Лиси́д
(от
лат.
Lysis
,
др.-греч.
Λύσις
) — один из ранних диалогов Платона, в котором Сократ беседует о дружбе и любви с юношами в палестре.
Содержание
Сократ
опять среди молодёжи в палестре. Вопрос о дружбе, поставленный здесь, совершенно естественен с мальчиком лет 12-13, Лисидом, его другом чуть постарше — Менексеном и юным Гиппоталом, ищущим дружбы Лисида. Беседа происходит в праздник Гермеса, покровителя палестры.
Персонажи
-
Сократ (др.-греч. Σωκράτης; 470/469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э.)
-
Ктесипп — двоюродный брат Менексена. Также появляется в Евтидеме.
-
Гиппотал
-
Лисид — старший сын Демократов I из Эксона, в его раннем подростковом возрасте.
-
Менексен — сын Демофона того же возраста, что и Лисид. Вероятно является тезкой одного из главных героев диалога Платона «Менексен».
Описание диалога
В диалоге «Лисид» описывается опыт «сократического»
Платон
. Для него рассудительность, мужество и дружба являются главными ступенями пути к добродетели. Этой тематике соответствует простая и скромная обстановка диалогов — палестра, родители, дети, юноши, наставники, слуги. Среди них мудрый Сократ ощущает себя в большей мере спокойно и хорошо. Он обучает собеседников отделять истину от лжи, при этом не чувствует напряжения, как бывает в спорах с софистами или их учениками.
Сократ оказывается в школе борьбы, в которой обучаются юноши. Между классами любят они обсуждать различные темы. Гиппотал, один из юношей школы, говорит Сократу, что он глубоко влюблен в другого мальчика. Услышав это, молодые люди, которые также присутствуют в школе, начинают прыгать и говорят, что Гиппоталес так сильно влюблен, что его пение о неразделенной любви пробило барабанные перепонки окружающих. От этого Сократ находится под большим впечатлением. Возлюбленный Гиппотала — мальчик по имени Лисид. Сократ просит разрешения у Гиппотала поговорить с ним напрямую. Гиппотал соглашается и говорит Сократу, что все, что ему необходимо, чтобы привлечь Лисида, — это начать беседовать, потому что у него есть большой интерес к разговорам и дебатам. Сократ начинает беседу, Лисид замечает это и подходит вместе со своим другом Менексеном. Сократ спрашивает несовершеннолетнего Лисида о его родителях: позволяют ли они делать то, что он хочет (207d). Лисид отвечает, что нет, его родители не дают совершать ему некоторые вещи, которые разрешены даже рабам, например, вождение колесницы. Сократ в ходе своих рассуждений и беседы с Лисидом, навязывает мальчику вывод о том, что поведение его родителей не может быть просто обусловлено его возрастом, поскольку они, несомненно, доверяют сыну другие важные вещи. Следовательно, их запреты связаны с рассудительностью Лисида или ее отсутствием. В этот момент Сократ думает о том, чтобы уделить внимание Гиппоталу, предполагая, что Лисид мог бы многому научиться, общаясь с ним. Однако замечает робость Гиппотала и не делает этого.
Сократ утверждает, что влечение не происходит ни между одинаковыми вещами, ни между противоположностями — может быть что-то среднее между хорошим и плохим. Те, кто попадают в эту категорию, наиболее вероятно будут привлечены добром в любящей дружбе.
Сущность Диалога
Диалог по своей сути является беседой о дружбе. Дружба — это личные бескорыстные взаимоотношения, основанные на любви, доверии, искренности и взаимных симпатиях. Эти чувства, занимают серединное положение между добром и злом и характерны для того, кто переживает становление в благе. Дружба основана на стремлении достичь чего-то желаемого, в чём человек испытывает недостаток и что может он найти у другого, родственного и подобного себе.
В данном диалоге не дается окончательного определения дружбы. Однако здесь уже описывается понятие другого чувства — любви, тоже имеющего огромный нравственный смысл.
Основные темы
-
Любовь и дружба.
Ктесипп обвиняет Гиппотала в том, что он до сих пор преподносит досадные похвалы своему любимому человеку перед всеми. Сократ просит его продемонстрировать свое обычное поведение в данной ситуации. Гиппотал признает свою любовь к Лисиду и то, что его манера поведения отличается от того, что говорят другие. Гиппотал пишет о своей собственной чести. Победа есть истинное завоевание любви, именно о ней рассуждает Гиппотал. Он пробуждается от лишения доступа к такой любви и хвалит себя в страхе за возможные трудности .
-
Родители и дети.
Запреты родителей чаще всего связаны не с возрастом их ребенка, а с его возможностями. Таким образом, они проявляют заботу и любовь, которые дети редко замечают.
Выводы по диалогу
-
Знание — это источник счастья.
-
Родители Лисия желают ему счастья, но они запрещают ему делать все, о чем он недостаточно осведомлен. Лисий может порадовать своих родителей и сделать их счастливыми, только если он делает что-то лучше, чем другие мальчики. Родители очень любят своего ребенка, но при этом они являются его врагами. Дети своих родителей (которых они считают друзьями) ненавидят их самих.
-
Дружба обязательно должна находиться в гармонии с любовью, что противоречит представлению о том, что дружба может быть невзаимной.
-
Любовь означает любовь к другу. Плохие люди не склонны кого-то любить, а хорошие люди не получают никакой выгоды друг от друга. Они совершенны, а значит, что могут любить только в той степени, в которой они чувствуют недостаточность. Следовательно, величайшая дружба существует между крайними противоположностями. "И каждый вожделеет именно к своей крайней противоположности, но не к своему подобию: сухое стремится к влажному, холодное — к горячему, горькое — к сладкому, острое — к тупому, пустота — к наполненности, а наполненность — к пустоте, и все прочее — таким же точно порядком . Ведь противоположное питает противоположное, тогда как подобное не получает ничего от подобного
.
Комментарии
-
В русских переводах этот диалог обычно называется «Лисис», иногда неточно — «Лисий»
Примечания
-
, с. 549.
-
Лосев А. Ф.
Платон. собр.соч. — М. : Наука, 1990. — С. 328.
Литература
-
Платон.
Диалоги / Составитель, редактор издания и автор вступительной статьи А. Ф. Лосев. Автор примечаний Л. А. Тахо-Годи. Перевод с древнегреческого С. Я. Шейнман-Тонштейн. —
М.
:
Мысль
, 1986. — Т. 98. — С. 542—557. — 608 с. — (Философское наследие). —
100 000 экз.
-
Лисид // Платон. Соч. в 4-х т., Т.1, М., 1990. — С. 314—341
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
|
|
|
Первая тетралогия:
|
Евтифрон
, или О благочестии
|
Апология Сократа
|
Критон
, или О должном
|
Федон
, или О душе
|
Вторая тетралогия:
|
Кратил
, или О правильности имён
|
Теэтет
, или О знании
|
Софист
, или О сущем
|
Политик
, или О царской власти
|
Третья тетралогия:
|
Парменид
, или Об идеях
|
Филеб
, или О наслаждении
|
Пир
, или О благе
|
Федр
, или О любви
|
Четвёртая тетралогия:
|
Алкивиад Первый
|
Алкивиад Второй
, или О молитве
|
Гиппарх
, или Сребролюбец
|
Соперники
, или О философии
|
Пятая тетралогия:
|
Феаг
, или О философии
|
Хармид
, или Об умеренности
|
Лахес
, или О мужестве
|
, или О дружбе
|
Шестая тетралогия:
|
, или Спорщик
|
Протагор
, или Софисты
|
Горгий
, или О риторике
|
Менон
, или О добродетели
|
Седьмая тетралогия:
|
Гиппий больший
, или О прекрасном
|
Гиппий меньший
, или О должном
|
Ион
, или Об Илиаде
|
Менексен
, или Надгробное слово
|
Восьмая тетралогия:
|
Клитофонт
, или Вступление
|
Государство
, или О справедливости
|
Тимей
, или О природе
|
Критий
, или Атлантида
|
Девятая тетралогия:
|
Минос
, или О законе
|
Законы
, или О законодательстве
|
—
Послезаконие
, или Ночной совет, или Философ
|
— Тринадцать
Писем
|
|
|