Interested Article - История кинематографа

Кинооператоры в Берлине в 1907 году

История кинематографа начала свой отсчёт 28 декабря 1895 года , когда в Париже на бульваре Капуцинок в одном из залов « » прошёл первый сеанс кинопоказа. Вскоре по всему миру начали создавать кинокомпании и киностудии. В первое десятилетие кинематографа кино превратилось из новинки в устоявшуюся индустрию массовых развлечений. Самые ранние фильмы были черно-белыми , длительностью менее минуты, без записи звука и состояли из одного кадра, снятого неподвижной камерой. Кинематограф развивался на протяжении многих лет благодаря появлению монтажа , движению камеры и другим кинематографическим приёмам. С конца 1890-х годов в кино стали использоваться спецэффекты. На широкое распространение кинематографа повлияло появление новых средств передачи информации, включая телевидение (с 1950-х годов), домашнее видео (с 1980-х годов) и Интернет (с 1990-х годов).

Первые шаги кинематографа

Первый шаг к кинематографу был сделан в V веке до н. э. , когда был разработан «волшебный фонарь» — камера обскура (кроме того, ранее появился театр теней в Китае и Японии, а принцип создания изображения посредством узкого отверстия был известен ещё в античности). Сам термин «камера обскура» возник в конце XV века, а соответствующие опыты проводил Леонардо да Винчи . Волшебный фонарь для проецирования изображений на вертикальный экран стал широко известен в XVII веке. Он в упрощении представлял собой ящик с увеличительной трубой и светильником внутри. Сзади этого светильника стоял рефлектор-отражатель, между трубой и ящиком была щель, где ставился тушью нарисованный кадр. При этом изображение было статичным.

Следующий шаг к кинематографу сделал в 1830 году Майкл Фарадей и его друг . Вся Европа старалась изобрести аппарат, чтобы оживить рисунок. Прибор Фарадея назывался фенакистископом . К аппарату прилагался ряд последовательных картинок. Ранее учёный Жозеф Плато занимался разложением движения на фазы (например, движение человека). Когда Фарадей получил в руки эти труды, ему до завершения фенакистископа оставалось совсем немного. В результате стало возможным создать движущийся рисунок (но не реальное изображение) длительностью несколько секунд.

« Лошадь в движении », 1878

Третий шаг состоялся в 1877 году с изобретением хронофотографии . Он стал возможен благодаря работам Луи Дагера и Жозефа Ньепса , разработавших мокрый коллодионный процесс с достаточно высокой светочувствительностью, но требующий приготовления фотоматериала непосредственно перед съёмкой. Высокая светочувствительность позволяла уменьшить время экспозиции , без чего съёмка быстрого движения была бы невозможной.

В 1878 году губернатор Калифорнии Леланд Стэнфорд и фотограф Эдвард Мейбридж провели эксперимент по фотофиксированию галопа лошади. По одним данным, Стэнфорд поспорил c Мейбриджем на тему того, «отрывает во время галопа лошадь все четыре ноги от земли или нет», по другим — Мэйбридж просто выполнял заказ Стэнфорда, занимавшегося анализом движения лошади. Они установили вдоль беговой дорожки для лошадей 12 фотоаппаратов , размещённых в специальных светонепроницаемых будках. Ассистенты в будках по сигнальному свистку одновременно начинали готовить фотопластинки для съёмки . По мере готовности всех камер на дорожку выпускалась лошадь, которая скакала вдоль белой стены напротив фотоаппаратов. Затворы всех фотоаппаратов приводились в действие верёвками, натянутыми поперек трека: лошадь разрывала их, поочерёдно запуская фотоаппараты . В итоге, каждый из фотоаппаратов снимал отдельную фазу движения лошади на белом фоне стены, подчёркивающей силуэт. Это была первая попытка разложить движение на фазы. В дальнейшем Мэйбридж увеличил число фотоаппаратов до 24, а полученные снимки использовал в изобретённом им зупраксископе , дававшем движущееся изображение.

Фотографирование движений животных и человека — главная сфера интересов Мейбриджа, и за работы в этой области он получал субсидию университета Пенсильвании, с которым он сотрудничал три года. Одиннадцать томов, опубликованных под эгидой университета в 1887 году — «Движение животных: электрофотографические исследования последовательных фаз движения животных», — содержали все фотографические эксперименты Мейбриджа с 1872 по 1885 годы, и в них было помещено более ста тысяч его фотографий. На фотографиях были не только домашняя собака, кошка и лошадь, но и американский лось, олень, медведь, енот, лев, тигр, обезьяна и птицы.

В 1901 году Мейбридж выпустил книгу «Фигура человека в движении». Он возвратился в Англию и больше почти не занимался фотографией. Умер он в своём родном городе Кингстоне на Темзе в 1904 году.

Дальнейшее развитие

Во второй половине XIX века фотография стала очень популярна, в домах появились фотоальбомы, где люди хранили фотографии друзей и родственников. В этот период было зарегистрировано множество патентов на «живую» фотографию.

В 1876 году французский профессор Этьен Маре изобрёл «фотографическое ружьё». На вращающуюся восьмиугольную фотопластинку проводилась съёмка фаз движения животных и птиц со скоростью до 10 кадров в секунду . В дальнейшем изобретатель создал более удачное устройство под названием «хронофотографическая камера», использующее рулонную светочувствительную фотобумагу . Модернизировав своё изобретение, Маре получил хронофотографическую камеру, которая могла использовать рулонную неперфорированную киноленту.

В 1876 году в Париже появился покадровый кинематограф. Его изобретатель — Эмиль Рено , а его изобретение — оптический театр. Это был волшебный фонарь в «большом масштабе»: через фонарь шла плёнка с нанесёнными на неё рисунками. Таким образом, получался театр кадров, показываемых последовательно на большом экране: 80, 90 или 100 картинок в зависимости от сюжета. Специально приглашённый актёр рассказывал о действии. «Фильм» состоял из ряда роликов по несколько секунд каждый, недостаток технологии состоял в невозможности делать длительные ролики. В пору расцвета таких театров было в Париже около 12.

Пример такого фильма: молодая женщина читает книгу, к ней подходит молодой человек, завязывается диалог. Потом он берёт её под руку и ведёт в экипаж, они едут обедать. Несколько встреч, потом происходит свадьба. Алтарь. Их провожают на пароход и отправляют в свадебное путешествие в Африку. Кратко показано их путешествие. Молодые супруги возвращаются, их встречают родители. Потом демонстрируется белый кадр. Девушка снова сидит на скамейке, она поднимает книгу — ей всё приснилось.

В 1870 году американцем Джоном Хайатом изобретён целлулоид , позднее использованный для получения гибкой ленты. Спустя 7 лет русский фотограф Иван Болдырев предложил использовать фотоплёнку на такой подложке . В 1889 году американский изобретатель Джордж Истмэн , ранее разработавший эффективный промышленный метод покрытия фотоэмульсией «сухих» фотопластин, выпустил на рынок прозрачную фотоплёнку на основе целлулоида. После этого стало возможным создание эффективной и прочной киноплёнки .

Кинематограф на грани рождения

Кадр киноролика « Сцена в саду Раундхэй », 1888

Успехи Мейбриджа и Маре в области хронофотографии произвели огромное впечатление на французского изобретателя Луи Лепренса , решившего продолжить исследования в этой области. В начале 1888 года он собрал свой первый хронофотографический аппарат с 16 объективами , расположенными в 4 ряда . Вскоре изобретатель ограничился одним объективом, снимавшим на единственную катушку, в его следующей конструкции под названием «LPCCP MkI». Полученным аппаратом в 1888 году снят киноролик « Сцена в саду Раундхэй », считающийся самым первым кинофильмом в истории кинематографа . 16 сентября 1890 года, получив патент на изобретение в Лондоне , режиссёр Луи Лепренс бесследно исчез, сев на поезд Дижон - Париж . В результате Лепренс и его открытия так и не получили широкой известности, хотя опередили другие разработки в этой области.

В 1894 году Томас Эдисон передаёт разработки кинематографа Уильяму Диксону . Под руководством Эдисона Диксон изобретает аппарат « кинетоскоп ». Этот аппарат был так устроен, что «движущиеся картинки», которые он демонстрировал, мог наблюдать только один человек. Кроме того, в кинетоскопе применялся не покадровый показ, а постоянная прокрутка — что создавало у зрителя при просмотре впечатление размытия изображения. На основе кинетоскопа была создана первая в мире киносеть, принёсшая за год 150 тысяч долларов прибыли. 35-мм киноплёнка , использованная для кинетографа и кинетоскопа, дожила без существенных изменений до нашего времени. Соотношение сторон кадра 1,33:1 было стандартом до появления звукового кино.

В 1893 году русский инженер Иосиф Тимченко изобретает проектор для просмотра фильма . Это был заместитель главного инженера Балтийского завода. Прочитав о разработках «живых картинок», он также включился в процесс изобретения (история этого изобретения нам известна по материалам Карена Шахназарова ). В 1893 году Тимченко начал заниматься изучением этого вопроса. Он изобрёл камеру, снимающую на вращающуюся фотопластинку, а также изобрёл проектор и попробовал снять полдесятка сюжетов про свою семью и своих детей. Через некоторое время он продемонстрировал свой аппарат российскому научному обществу. Его заслуги оценили, но денег на дальнейшее развитие и изучение не выделили; тогда он обратился в общество предпринимателей, куда входили владелец Путилов , банкир , владелец магазинов Елисеев, булочник Филлипов и др. Но и там его предложение не встретило поддержки. Но Тимченко на этом не остановился, он обратился к Савве Ивановичу Мамонтову . В начале 1894 года , весной он приехал в Москву и рассказал про свои изобретения, а также изложил свою идею Мамонтову, на что тот сказал: «Это имеет большое будущее, но денег у меня нет» .

Год спустя братья Люмьер продемонстрировали свою технологию кинопоказа — и вошли в историю в качестве создателей кинематографии как жанра искусства. Братья Люмьер были специалистами по технологиям фотофиксации изображений и к 1895 году смогли создать работающий киноаппарат « синематограф » и сделать несколько роликов. Известны как минимум пять показов 1895 года: 22 марта в Париже в Обществе развития отечественной промышленности; 11 июня на съезде фотографов в Лионе; 11 июля в Париже на технической выставке; 10 ноября в Брюсселе в Бельгийской ассоциации фотографов и 16 ноября в амфитеатре Сорбонны. Эти показы не были доступны всем желающим и проводились преимущественно для специалистов. Однако 28 декабря 1895 года в «Индийском салоне Гранд-кафе» в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс, проводившийся для всех желающих за плату в 1 франк. Присутствовало около 30 зрителей. На бульваре Капуцинок демонстрировалось несколько роликов продолжительностью 45-50 секунд, снятых весной 1895 года. Среди них был комедийный сюжет « Политый поливальщик », однако не было знаменитого ролика « Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота », который демонстрировался позже, в январе 1896 года. Вопреки легенде, зрители не пытались покинуть свои места, видя надвигающийся на них поезд. Первым репортажным фильмом можно считать съёмку представителем братьев Люмьер Серфом Камиллом коронационных торжеств в Москве в мае 1896 года.

Важное значение работы Люмьеров состояло в том, что их технология позволяла осуществлять съёмку не в специальных помещениях, а в любом месте (в том числе на улице), быстро готовить фильм к просмотру и показывать его не одному зрителю, а целому залу.

Немое кино и формирование сети кинотеатров

Основная статья: Немой кинематограф

Братья Люмьер решили строить бизнес не на продаже киноаппаратов, а на создании сети кинотеатров. Люмьеры предоставляли франшизу, и их партнёры организовывали кинопоказы, оплачивали труд киномехаников и аренду аппаратов, закупали киноматериал (всего Люмьер отсняли за три года несколько сотен одноминутных лент). Поначалу бизнес шёл успешно (была создана киносеть по всему миру), однако через несколько лет братья столкнулись с жёсткой конкуренцией, поскольку количество кинотеатров быстро росло. В 1898 году Люмьеры приняли решение прекратить свою кинодеятельность и вернуться к совершенствованию фототехнологий (включая создание цветного фото).

Длительность фильмов удалось увеличить благодаря изобретению Вудвила Латама, в 1897 году создавшего механизм, позволяющий использовать плёнку большой протяжённости ( петля Латама ). Ранее длина плёнки ограничивалась 15-ю метрами, чтобы исключить её обрыв в лентопротяжном механизме; этого хватало не более, чем на одну минуту показа.

Афиша, рекламирующая кинематограф во Франции. Париж, 1900

В развитие раннего кинематографа крупный вклад внесли француз Жорж Мельес и американец Дэвид Гриффит . Мельес основал первую киностудию (как отдельное предприятие), где разработал технологии создания спецэффектов и снял первый фантастический фильм и первый фильм ужасов. Гриффит разработал концепцию «крупного плана» и стал основателем «голливудской режиссуры», создав классическую схему кадр-план-сцена-эпизод.

В Европе до Первой мировой войны доминировала парижская киностудия « Братьев Патэ », а в США центром киноиндустрии первоначально был Нью-Йорк. Однако в 1910-е годы всё больше студий перебирались в пригород Лос-Анджелеса Голливуд , где были хорошие условия для натурных съёмок (много солнечного света и редкие осадки). В начале 1920-х годов в Голливуде уже базировались 8 крупнейших киностудий, контролировавших кинопроизводство. Пять из них — Fox , Loew-MGM , Paramount , RCA и Warner Brothers — имели собственные сети кинотеатров, и ещё три — Universal Pictures , Columbia Pictures и United Artists — не имели своих сетей.

Звуковое и цветное кино

Основная статья: Звуковой кинематограф

Основная статья: Цветной кинематограф

См. также

Примечания

  1. ↑ от 4 декабря 2015 на Wayback Machine . Slon.ru , 28 ноября 2015.
  2. ↑ (рус.) . «Кинодороги». Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  3. , с. 68.
  4. , с. 77.
  5. , с. 65.
  6. (англ.) . The National Museum of Photography, Film & Television. Дата обращения: 19 мая 2015. 11 июля 2006 года.
  7. (англ.) . Chapter Thirteen . The History of the Discovery of Cinematography. Дата обращения: 17 мая 2015. 19 сентября 2018 года.
  8. от 3 декабря 2013 на Wayback Machine
  9. (недоступная ссылка)
  10. (неопр.) Дата обращения: 9 сентября 2021. 9 сентября 2021 года.
  11. (неопр.) Дата обращения: 9 сентября 2021. 9 сентября 2021 года.

Литература

  • Готвальд В. А.
  • Жорж Садуль . Всеобщая история кино / В. А. Рязанова. — М.,: «Искусство», 1958. — Т. 1. — 611 с.
  • Даровский В. П. «История российского кинематографа. Курс Лекций»
  • Шипулинский Ф. П. . — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 236 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12735-5 .

Ссылки

  • (рус.)

Same as История кинематографа