Interested Article - Батони, Помпео

Помпео Джироламо Батони ( итал. Pompeo Girolamo Battoni ; 25 января 1708 , Лукка 4 февраля 1787 , Рим ) — итальянский живописец и рисовальщик академического направления римской школы . Один из самых успешных и востребованных итальянских живописцев XVIII века. Родоначальник жанра парадного репрезентативного портрета .

Биография

Детство и юношество

Батони родился в Лукке , в семье ювелира Паолино Баттони. В 1727 или 1728 году Батони уехал в Рим, где сперва зарабатывал на жизнь срисовыванием античных статуй. В Риме Батони учился у Агостино Мазуччи , Себастьяно Конки , возможно, у .

Карьера

В апреле 1732 он познакомился с графом Баккарески Форте Габриэли ди Губбио. Тот пришёл в восторг от работ начинающего художника и предложил ему изобразить алтарную картину для капеллы ди Губбио в церкви Святого Григория Великого на Целии , что дало начало карьере Батони. В 1741 году он был принят в члены Академии Святого Луки , уже как известный живописец. Батони вошёл в Риме в большую моду, особенно после того, как его коллега и соперник Антон Рафаэль Менгс , представитель раннего классицизма, переехал в 1761 году в Мадрид .

Брак Купидона и Психеи

На его портреты не было отбоя, вся европейская аристократия мечтала получить портрет от Батони, как светская, так и церковная. Он был хранителем папских коллекций, а его дом сделался местом встреч деятелей искусства тех дней, общественным и интеллектуальным центром. В число его друзей входил Винкельман , и, подобно ему, Батони стремился в своей живописи к умеренному классицизму старых мастеров, например, Рафаэля или Пуссена , в отличие от модного в то время стиля венецианских художников.

Батони создал моду на так называемые «портреты гран-тура ». Посещая Рим, обеспеченные путешественники не упускали случая заказать себе портрет от известного живописца Помпео Батони, где художник их изображал в окружении древностей, руин и произведений искусства. Таких портретов он создал свыше двухсот, и чем больше их появлялось в британских частных коллекциях, тем большую популярность приобретал этот жанр в Великобритании. Портреты заказывали и вельможи Российской империи , например, граф К. Г. Разумовский и князь А. М. Голицын , и австрийская аристократия (двойной портрет Леопольда II и Иосифа II ).

Смерть

Типичный портрет гран-тура

К старости здоровье художника всё ухудшалось, и он умер в Риме 4 февраля 1787 года в возрасте 79 лет. Батони был похоронен в приходской церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина . Исполнителями его последней воли были кардинал Филиппо Карандини и шотландский антиквар Джеймс Байерс, но имение Батони было объявлено неплатежеспособным и его вдова была вынуждена писать Великому Герцогу Тосканы , умоляя о финансовой помощи. В обмен герцог получил незаконченный автопортрет Батони, который сейчас находится в музее Уффици . Ходят слухи, что Батони перед смертью завещал свою палитру и кисти Давиду Жак-Луи со словами «Только мы с тобой можем называть себя художниками».

Личная жизнь

Батони был дважды женат: в 1729 году — на Катерине Сетти (умерла в 1742 году), а позднее, в 1742 году — на Лючии Фаттори. Из его двенадцати детей трое сыновей были его помощниками в занятиях искусством. Начиная с 1759 году Батони жил в большом доме на Виа Бока ди Леоне в Риме, где размещалась его студия, выставочные комнаты и школа рисования.

Творчество

К. Габриелли в образе Дианы

Собственный стиль Батони впервые проявился в произведениях 1730-х годов. На ранние его работы оказали влияние традиции барокко («Падение Симона Мага », 1755; «Экстаз св. Екатерины Сиенской », 1743).

С годами стиль художника трансформируется. Наряду с живописцами начала XVII в., среди которых можно назвать Гвидо Рени и Доменикино , на искусство Батони повлияли мастера позднейшего времени с их богатой палитрой — такие как Федерико Бароччи и Бенедетто Лути . Также не исключено влияние Корреджо и Пуссена . Однако важнейшим творческим предшественником для художника стал Рафаэль . Батони восхищался выразительностью фигур, классически-гармоничной композицией его полотен. Благодаря изучению рафаэлевского наследия художественный язык Батони с течением времени становится ясным и строгим.

Будучи классическими по стилю, его произведения отличаются мастерством и точностью рисунка. Батони был выдающимся рисовальщиком, а рисунки античных древностей являются наиболее ценной частью его графического наследия.

Живопись Батони изящна, совершенна по форме и гармонична по цветовому решению.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Батони, Помпео