Interested Article - Строение шрифта

В данной статье приведён список основных элементов типографских шрифтов , а также важнейшие характеристики.

Линии

Через любую строку текста можно провести несколько воображаемых горизонтальных линий:

  • Верхний край кегельной площадки — в металлическом наборе является верхней границей литеры . В компьютерных шрифтах верхний край кегельной площадки первой строки является верхним краем блока текста. В некоторых шрифтах, чаще всего декоративных , выносные элементы могут выходить за пределы верхнего края кегельной, однако такие выносные элементы требуют специальных инструкций для сопряжения с элементами верхней строки, во избежание наложений. Расстояние от верхнего до нижнего края кегельной площадки называется кеглем шрифта .
  • Линия верхних выносных (2) — линия, проходящая через вершины верхних выносных элементов , если они унифицированы по высоте. В некоторых шрифтах может совпадать с линией прописных, но чаще — выше её .
  • Линия прописных — линия, проходящая по верхней границе прописных букв . Расстояние от базовой линии до линии прописных называется (19).
  • Линия строчных — линия, проходящая по верхней границе строчных букв , не имеющих верхних выносных элементов и оптической компенсации . Расстояние от базовой линии до верхней линии строчных называется (1).
  • Базовая линия (линия шрифта) (4) — линия, проходящая по нижним границам букв, не имеющих нижних выносных элементов, свисаний и оптической компенсации . Базовая линия одна для прописных и строчных букв.
  • Линия нижних выносных — линия, проходящая по нижнему краю нижних выносных элементов, если они унифицированы по высоте .
  • Нижний край кегельной площадки — нижняя граница литеры.
  • Кроме горизонтальных линий, важное значение имеет ось овала — линия, проходящая вдоль наибольшего диаметра овала, либо через наиболее тонкие участки штриха. Ось овала может быть вертикальной или наклонной .

Штрихи

  • Основной штрих (штамб) (7) — наиболее толстый вертикальный или наклонный штрих в шрифтах, имеющих контраст .
  • Соединительный штрих — более тонкий, чем основной, горизонтальный или наклонный штрих .

Выносные элементы

Прочие элементы

  • Вершина (апекс) (3) — соединение двух наклонных штрихов либо наклонного и вертикального штриха, образующее угол либо имеющее ровную площадку ;
  • Горизонтальный элемент (6) — штрих, расположенный поперёк вертикального штриха. Может быть соединён с ним по краям либо в середине ;
  • Овал — округлый элемент штриха замкнутой формы, например в буквах «О», «Ю». Ось овала может быть прямой или наклонной ;
  • Полуовал (10) — может быть как замкнутым и ограниченным с одной из сторон штрихом (в буквах «Р», «Б»), так и разомкнутым (например, в букве «З») ;
  • Узел — соединение в одном месте нескольких штрихов
  • Перекладина (15) — Горизонтальный штрих примерно (оптически) на середине высоты букв ;
  • Кегельная площадка — в металлическом наборе — площадка на ножке литеры, на которой располагался отпечатываемый знак. В цифровом наборе кегельная площадка — абстрактный прямоугольник, очерченный вокруг знака .
  • Концевой элемент — окончание штриха, не имеющее засечки ;
  • Нога (9) — Наклонный штрих, заканчивающийся засечкой или концевым элементом;
  • Засечка (сериф) (8) — короткий штрих, перпендикулярный основному, расположенный на его конце ;
  • Наплыв (11) — утолщение штрихов в овальных элементах ;
  • Присоединение — штрих, соединяющий части глифа
  • Ухо (14) — элемент, характерный для строчной буквы «g» в некоторых начертаниях. Выглядит как небольшой отросток на овале ;
  • Капля — каплевидное окончание штриха ;
  • Петля (13) — нижний элемент строчной буквы «g» в некоторых начертаниях . Как и овал, имеет замкнутую форму, но построен по другому принципу;
  • Хвост — элемент глифа, плавный по форме, не заканчивающийся засечкой, и являющийся, как правило, выносным .

Пустое пространство

  • Заплечики — пространство над и под очком литеры ;
  • Внутрибуквенный просвет — внутренняя часть знака, ограниченная со всех, или почти со всех сторон другими элементами знака .

Характеристики шрифта

  • Рост строчных — высота от базовой линии до линии строчных ;
  • Рост прописных — высота от базовой линии до линии прописных ;
  • Рост шрифта — расстояние от основания литеры до печатающей поверхности. Имеет смысл только по отношению к шрифтам металлического набора, где эта величина стандартизирована и всегда равна 25,1012 мм ;
  • Очко шрифта — понятие, характеризующее рост строчных букв относительно размера литеры. Обычно не имеет величины, употребляются понятия «крупное очко» и «мелкое очко» .
  • Контраст — характеристика различия толщин основных и соединительных штрихов шрифта ;
  • Насыщенность — понятие, характеризующее отношение толщины основного штриха к кеглю шрифта
  • Апертура — понятие, характеризующее угол среза концов полуовала в буквах, подобных «с» .

Ссылки

  • на fonts.ru

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 30 марта 2016 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 15 сентября 2016 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 15 сентября 2016 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 15 сентября 2016 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 15 сентября 2016 года.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 15 сентября 2016 года.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 29 марта 2016 года.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 29 марта 2016 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 29 марта 2016 года.
  10. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 30 марта 2016 года.
  11. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 11 сентября 2016 года.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 29 марта 2016 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 29 марта 2016 года.
  14. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 30 марта 2016 года.
  15. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 29 марта 2016 года.
  16. (неопр.) . Паратайп .
  17. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 30 марта 2016 года.
  18. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 29 марта 2016 года.
  19. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 29 марта 2016 года.
  20. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 29 марта 2016 года.
  21. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 7 января 2012 года.
  22. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 30 марта 2016 года.
  23. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 29 марта 2016 года.
  24. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 4 декабря 2017 года.
  25. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 22 февраля 2017 года.
  26. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 8 июля 2017 года.
  27. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 4 апреля 2017 года.
  28. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 25 марта 2016 года.
  29. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 26 марта 2016 года.
  30. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 4 марта 2016 года.
  31. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 29 марта 2016 года.
  32. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 29 марта 2016 года.
  33. (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2016. 30 марта 2016 года.

Литература

  • Джеймс Феличи. Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн = Complete manual of typography, the: a guide to setting perfect type. — СПб. : БХВ-Петербург, 2014. — С. 45−75. — 496 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9775-09-08-4 .
  • Ольга Сутуга. Глава 1: Визуальный анализ шрифта // Типографика: большая книга для начинающих дизайнеров. — М. : АСТ, 2022. — 320 с. — ISBN 978-5-17-145364-0 .

Same as Строение шрифта