Interested Article - Подвиг разведчика

«Подвиг разведчика» — советский чёрно-белый художественный фильм, снятый в 1947 году режиссёром Борисом Барнетом . В 1948 году фильм получил Сталинскую премию второй степени .

Сюжет

Обложка рукописи сценария

Во время Великой Отечественной войны советский разведчик Алексей Федотов ( Павел Кадочников ) под именем Генриха Эккерта получает задание: в оккупированной Виннице добыть секретную переписку генерала фон Кюна со ставкой Гитлера . Блестящий профессионал не только выполняет задание, но и возвращаясь на Родину, «прихватывает» самого генерала.

В ролях

Съёмочная группа

Музыка в фильме

В сцене встречи майора Федотова (Павел Кадочников) с немецким разведчиком Вилли Поммером (Сергей Мартинсон) в ресторане звучит популярный немецкий фокстрот «Гольфстрим».

Критика

Фильм стал своего рода классикой жанра . Писали, что этот фильм «по праву может считаться прародителем картин про „ сильных духом “» и тем самым является «одним из образцов жанра» .

Авторы «Краткой истории советского кино» отмечали, что «приключения Федотова, вступившего в острый поединок с матёрым немецким разведчиком…, вызывает захватывающий интерес» и «увлекательный сюжет сочетается в фильме с глубокой психологической разработкой образа Федотова» . Киновед Е. Марголит писал, что «режиссёр увлечённо играл в авантюрный жанр, на котором вырастал и он сам, и всё его кинематографическое поколение, адаптируя к нему опыт трагедийного пространства своих военных фильмов» .

Киновед писала: «Задача в фильме „Подвиге разведчика“ осложнялась тем, что самому Алексею приходилось играть немца Эккерта, в образе которого разведчик едет на оккупированную территорию. Вся картина сделана на русском языке без включения немецкой речи, а вместе с тем подразумевается, что Эккерт говорит по-немецки. Как это показать? Кадочников находит прекрасный прием: его Эккерт картавит. Раскатистое „р“ придаёт произношению артиста характерные для немецкого языка жесткость, твердость. Внешность Кадочникова в роли Эккерта никак не изменяется. То же, что у Алексея, гладко выбритое, открытое, скуластое лицо. И вместе с тем совсем другое. Вместо ясного взгляда и немного смущённой улыбки Алексея — самодовольная, наглая усмешка, всё оценивающий, прищуренный глаз: типичный делец, коммерсант» .

Кинокритик C. Фрейлих называл фильм вехой в развитии советского детективно-приключенческого фильма . Фильм показал, «как много может жанр, если помнит о своей специфике и в то же время не бездушно полагается на неё».

Отмечалось, что «картину отличает чёткая, умело построенная интрига, напряжённо развивающееся действие, отточенный диалог, великолепное актёрское мастерство… Заботясь о жанровых особенностях фильма — занимательности, остром развитии действия, авторы не забывали о психологической разработке образов и добились большого успеха: в основе конфликта этой приключенческой ленты — столкновение воль и характеров, борьба интеллектов» . Советский киновед Иван Корниенко так оценил значение фильма: «Фильм прославлял советского воина-патриота, силу духа советского человека, его всестороннее превосходство над врагом» .

Кинокритик Ирина Павлова считала, что «фильм сохранил своё обаяние…вовсе не за счёт детективной фабулы (по нынешним временам достаточно наивной), а именно в силу романтической приподнятости и неординарности образа, созданного Павлом Кадочниковым» . Она указывала: «Кадочников в этом фильме фактически сыграл две роли, поскольку советский разведчик Федотов, мужественный патриот, настоящий гражданин, и немец Эккерт, хлыщеватый, элегантный прожигатель жизни в образе мошенничающего коммерсанта, с его грассирующим выговором, с его фатовскими манерами, с его вылощенностью ресторанного завсегдатая,— эти двое, по сути, были людьми, совершенно ни в чём не схожими. Менялся голос, менялось выражение глаз, пластика тела и лица» .

Кинокритик Ростислав Юренев отмечал, что «Амвросий Бучма в небольшой роли украинского патриота, агронома Лещука, лиричен, обаятелен, прост, по-украински мягок», а «артист В. Добровольский хорошо играет советского генерала» . При этом Юренев высказывал ряд критических замечаний. В частности, он писал, что «на лицах актёров подчас заметен грим» . Он считал спорными трактовки образов Вилли Поммера (актёр С. Мартинсон) и генерала Кюна (в исполнении режиссёра фильма) .

Киновед Нея Зоркая так оценивала режиссуру Бориса Барнета в этом фильме: «… в знаменитом „Подвиге разведчика“, шпионском детективе, предвосхитившем „Семнадцать мгновений весны“, зрителям довелось увидеть уже другого Барнета — с лихими поворотами сюжета, резкой стыковкой крупных планов-противопоставлений, с заметными из зрительного зала декорациями и макетами — словом, в той эстетике приключенческого кино, где фоны и атмосфера — сила барнетовской режиссуры — несущественны» .

Сергей Кудрявцев писал, что «на долгие годы искусственная и даже наивная схема советского героико-приключенческого фильма о смелых разведчиках в стане врага стала чуть ли не эталоном. Разумеется, с течением лет экранные фашисты, которых обводили буквально вокруг пальца отважные рыцари щита и меча, то есть притворившиеся немцами чекисты , постепенно умнели и уже не выглядели полными идиотами, как доставленный в Москву генерал фон Кюн из „Подвига разведчика“… Но мифология, вольно или невольно возникшая на этой благодатной почве, оставалась незыблемой…» .

Примечания

  1. Новая российская энциклопедия : в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 1 А — Баяр, 2005. — 960 с.: ил.
  2. , с. 27.
  3. , с. 88.
  4. , с. 346.
  5. , с. 57.
  6. , с. 99.
  7. , с. 108.
  8. , с. 156.
  9. , с. 89.
  10. , с. 88—89.
  11. , с. 200.
  12. , с. 199.
  13. , с. 93.
  14. , с. 143.

Литература

  • Юренев Р.Н. Фильмы о Великой Отечественной войне // Очерки истории советского кино / Под ред. Ю.С. Калашникова, Л.П. Погожевой, Р.Н. Юренева. — М. : Искусство, 1961. — Т. 3. — С. 193—247. — 778 с.
  • Жежеленко М. Павел Кадочников // Актёры советского кино / Ред. Мерфольф Н. — Л. : Искусство, 1964. — Т. 4. — С. 97—107. — 272 с.
  • Фрейлих С. Сквозь призму жанра // Искусство кино. — 1972. — № 1 . — С. 101—113 .
  • Грошев А.Н., Гинзбург С.С., Лебедев Н.А. и др. Краткая история советского кино / Под ред. В.Н.Ждана. — М. : Искусство, 1969. — С. 346. — 616 с.
  • Корниенко И.С. Киноискусство Советской Украины. Страницы истории. — М. : Искусство, 1975. — С. 156. — 240 с.
  • Павлова И. Кадочникова всякий знает // Искусство кино. — 1986. — № 1 . — С. 84—94 .
  • Кудрявцев С.В. Своё кино. — М. : Дубль-Д, 1998. — С. 143. — 492 с.
  • Марголит Е. Барнет Борис Васильевич // Кино России. Режиссёрская энциклопедия / Сост. Л.М. Рошаль. — М. : НИИК, 2010. — Т. 1. — С. 54—58. — 336 с.
  • Соколова Л. Подвиг разведчика (1947) // Великие советские фильмы. 100 фильмов, ставших легендами. — М. : Центрполиграф, 2011. — С. 26—28. — 278 с.
  • Зоркая Н.М. Лента длиною в эпоху. Шедевры советского кино. — М. : Белый город, 2017. — С. 93. — 249 с.
  • // Фильмы Киевской ордена Ленина киностудии им. А. П. Довженко. 1928—1978 / О. Ф. Олейник, Н. А. Филькевич. — К. : Госкино УССР, 1979. — 114 c. — С. 30—31.

Ссылки

Источник —

Same as Подвиг разведчика