Interested Article - Овсянки (фильм)

«Овся́нки» российский драматический фильм 2010 года режиссёра Алексея Федорченко . По одноимённой повести Дениса Осокина , которая была опубликована в 2008 году в журнале «Октябрь» под псевдонимом Аист Сергеев. Фильм представлял Россию в конкурсной программе 67-го Венецианского кинофестиваля , где удостоился нескольких призов .

Сюжет

Директор целлюлозно-бумажного комбината Мирон Алексеевич едет совершать якобы мерянский традиционный обряд погребения ( кремирования ) своей жены Татьяны в те места, где они когда-то проводили медовый месяц, из Неи в Мещёрскую поросль ( Горбатов ). В попутчиках у него фотограф — Аист Всеволодович, которому он по дороге рассказывает интимные подробности своей жизни — что является частью известного им обоим архаичного погребального ритуала. Вместе с телом женщины также они везут двух маленьких птиц, овсянок . Повествование часто прерывается воспоминаниями героев.

Красной нитью через весь фильм идёт повествование о нравах и обычаях (вымышленных ) древнего народа мери , затерявшегося в костромской глуши, который наука считает исчезнувшим, но к которому причисляют себя главные герои картины. Мерянская свадьба, мерянские похороны, отношение к жизни и смерти — значительная часть сюжета.

Кульминация картины — погребальный костёр на берегу Оки . Затем прах Татьяны предают воде. Аист вспоминает, как много лет назад они с отцом таким же образом проводили в последний путь мать и сестру, и сожалеет, что отца похоронили по христианскому обряду.

На обратном пути герои заезжают к проституткам. На подъезде к Костромской области , на Кинешемском мосту , овсянки, вырвавшись из клетки, взлетают перед лицом Мирона, ведущего автомобиль — и машина слетает с моста в «великую мерянскую реку» Волгу . Главные герои тонут. Но принять смерть от воды, по « мерянской вере» (придуманной создателями фильма), — значит обрести бессмертие.

В ролях

  • Игорь Сергеев Аист Всеволодович Сергеев, фотограф
  • Юрий Цурило Мирон Алексеевич Козлов, директор целлюлозно-бумажного комбината
  • Юлия Ауг Таня, жена Мирона Алексеевича (в девичестве — Овсянкина)
  • Виктор Сухоруков Всеволод ( псевдоним — Веса) Сергеев, отец Аиста, мерянский поэт-самоучка
  • Вячеслав Мелехов продавец птиц
  • Лариса Дамаскина — милиционер Зоя
  • Иван Тушин — Аист в детстве
  • Юлия Тушина — мама Аиста
  • Лейсан Ситдикова — Римма
  • Ольга Добрина — Юля
  • Сергей Ярмолюк — инспектор ГИБДД
  • Ольга Гилёва — продавщица
  • Артём Хабибулин — продавец
  • Виктор Геррат — электрик

Съёмочная группа

Съёмки и премьера

Въезд на Кинешемский мост , где наступает развязка фильма

Создание фильма финансировал продюсер Игорь Мишин , так как «в Минкульте сочли сценарий „Овсянок“ порнографическим» . Помимо города Горбатова (Нижегородская область) и Нижнего Новгорода , съёмки проходили в Екатеринбурге (сцена на мосту в финальных титрах и сцена посещения главными героями торгового центра, где они обедают около катка) и в посёлке Кослан Удорского района Республики Коми (в фильме представлен как город Нея ) .

В начале лета 2010 года показ «Овсянок» был заявлен на « Кинотавре », но картину в последний момент отозвали. Отборщики Венецианского фестиваля поставили режиссёру условие: или «Кинотавр» в июне, или Венеция в сентябре . Картина представляла Россию в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, где имела успех: «Сам Тарантино , великий и ужасный, демонстративно аплодировал, стоя на премьере российской картины» .

В международный прокат фильм попал под названиями «Тихие души» (на английском языке ) и «Последнее путешествие Тани» (на французском языке ) . Название «тихие души» взято из текста повести, по которой был снят фильм: «Народ странноват тут — да. Лица невыразительные, как сырые оладьи. Волосы и глаза непонятного цвета. Глубокие тихие души. Половая распущенность. Страсти не кипят. Частые разводы, убийства и самоубийства не имеют видимых оснований» .

Награды и номинации

Премьерный показ в разных странах

Премьерные показы состоялись :

Трактовки

Кинообозреватель « Российской газеты » Валерий Кичин воспринял «Овсянок» как «языческую поэму огромной эмоциональной силы, которая действует гипнотически». Сразу после премьеры он провёл параллель между «Овсянками» и лучшим, по его мнению, фильмом Тарковского — « Зеркало ». Кичин отметил мощность эффекта остранения , которое производит картина: «то, что считается грязным, греховным, вдруг оказывается целомудренно чистым и человечным» .

Михаил Трофименков Коммерсантъ ») отметил, что создатели фильма копнули глубже христианства , традиционно отождествляемого в России с духовностью, и попытались погрузить зрителя в преданный забвению современными европейцами мир язычества . По его наблюдению, фильмом «Овсянки» в российское кино введён «новый антропологический тип… лысеющих мужчин, улыбчивых женщин, что называется, в теле, не первой свежести уличных попрыгушек» . Для Андрея Плахова «Овсянки» — это « метафора потерянного (а возможно, и никогда не существовавшего) мира, раздавленного катком индустриализации » .

В сентябре 2011 г. фильм вышел в ограниченный североамериканский прокат. Рецензенты ведущих изданий США не преминули отметить продуманность звукового ряда и блестящую операторскую работу:

  • Высший балл из возможных выставил российскому фильму Роджер Эберт , отметивший, что давно не был так тронут: «всего за 75 безупречных минут фильм достигает глубин эпоса » .
  • Джим Хоберман полагает, что неспешный ритм и бесшовное сращение прошлого с настоящим позволяют авторам разглядеть за поверхностью повседневной жизни глубокую архаику .
  • Кинокритик The New York Times увидела в «Овсянках» урок того, как следует прощаться с наиболее тебе близким: «Спокойно принимая текучесть времени, этот необычный фильм напоминает нам о том, что слова „умереть“ и „исчезнуть“ далеко не всегда — синонимы» .

Музыка к фильму

Композитор Андрей Карасёв о фильме: «Для меня весь мир в этом фильме заключается в людях. Именно они являются носителями забытой памяти исчезнувшего народа. И тот мир, который я видел в их глазах, я и пытался передать.»

«Общая работа над фильмом длилась где-то полгода. Для фильма я использовал тибетские инструменты: дунчены — большие медные трубы, диджириду — это огромная полая труба с одним единственным звуком. Но от него-то и бегут мурашки по коже. Также шаманские инструменты: барабанчик дамару и канглинга — это своеобразная флейта из человеческой ноги.»

«Также были использованы велосипедные спицы, всякие тазы для белья, звук спускающегося в шахту лифта, перестроенные гитары. Не было ни одного инструмента, кроме тибетских, которые звучали бы так, как должны звучать. Все приходилось перестраивать, искажать. Потому что вся эта „корявость“ в инструментах очень напоминала корявость положения меря, народа, от которого сейчас остались какие-то отзвуки, эхо.»

Андрей Карасёв был номинирован за лучшую музыку к фильму на премии «Белый слон», «Золотой орёл», на премию «Ника» был номинирован в двух категориях — открытие года и лучшая музыка к фильму, лауреатом которой он стал в 2011 г.

В фильме были использованы:

См. также

Примечания

  1. от 27 августа 2010 на Wayback Machine . « Комсомольская правда — Урал» от 23 августа 2010 года
  2. от 3 сентября 2010 на Wayback Machine rian.ru от 23 августа 2010 года
  3. от 29 сентября 2014 на Wayback Machine // 1tv.ru, 12 сентября 2010
  4. В фильме фигурирует несуществующий Нейский целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК). C 1980-х годов существует проект постройки в городе Нея огромного ЦБК, одобренный Правительством РФ , но не реализованный на момент съёмок фильма
  5. от 21 декабря 2010 на Wayback Machine . Комсомольская правда , 10 декабря 2010
  6. Изображённые в фильме нравы и обычаи народа меря, растворившегося среди славян ещё в Средневековье, не основаны на научно установленных фактах.
  7. . Дата обращения: 22 сентября 2011. 18 октября 2012 года.
  8. В заключительных титрах фильма Танюша и Мирон закрывают висячий замо́к на чугунной ограде моста через реку Исеть в центре Екатеринбурга и бросают ключ в реку. Этот обычай, символизирующий крепкую и вечную любовь, возник у новобрачных Екатеринбурга в начале 2000-х годов.
  9. от 3 сентября 2010 на Wayback Machine . « Аргументы и факты » от 25 августа 2010 года
  10. rian.ru от 11 июня 2010 года
  11. . Вести.ру от 1 сентября 2010 года
  12. от 8 сентября 2010 на Wayback Machine . Радио Свобода , эфир от 2 сентября 2010 года
  13. . Дата обращения: 10 апреля 2011. 6 апреля 2011 года.
  14. Мазурова С. . Российская газета (26 ноября 2015). Дата обращения: 23 марта 2018. 24 марта 2018 года.
  15. . Дата обращения: 1 сентября 2010. 5 декабря 2010 года.
  16. от 4 марта 2016 на Wayback Machine . « Комсомольская правда — Хабаровск» от 16 сентября 2010 года
  17. . Дата обращения: 22 сентября 2011. 9 июня 2011 года.
  18. . Дата обращения: 15 марта 2022. 9 мая 2012 года.
  19. . Дата обращения: 22 сентября 2011. 8 октября 2011 года.
  20. . Дата обращения: 22 сентября 2011. 23 августа 2011 года.
  21. . Дата обращения: 31 марта 2014. 31 августа 2013 года.
  22. . Дата обращения: 31 марта 2014. 24 февраля 2019 года.
  23. Титры фильма «Овсянки»

Ссылки

Источник —

Same as Овсянки (фильм)