Interested Article - Ухряб

«Ухряб» рассказ современного российского писателя Виктора Пелевина .

Содержание

События рассказа Пелевина раннего периода происходят в советское время (судя по реплике «у нас за эти семьдесят лет столько непонятного набралось» — во второй половине 1980-х годов).

Герой рассказа, гуманитарий на пенсии Маралов, чтобы не чувствовать себя окончательно пенсионером, отвечает на письма читателей в журналы, например, на вопрос школьника: «Зачем я живу?» В остальное время он беседует с единственным учеником на общефилософские темы. И вот, во время очередной пьяной беседы, он высказывает неожиданную мысль, что Бог — персонифицированное обобщение всего непонятного в отдельной стране. Он объективно существует, и ему соответствует определённая религиозная мистика.

Наутро после похмелья выясняется, что идея укоренилась в душе её изобретателя в виде странного слова «ухряб». Герой начинает видеть вездесущий «ухряб» везде: в звуках разрубания мяса, в скрытом виде у классиков литературы («вот-с, умял дв ух ряб чиков, да ещё…»), в виде акростиха в лозунгах (« У спеха участникам X I международного фестиваля за р азоружение и я дерную б езопасность!»), в последовательности картин на стене (подсолн ух , ряб ина).

Постепенно новое местное божество становится маниакальной страстью героя, он видит себя зажатым между двумя «ухрябами» как в прессе, а он не соглашается ещё признать себя им, хотя это нечестно, так как «ухряб» и внутри. Мания приводит к добровольной смерти героя — за городом в заснеженной яме, которая представляется ему «ухрябом-сырцом в изначальном виде», что и является естественным концом рассказа, последняя, девятая глава которого состоит из одного предложения: «Нашли его через два дня — лыжники, по торчащему из снега красному носку».

Особенности

По мнению литературоведа Т. В. Щучкиной, герой «Ухряба», как и в большинстве других ранних рассказов Пелевина, в какой-то момент осознаёт бессмысленность окружающего мира. И герой должен смириться, так как иного выхода у него нет. Внезапно у него происходит озарение, и весь смысл окружающего мира сводится к слову «ухряб» .

Слово «ухряб» предстаёт в виде идеи в платоновском смысле, идеальной модели бытия. В финале рассказа на Маралова «ухряб глядел отовсюду». Так Пелевин демонстрирует идею абсурда бытия .

В рассказе «Ухряб» Пелевин использует приём словесной игры: совмещение частей рядом стоящих слов с целью образования нового смысла. Схожий приём был использован автором в дальнейшем в романе « Шлем ужаса ». Этот приём создаёт эффект неизбежности для героя «Ухряба». Как отмечал филолог , «ухряб штурмует сознание Маралова, „конденсируясь“ из различных текстов» .

В рассказе «Ухряб» Пелевин опирается на идеи и приёмы Набокова .

Публикация

Рассказ впервые опубликован в фантастическом альманахе «Завтра» (выпуск 1, 1991), а также в составе первого авторского сборника Пелевина « Синий фонарь » (1991).

Примечания

  1. Щучкина Т. В. от 16 апреля 2021 на Wayback Machine // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2009.
  2. Колмакова О. А. // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 10(3)/2014.
  3. Куликова Е. А. // Филология и человек. 2013. № 1.
  4. Камратова М. А. от 29 марта 2022 на Wayback Machine // Сибирский филологический журнал. 2014

Литература

  • Виктор Пелевин между Ухрябом и УРАЛом // Актуальные проблемы филологии. Барнаул, 1998.

Ссылки

  • на сайте творчества Виктора Пелевина
Источник —

Same as Ухряб