Interested Article - Клитофонт

Клитофонт (греч. Κλειτοφῶν; Латынь: Clitopho) — диалог, датируемый 4-ым веком до н. э. Традиционно авторство данного диалога приписывают Платону , хотя его подлинность дискуссионна. Это самый короткий диалог в традиционном собрании Платона. Диалог сконцентрирован на дискуссии между Сократом и Клитофонтом; большую часть диалога Сократ молчит. В академической среде скорее поднят вопрос о достоверности произведения, а не о его значимости и содержании.

Платон, как утверждает Прокопенко, никогда не отделял философию от образования. Диалог с Клитофонтом служит воспитательным целям, которые ставятся Платоном перед учениками, которым диалог адресован, и зависят от уровня их развития.

В диалоге изображен Клитофонт, жалующийся Сократу на то, что речи Сократа лишь увещевают. Они порождают стремление к справедливости и добродетели, но не учат, как стать справедливым, или тому, что такое справедливость. На протяжении всего диалога Клитофонт повествует о своих стремлениях к справедливости. Он эволюционирует от видения Сократа как бога, дарующего надежду и веру в достижение справедливости и добродетели, до мыслей о сомнениях и разочаровании и, в конечном итоге, о неповиновении Сократу. Диалог показывает презрение Клитофонта к протрептическим , или увещевательным, речам. Он демонстрирует невежество Сократа и изображает, как выразился Марк Кремер, конфликт философии Сократа и иррациональности Клитофонта.

Клитофонт на протяжении всего диалога демонстрирует собственное невежество, намеренно или нет. Наиболее важным для понимания диалога является его незнание речей Сократа, методологии и игнорирование собственного невежества. Как указывает Мур, Клитофонт не понимает речей Сократа. Он перефразирует их, вырывает из контекста и искусственно расширяет предполагаемую аудиторию речей Сократа. Прослеживается искажение и неправильное понимание Клитофонтом определения справедливости Сократа и различных средств, с помощью которых Сократ и Клитофонт рассматривают добродетель и справедливость как достигаемые словами и делами соответственно. Не понимая его речей, Клитофонт не понимает и методов Сократа. Клитофонт пытается вложить протрептические речи Сократа в русло утилитарных инструкций, в то время как по своей природе они предназначены исключительно для того, чтобы поощрять и вызывать у людей стремление к собственному поиску справедливости.

Самым большим препятствием и самым важным примером невежества Клитофонта является его неосознание своего невежества. Слингс, в своих изображениях уровней характера Клитофона, определяет Клитофонта как беззастенчивого и погруженного в самооправдание молодого человека. Эти черты прослеживаются в высокомерных заявлениях Клитофонта о том, что он знает о речах и методах Сократа, и в его нападках на Сократа. Желая получить знания о том, как добиться справедливости для политического продвижения Клитофонт понимает, что для того, чтобы ему сказали, чего он хочет, ему нужно потребовать апорию . Однако, чтобы на самом деле испытать апорию , Клитофонт должен признать собственное невежество. Клитофонт остается в неведении о своих недостатках и предполагает, что он много знает о речах и методологиях Сократа. Это невежество удерживает Клитофонта от познания справедливости.

Примечания

  1. Bryan(2012) p.2
  2. Grube(1931) p.302
  3. V. N. Karazin Kharkiv National University, Vladimir V. Prokopenko. // Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies. — 2019. — Т. 35 , вып. 3 . — С. 497–506 . — doi : . 3 апреля 2022 года.
  4. Plato's Cleitophon: on Socrates and the modern mind / Mark Kremer, Plato. — 1. Rowman & Littlefield ed. — Lanham: Lexington Books, 2004. — 87 с. — (Applications of political theory). — ISBN 978-0-7391-0818-5 , 978-0-7391-0817-8.
  5. Christopher Moore. // Ancient Philosophy. — 2012. — Т. 32 , вып. 2 . — С. 257–278 . — ISSN . — doi : .
  6. Jenny Bryan. // The Cambridge Classical Journal. — 2012-11-26. — Т. 58 . — С. 1–22 . — ISSN . — doi : .
  7. Platon, Simon Roelof Slings. Clitophon. — Cambridge: Cambridge university press, 1999. — Т. 37. — (Cambridge classical texts and commentaries). — ISBN 978-0-521-03106-6 , 978-0-521-62368-1.
Источник —

Same as Клитофонт