Древо Иессеево (иконография)
- 1 year ago
- 0
- 0
Мезоамериканское мировое дерево — распространённый мотив в мифической космологии, мифотворчестве и иконографии доколумбовых культур Мезоамерики . В Центральной Америке мировое дерево являлось воплощение четырёх сторон света, которые также служат для представления четырёхсторонней природы центрального мирового дерева, символической Оси мира , соединяющей подземный и небесный миры с земным .
Изображения мирового дерева, как в аспектах сторон света, так и Оси мира, отыскиваются в художественных и мифологических традиций многих культур, таких как майя, ацтеки , исапа , миштеки , ольмеки и другие, начиная по крайней мере с середины конца начального периода Мезоамериканской хронологии. У майя роль центрального мирового дерева в мифах и изображениях выполняла сейба , оно было известно под разными названиями — wacah chan или yax imix che в зависимости от конкретного диалекта . Ствол зачастую изображался в виде вертикально расположенного каймана, чья кожа напоминает колючую кору мирового дерева .
Мировые деревья сторон света также связаны с четырьмя временами года в мезоамериканских календарях и цветами и божествами сторон света. К мезоамериканским кодексам , которые включают эту ассоциацию, относятся Дрезденский кодекс , кодекс Борджиа и кодекс Феджервари-Мейера . Предполагается, что мезоамериканские площади и церемониальные места часто имели похожие деревья, посаженные на каждом из четырёх основных направлений, представляющих четырёхстороннюю концепцию.
Пятая стела исапа считается возможным изображением Мирового Древа.
Всемирный деревьев часто изображается с птицами на их ветвях (по одной из гипотез, они символизируют души умерших, ещё не сошедших в преисподнюю ), а их корни уходили в землю или воду (иногда в самом конце в «водяное чудовище», символ подземного мира).
Мировое дерево также могло интерпретироваться как представление полосы Млечного Пути .