Бенхаккер, Лео
- 1 year ago
- 0
- 0
Лео Берг (1862—1908) — немецкий философ , публицист , переводчик , театральный и литературный критик ; писал под псевдонимами: « Dr. Pascal » и « Ludwig Gorel » .
Лео Берг родился 29 апреля 1862 года в городе Цемпельбурге (ныне Семпульно-Краеньске , Польша ).
Первыми его литературными опытами, обратившими внимание литературных кругов Берлина , были небольшие критические статьи ο графе Шаке , Ибсене и Вильденбрухе . В двадцатилетнем возрасте Берг уже заведовал литературным отделом журналов « Akademische Zeitschrift » и « Deutsche Studentenzeitung », основанных для борьбы с классицизмом в немецкой литературе .
Благодаря глубокому пониманию проблем современности Берг занял видное место в небольшой группе немецких писателей 1880-х гг., выступившей с проповедью крайнего реализма . Натурализм, как художественный принцип, скоро потерпел крушение, но Берг остался верен идеалам своей юности, сумев сочетать основные принципы натурализма с нарождавшимся тогда индивидуализмом , теоретической разработке которого посвящено большинство его произведений .
В натурализме Берг считал ценным тщательное изучение действительности, в то же время энергично восставая против его тенденции низвести роль литератора до роли пассивного протоколиста . По натуре своей скорее публицист, чем художник, Берг интересовался отдельными литературными явлениями лишь постольку, поскольку их можно было ввести в цикл общечеловеческих проблем. Обладая способностью обобщать единичные явления, он выдвинул на первый план две основные проблемы современной жизни — половой вопрос и индивидуализм — и благодаря философскому складу своего ума сумел сохранить среди напряженной атмосферы борьбы различных мнений вполне независимую позицию .
В своих произведениях, посвященных половому вопросу, Берг восстает как против Lex Heinze , совершенно несовместимого с истинной свободой искусства , так и против той « женственной тенденции» , которая, усматривая в сексуальности человека единственное основное начало его натуры, тем самым приводит к подавлению его интеллекта и характера .
В вопросе об индивидуализме Берг, признавая гениальное дарование Ницше , устанавливает преемственность его учения с интеллектуальным прошлым Германии . В идеях Бисмарка с его культом силы и презрения к слабости Берг усматривает один из видных факторов подготовки немецкой науки к восприятию ницшеанства. Берг стремился утвердить полную независимость искусства от каких бы то ни было посторонних воздействий, отрицая необходимость приспособления его к эстетическому уровню масс .
Лео Берг написал несколько крупных критических произведений, а также целый ряд статей в периодических печатных изданиях, особенно культивируя литературную форму эскиза, подходившую к его афористическому мышлению и к его вычеканенному стилю .
Берг состоял редактором « Kulturprobleme der Gegenwart », театральным критиком « Das litterarische Echo » и единогласно признан немецкой критикой одним из наиболее выдающихся литераторов современности, вполне самостоятельно установившим некоторые эстетические критерии . В 1893 году совместно с Константином Бруннером и Отто Эрнстом Шмидтом основал литературно-критический журнал « Der Zuschauer » .
Берг перевёл и издал на немецком языке несколько произведений Эмиля Золя .
Лео Берг умер 12 июля 1908 года.