотто . Орланди приехал в Пизу в молодом возрасте. В этом городе наряду с другими работами, он занимался мозаиками в пизанском соборе, теми же самыми, над которыми трудился Чимабуэ. Вероятно, здесь он познакомился с новыми художественными идеями, которые сказались в первую очередь на типологии расписных крестов, которые он создал в дальнейшем. В период своего пребывания в Пизе Чимабуэ создал свою знаменитую картину « Маэста » ( Париж , Лувр ), ставшую прообразом для аналогичного произведения Джотто, и определённо повлиявшую на творчество Деодато Орланди, поскольку дальнейшие произведения Орланди, созданные в первое десятилетие XIV века — четыре варианта «Мадонны с младенцем и ангелами» ( Пиза , музей Сан Маттео; Лукка , музей Вилла Гвиниджи; Париж , Лувр ; и Альтенбург , музей Линденау) несут в себе явные следы влияния флорентийских инноваций. Фрески, которые Орланди написал в базилике Сан-Пьеро-а-Градо, под Пизой (ок. 1300г ) композицией и иконографией перекликаются с фресками Чимабуэ в Риме и Ассизи , а расписной крест , созданный Орланди в 1301 году, напоминает подобный же крест Джотто , созданный для церкви Санта-Мария-Новелла. Однако, несмотря на все нововведения, творчество Деодато Орланди в основном протекало в русле местной художественной традиции Лукки конца XIII начала XIV века .

Деодато Орланди. Иоанн Креститель. Франкфурт, Штеделевский институт.
Деодато Орланди. Мадонна с младенцем. Париж, Лувр.

Сегодня существуют четыре подписанных и датированных художником произведения: « Расписной крест », написанный им для пригородного конвента Сан-Чербоне ( 1288 год ; Лукка, музей Вилла Гвиниджи); « Мадонна с младенцем , св. Домиником, Яковом, Петром и Павлом» ( 1301 год ; Пиза, музей Сан-Маттео); «Расписной крест» (1301 год; Сан-Миниато-аль-Тедеско , Консерваторио-ди-Санта-Кьяра); и «Мадонна с младенцем» ( 1308 год , частная коллекция, Нью-Йорк). Кроме этого по стилистическим признакам Орланди приписывается ещё несколько произведений: фреска в монастыре Святого Франциска в Лукке с изображением «Мадонны с младенцем, св. Франциском и донатором », украшающая гробницу Бонаджунта Тиньосини (ум. 1274); « Расписной крест » (Пиза, музей Сан Маттео); « Мадонна на троне и ангелы » (Пиза, музей Сан Маттео); « Мадонна с младенцем на троне » ( Альтенбург , музей Линденау); «Мадонна с младенцем» ( Париж , Лувр); «Мадонна с младенцем», написанная Орланди для ц. Санта-Мария-деи-Серви (Лукка, музей Вилла Гвиниджи); две иконы с историей Иоанна Крестителя ( Берлин-Далем ); « Иоанн Креститель », вероятно фрагмент расписного креста — окончание его правого луча ( Франкфурт , Штеделевский институт); и самое крупное произведение Орланди — фресковый цикл в базилике Сан Пьеро а Градо (ок. 1300 года).

Фрески Сан Пьеро а Градо

Деодато Орланди. Деталь фрески в Сан-Пьеро-а-Градо. ок. 1300 года.

Эта базилика была построена возле дороги, связывающей Пизу с её морским портом — Марина ди Пиза, через который шли товары со всего средиземноморья. Название базилики происходит от латинского выражения ad gradus — место на левом берегу реки Арно , где, как рассказывает легенда, во время своего путешествия из Анатолии в Рим высадился святой апостол Пётр , и отслужил мессу над импровизированным алтарем, вокруг которого потом была построена первая церковь, освященная папой Климентом I . По более достоверной версии, современное здание базилики, датируемое XI веком , заменило собой раннехристианскую молельню IV—V веков.

Фрески были заказаны богатым пизанским семейством Каэтани в 1300 году по случаю юбилея папы Бонифация VIII , который к этому семейству принадлежал. Недавние реставрационные работы, проведенные к 700-летнему юбилею этих фресок, подтвердили авторство Деодато Орланди. Художник расписал центральный неф базилики, поместив над арками длинную череду портретов пап, от св. Петра, до Иоанна XVIII , а над этими портретами «Сцены из жизни св. Петра». Фрески представляют собой яркий образец луккано-пизанской школы грани XIII XIV веков .

Примечания

  1. (англ.) . flickr.com. Дата обращения: 12 октября 2012. 19 октября 2012 года.

Литература

  • A. Tartuferi . Enciclopedia dell’arte medievale, V. — Roma, 1994.
  • Carli E. Pittura pisana. — Pacini, 1994.
Источник —

Same as Деодато Орланди