Interested Article - Хуррамиты

Последний лидер движения Хуррамийя Pāpak Khorrām-Dīnān ( Бабек Хуррамит) был последователем Муканны , благочестивого зороастрийца и маздакида .

Хуррами́ты ( перс. خُرّمدينان ‎ — Xorrâm-Dinân «последователи счастливой религии», араб. خُرَّميه Khurrāmīyah ) — приверженцы ряда антиисламских , антихалифатских религиозно-политических движений в Иране , Средней Азии , а также на территории современного Азербайджана , действовавших в начальный период правления Аббасидов . Движение хуррамитов возникло в 809 году в талышских горах и вскоре перекинулось на весь Азербайджан , а также часть Аррана и Армении

Этимология

О происхождении наименования хуррамитов исследователями предлагались разные объяснения. Все они носят характер догадок. Наиболее правдоподобно происхождение этого наименования от местности Хуррам в Талыше .

В поздней книге « Сиасет-намэ » передается легенда о том, что жена Маздака Хуррамэ спаслась и бежала в городе Рей , где вновь начала проповедь движения, и от ее имени якобы пошло название секты хуррамитов. Эта секта впоследствии доставила массу неприятностей уже арабам — ведь именно к ней принадлежал Бабек (Папак), возглавивший в первой половине IX века один из самых значительных мятежей против власти аббасидских халифов .

История

Инициатива освободительного движения народов, подвластных халифату, исходила из Аррана . Немалую роль в этом сыграли талыши . В их стране в талышских горах , в неприступной крепости Бадз (Базз), находилась главная штаб-квартира Бабека и «красных» хураммитов .

Вероучение хуррамитов было смесью идей маздакизма с христианско-исламскими элементами. Хуррамиты верили в борьбу двух начал — Света и Мрака, при том, что существующие общественные порядки считались порождением тёмного, дьявольского начала; хуррамиты верили также в непрерывное воплощение божества, которое они видели в Адаме , Аврааме , Моисее , Иисусе Христе и Мухаммеде , а затем в лидерах своего движения.

Легендарные истоки хуррамитов отводились к вдове Маздака Хуррамэ, дочери Фадэ, которая после казни супруга сумела укрыться в районе города Рей и начала проповедовать в горах.

Первое восстание хуррамитов против Арабского халифата было в 778 году и 808 году. Хуррамиты участвовали в восстании Абу Муслима ( 747 750 ), ( 755 ), восстании «Краснознамённых» ( 778 / 779 ), Муканны (конец VIII века ), Бабека ( IX век ). К предводителям хуррамитов принадлежал и Феофоб , ставший византийским полководцем. В летописях современники хуррамитов находят у них кровосмесительные браки, как у древних зороастрийцев . Время хуррамиты, согласно враждебным им летописям, якобы проводят в вечном веселье, попойках, плясках и пении под звуки веселой музыки. Багдадский доксограф Абу-Музаффар Исфараини (ум. в 1078 г.) пишет: «Бабекиты обоего пола собираются в одну из ночей года на той горе для совершения всяких порочных дел, с музыкой и вином. Затем гасят светильники и идет каждый из них к одной из женщин» .

Хуррамиты отвергали некоторые догмы ислама, противопоставляли ему древние религиозные ритуалы. По их мнению, душа человека вечна, так же как и этот мир. Как и все выступления средневековья, движение хуррамитов поначалу возникло на национальной почве. Затем оно приобрело политическую сущность и в истинном смысле слова возвысилось до уровня освободительной войны. Движение хуррамитов было народным движением в раннем средневековье, направленном против некоторых обрядов исламской религии, феодального гнета, и, самое главное, против арабского владычества. Впервые в истории в борьбе против иноземных завоевателей хуррамиты подняли красный флаг как символ свободы и надели красную одежду.

Восстание хуррамитов

Идеологической оболочкой названных восстаний было учение ряда родственных сект хуррамитов (их называли также маздакита­ми ), в котором соединялись верования и социальные требования преж­них маздакитов с некоторыми идеями «крайних» шиитов; таковы идея непрерывной «божественной манифестации», сперва в пророках, а потом в имамах (при этом имамами они признавали Абу Муслима, а после него других своих вождей), идея перевоплощения душ и др. Они призывали к активной вооруженной борьбе с несправедливым строем, основанным на неравенстве и насилии. Самым крупным восстанием «красных» хуррамитов была боль­шая крестьянская война под предводительством Бабека , начавшаяся в Талышских горах в Азербайджане и распространившаяся на За­падный Иран вплоть до Исфагана и Кермана (816—837). Ополчения хуррамитов не раз разбивали большие армии халифа. Слабой сторо­ной этого восстания было то, что Бабек заключил союз с некоторыми крупными армянскими, албанскими [ какими? ] и иранскими феодалами, желав­шими освободиться от арабского владычества. Этот союз подкрепил военные силы хуррамитов, но сделал невозможным осуществление их социальной программы в широком масштабе. Восстание это глубоко потрясло халифат. Только халиф Мутасим (833—842), реорганизовав армию и поставив во главе ее среднеазиатского феодала Афшина , добился перелома в войне. Феодалы-союзники Бабека теперь изме­нили ему, захватив новые земли и примирившись с халифом. После годичной осады пала в августе 837 г. последняя твердыня хуррами­тов — крепость Базз в Талышских горах. Бабек, бежавший к одному из армянских князей , был им выдан халифу и казнён . В 839 г. было подавлено восстание Мазйара в Табаристане , сопровождавшееся за­хватом земель арабских землевладельцев .

В последние годы правления халифа Харуна ар-Рашида (786 — 809) лидером части религиозного движения Хуррамитов, основанного в Малой Мидии , недалеко от горы под названием Бат, был Джаветан ибн-Саак, последователи которого состояли из племени курдов мидийско - персидского происхождения. Видя большую опасность в этой секте, Халифат начал против нее беспощадную войну. После нескольких лет борьбы арабскому военачальнику Хасану ибн Сахлю удается победить вооруженных членов курдской секты Хуррамитов. Джаветан ибн-Саак был вынужден бежать в южные горные районы эмирата Арминийа , увезя с собой курдские племена в Ахдзник , Кордук и бывшее Эдесское царство , где сдался Сааку Багратуни, князю армянского Тарона (сыну Ашота Мсакера ). Однако Саак Багратуни арестовывает Джаветана ибн-Саака и обезглавливает его. Получив известие об убийстве своего пророка, курды напали на Саака Таронского, но были разбиты и отступили, застряв в снегу во время бегства, нанеся тяжелые потери .

Примечания

  1. Греков Б. Д . . — Москва : Академия наук СССР , 1953. — С. 646. — 988 с.
  2. . — Москва : Академия наук СССР , 1970. — С. 72.
  3. Сергей Борисович Дашков. / Научный ред. Лахути Л. Г.. — Москва: , 2008. — С. 132. — 350 с. — ISBN 978-5-91660-001-8 .
  4. . Дата обращения: 13 августа 2020. 22 июня 2008 года.
  5. Румянцев С., Аббасов И. . — Казань : Ab Imperio , 2006. — С. 304. — 455 с.
  6. . — Cambridge University Press, 1975. — Vol. 4. — P. 506.
  7. / ред. Иванов М. С.. — Москва: Издательство Московского университета , 1977. — С. 132. — 488 с.
  8. В источнике «Курдāнов»
  9. . docs.yandex.ru . Дата обращения: 31 мая 2023. 31 мая 2023 года.

Ссылки

Источник —

Same as Хуррамиты