Interested Article - Регги

Внешние видеофайлы
Примеры регги

Ре́гги (рэгги, реггей ; англ. reggae) — направление современной музыки, сформировавшееся на Ямайке в конце 1960-х годов и получившее широкое распространение с начала 1970-х годов .

Регги может быть одновременно и танцевальной, и релаксационной, и протестной музыкой, что следует из традиций африканской культуры, в которой ритм, танец и музыка сосуществуют с прочими явлениями и событиями . Используемый состав — электрогитара , бас-гитара , ударные, электроорган, иногда — группа духовых инструментов. Главной особенностью регги является ведущая роль ритмических элементов, преимущественно бас-гитары, рисунок которой составляет основу композиции как ритмически, так и мелодически (партии остальных инструментов строятся вокруг партии баса ). Также в регги отмечается: умеренный темп, размер — 4/4, акценты в аккомпанементе на 2-й и 4-й доле, брейки на высоких тонах или тимбалах . Признанным королём регги является певец и автор песен Боб Марли . Большую популярность получили песни регги, построенные на растафарианской идеологии и насыщенные символикой этого религиозно-философского течения, но не менее популярны среди исполнителей стиля также песни о любви, бытовых проблемах, политические, протестные песни .

В 2018 году внесён в список культурного наследия ЮНЕСКО .

Название

Происхождение термина «реггей» объясняют по-разному. По одной из версий его связывают с английским словосочетанием «рэггид-ритм» ( англ. ragged rhythm — рваный, истрёпанный ритм), по другой — с жаргонным названием уличной женщины в Кингстоне (столице Ямайки) — «стреггей» (streggae). Упоминается также « регга » — негритянское племя, говорящее на одном из языков банту. В музыкальном обиходе слово «реггей» впервые появилось в 1968 году в связи с группой «Maytals», диск которой так и назывался — «Do the Reggae» .

Происхождение

В первой половине XX века наиболее распространённым музыкальным жанром на Ямайке было менто (mento). Это были песни, исполнявшиеся бродячими музыкантами, представлявшие собой сплав из религиозных гимнов спиричуэлс , рабочих песен, стиля калипсо и всего разнообразия традиций Карибского бассейна. Менто была народной музыкой, аналогичной американскому сельскому блюзу .

После Второй мировой войны на остров проникло множество новой музыки, в основном из США. Связано это было в основном с тем, что в массовое употребление вошли радиоприёмники и, реже, проигрыватели. Ямайцам были особенно близки записи исполнителей в стиле ритм-н-блюз — Бо Дидли (Bo Didley), Фэтс Домино, Луис Джордан (Louis Jordan), Джеймс Браун, а затем и рок-н-ролл (rock-n-roll) — Чак Берри, Литтл Ричард (Little Richard) и др .

В 1950-х на Ямайке возник феномен, который назвали « Ямайской саунд-системой ». Большинство населения острова, жившее в крайней бедности, не могло позволить себе иметь проигрыватель. Отдельные предприимчивые и изобретательные ямайцы покупали или собственноручно конструировали достаточно мощные звуковые системы, состоявшие из проигрывателя и усилительной аппаратуры. Они помещали получившийся комплект на тележку и возили её по городу и сельской местности, устраивая импровизированные дискотеки на площади, углу улицы и т. д.

В конце 1950-х некоторые предприниматели или известные владельцы «звуковых систем» стали открывать частные музыкальные студии, в которых записывались местныe артисты и выпускались их пластинки. С этого и начала развиваться собственно ямайская музыкальная индустрия, центром которой оказалась столица страны — Кингстон . На первых пластинках, выпущенных на Ямайке, были записи местных «звёзд» ритм-н-блюза: Деррика Моргана (Derrick Morgan), Оуэна Грэя (Owen Gray), Джеки Эдвардса (Jackie Edwards) и др.

Приспосабливая американский ритм-н-блюз к особенностям карибской ритмики, ямайские музыканты изобрели новый стиль. Новому стилю, получившему название ска (ska), было свойственно то же покачивание и акцентирование слабой доли, которое позже перешло и в рэгги. Мелодическую линию вела главным образом духовая секция. Наибольшую популярность приобрели коллективы: «Скаталайтс» (Skatalites), «Ска Кингс» (Ska Kings) и «Соул Вендорз» (Soul Vendors). Распространение также получили вокальные группы («Соулеттс»/Soulettes, «Блу Бастерз»/Blue Busters) и отдельные певцы, выступавшие при поддержке инструментальных коллективов (Джимми Клифф/Jimmy Cliff, Стрэйнджер Коул/Stranger Cole). В середине 1960-х несколько записей со «Скаталайтс» сделал и Боб Марли .

Во время проигрывания на дискотеках ска-песен владельцы «звуковых систем» нередко сопровождали их своими комментариями, произнося фразы поверх звучавшей музыки. Так возник жанр тостинга (toasting), немало повлиявший на становление хип-хопа .

Приспосабливая виниловые пластинки к потребностям дискотек, исполнители старались всячески видоизменить их оригинальное звучание. Они выводили на первый план одни инструменты и приглушали другие. Таким образом возникло новое направление ямайской музыки — даб (dub). Среди самых первых экспериментаторов в дабе были Кинг Табби (King Tubby) и Ли «Скрэтч» Перри (Lee «Scratch» Perry) .

Во второй половине 1960-х соединение ска с госпел и музыкой соул (soul) дало новый стиль рок-стэди (rock steady), который является непосредственной предтечей рэгги. В нём проявились практически все основные черты рэгги, за исключением того, что он был быстрее рэгги по темпу. Основной аудиторией стиля рок-стэди была бедная молодёжь городских кварталов Ямайки .

Во второй половине 1960-х верхние строчки ямайских хит-парадов занимали такие группы, как «Антачеблз» (Untouchables), «Мэйтолз» (Maytals), «Мэйтонз» (Maytones), «Сликерз» (Slickers) и «Хептонз» (Heptones). Среди исполнителей — Десмонд Деккер (Desmond Dekker), Делрой Уилсон (Delroy Wilson) и Элтон Эллис (Alton Ellis). С этого времени ямайская музыка начала проникать в США и Европу. Характерным примером служит песня «Битлз» Об-Ла-Ди Об-Ла-Да, 1968, которая представляет собой имитацию рок-стэди. В конце 1960-х темп рок-стэди стал более медленным и неспешным. Так постепенно оформился стиль, который получил название рэгги .

Боб Марли

Обострение борьбы чёрного населения США за свои права, время «Чёрной революции» и расцвета движения «Чёрная власть» (Black Power) отразилось и на ямайской музыке. Песни протеста, написанные в конце 1960-х, содержали призывы вернуться к корням и сопротивляться системе, подавляющей чёрного человека. Песни регги вместо безобидной лирики всё больше наполнялись растафарианской символикой и библейскими образами и сюжетами .

Наиболее известными рэгги-группами рубежа 1960—1970-х были «Апсеттерз» (The Upsetters), «Бёрнин Спиир» (Burning Spear), «Уэйлерз» ( The Wailers ) и «Эбиссинианс» (The Abyssinians) .

В начале 1970-х на первый план выдвигается группа Боба Марли «The Wailers», третий студийный альбом которой стал мировой сенсацией .

С середины 1970-х стиль рэгги стал общемировым культурным феноменом, а Боб Марли — символом этого явления. Элементы рэгги проникают в различные музыкальные стили, а его ритмика привлекает множество слушателей и музыкантов .

Направления

Матисьяху

С регги тесно связаны направления ска ( ska ) и toasting , предшествовавший хип-хопу . Тостинг — произнесение своих комментариев к песне поверх звучащей музыки во время импровизированных уличных дискотек, которые на Ямайке устраивали владельцы звуковых систем .

  • ( Early reggae ). Время появления: 1968 год. Исполнители: The Maytals, The Pioneers, Desmond Dekker , Jimmy Cliff и другие. Его впоследствии стали иногда называть Skinhead reggae . Связано это с тем, что в Британии раннее регги было популярно в субкультуре традиционных скинхэдов . Исполнители: Laurel Aitken , , и другие.
  • ( Roots reggae ) — стиль, возникший на основе раннего регги и ритмики барабанов Наябинги, (обрядовые барабанные сессии, названные в честь мифологической принцессы Наябинги), основной ритм — «уан-дроп» ( one drop ), позже стали использоваться «халф-дроп» ( half drop ) и «рокерс» ( rockers ), но «уан-дроп» всё равно доминирует. Тематика текстов — религиозная, растафарианская. Время возникновения: конец 1960-х. Исполнители: Альфа Блонди , The Abyssinians, Burning Spear, Culture, Ли «Скрэтч» Перри , Боб Марли , Steel Pulse и другие.
  • Даб ( Dub ) — инструментальное переложение музыки реггей, где на передний план выходит ритм-секция , а все остальные инструменты и, иногда, вокал вступают периодически. Для последних характерно использование различных звуковых спецэффектов (эха, реверберации, фазера, частотных фильтров), что придаёт музыке мистический, медитативный и психоделический характер. Основные герои даб-музыки не исполнители, а звукорежиссёры. Именно опыты с миксованием треков и привели к появлению нового стиля. Исполнители: Ли «Скрэтч» Перри , Scientist , Кинг Табби и другие. В дальнейшем стиль приобретает свои ответвления, иногда никак не связанные с регги, отходя от первоначальных экспериментов ямайских звукорежиссёров по приданию произведениям регги нового звучания, становясь отдельным направлением, сближающимся с электронной музыкой . Происхождение даба связано с упомянутыми выше уличными дискотеками, для целей которых обрабатывалась музыка .
  • Дансхолл ( Dancehall ) — танцевальное направление, возникшее в начале 1980-х.
  • ( Euro Reggae ) — стиль, возникший в результате эволюции из регги-фьюжн в начале 1990-х и непосредственно связанный с евродэнс -музыкой этого периода. Жанр наиболее известен благодаря всемирному хиту «All That She Wants» шведской евродэнс-группы Ace of Base . Многие исполнители (например, DJ BoBo , E-Rotic , Fun Factory , Mr. President , Rollergirl , Yaki-Da ) использовали в своей музыке элементы евро-регги и регги-попа.

Растафари

Рэгги на Ямайке в большинстве случаев связано с растафарианством , религиозным течением, распространившемся в XX веке на острове и представляющем своеобразное смешение христианства с иудаизмом, причём, что немаловажно, с определённым расовым уклоном. В характерной манере новых африкано-американских религиозных течений, во множестве появлявшихся в первой половине XX века, растафарианство настаивает на том, что Иисус Христос и все библейские герои были темнокожими, избранный народ иудейский — негроидная раса, а Земля Обетованная — это Эфиопия . Под Вавилоном , в котором вынуждены пребывать пленённые растафарианцы (и из которого ожидается Исход), подразумевается весь Западный мир, порабощённый капиталистической системой. Представителем Бога Джа (Jah — сокращение от Иеговы ) на Земле считался эфиопский император Хайле Селассие I , до воцарения на троне в 1930 именовавшийся Рас Тэфэри Мэконнын (то есть князь Тэфэри Мэконнын) — отсюда и термин «растафарианство» .

Другие направления

  • Менто ( англ. mento) — ямайский народный музыкальный стиль, предшественник ска и регги. В менто обычно используются акустические инструменты: акустическая гитара , банджо , и маримбула — инструмент в форме коробки, на котором можно сидеть во время игры. Менто часто путают с калипсо , музыкальным стилем из Тринидада и Тобаго . У обоих стилей много общего, однако отличаются по форме. Менто сочетает традиционные африканские мотивы и влияние европейской музыки. В текстах менто юмористически поётся о жизни бедного человека. Менто был наиболее развит в 1950-х годах, в 1960-х перешёл в ска, хотя до сих пор играется на Ямайке , особенно в туристических районах.
  • Калипсо — афрокарибский музыкальный стиль, образовавшийся на Тринидаде и Тобаго в XX веке , произошёл от западноафриканского , был популярен в 1950-х годах . Корни калипсо возникли в XIX веке у африканских рабов на сахарных плантациях. Исполнитель калипсо («Рычащий лев») в своей книге «Калипсо из Франции в Тринидад, 800 лет истории» ( англ. Calypso from France to Trinidad, 800 Years of History) говорит, что калипсо произошло от музыки средневековых французских трубадуров. Восходит в своих истоках к традиционным африканским жанрам «иронического» пения (тексты калипсо, как правило, носят сатирический, моралистический или даже социально-критический характер, комментируют актуальные, новостные, злободневные темы, часто посвящены тяжелой доле негров, жителей Тринидада). Исполнители калипсо расширили границы свободы слова, тексты их песен передавали все новости о жизни на острове, включая политические. Когда английская власть на острове усилилась, цензура стала тщательно отслеживать слова песен, но калипсо продолжало быть источником новостей. Для калипсо характерны вопросо-ответная форма пения (запевалы и хора), использование полиметрии и полиритмии, нарочито ускоренное произнесение текста. Первые записи калипсо сделанные «Lovey’s String Band» появились в 1912 году. Первые звёзды появились в конце 1930-х годов: это Аттила ДеХун, Роринг де Леон и Лорд Инвадер под руководством Лорда Китшенера записывались вплоть до 2000 года. Элементы калипсо также внедрились в джаз , что наблюдается в таком стиле как калипсо-джаз.
  • Роксте́ди («rock steady», «rocksteady») — музыкальный стиль, существовавший на Ямайке и в Англии в 1960-е . Основа стиля — карибские ритмы на 4/4, с повышенным вниманием к клавишным и гитарам . Рокстеди появилась на Ямайке в конце первой волны ска . Рокстеди был более медленным и плавным, чем ска, рисунки бас-гитары стали более ярко выраженными и мелодичными (в отличие от преимущественно «шагающего» баса в ска), а гитара только чётные. Использовались барабаны новой формы, а роль духовых была уменьшена (вероятно, в связи с дороговизной инструментов). Есть легенда, что лето 1966 года выдалось слишком жарким, и посетители танцзалов не могли танцевать быстро, как этого требовало ска. Другим главным отличием рокстеди от ска стали тексты . Они были несколько морализаторскими, воспевали нравственные ценности ( любовь , дружбу, труд) на понятном простым людям (например, люмпенизированным кингстонским руд-боям ) языке . Эта нравоучительность была унаследована регги. Известными исполнителями рокстеди были Боб Марли , Деррик Морган, Филлис Диллон и другие. Одной из самых популярных песен была композиция «Rocksteady» Элтона Эллиса. В конце 1960-х исполнители рокстеди стали посещать с гастрольными турами Англию , где, особенно в портовых городах, была сильна ямайская диаспора . Вскоре рокстеди стали слушать и белые рабочие. С возникновением субкультуры скинхедов ритмы рокстеди проникли в .
  • Ска ( англ. Ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов , а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как труба , тромбон и саксофон . Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии. В 1964 году в рамках Всемирной выставки в Нью-Йорке в качестве музыкального символа Ямайки были представлены исполнители ска. Если первоначально ска было под большим влиянием американского ритм-энд-блюза и рок-н-ролла , то с середины 60-х ска стало вбирать элементы соул , что привело к трансформированию ска в рокстеди ( 1966 1968 ) — музыку с другим, более медленным ритмом
  • Ра́гга , раггама́ффин ( англ. raggamuffin — «оборванец») — ошибочное название цифрового дэнсхолла 80-х, стиля танцевальной музыки, первоначально ямайской , представляющий собой вариацию регги, и отличающийся речитативным вокалом, преимущественно звучащим под аккомпанемент электронных инструментов. Название приобрело популярность среди туристической среды в 70-80 гг. «Раггой» туристы называли все возможные направления ямайской музыки. Изначально «raggamuffin» — оборванец, житель гетто. Казус вызван, видимо, тем фактом, что для жителя Ямайки регги и есть «ragga» — то есть музыка бедных, музыка из Гетто
  • Реггето́н ( исп. reggaetón , англ. reggaeton) — музыкальный стиль и танец, возникший в Панаме и Пуэрто-Рико под влиянием регги, дэнсхолла и хип-хопа , и получивший широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна , а также среди латиноамериканцев, проживающих в США . Реггетон возник в начале 1990 -х годов, вобрав в себя влияние ямайской музыки регги, техно -музыки, рэпа, а также традиционных стилей пуэрто-риканской музыки — и . Сходен с североамериканским хип-хопом : ритмичная музыка в сочетании с рэп-речитативом; последний обычно читается на испанском языке. В середине 90-х стиль проникает в среду латиноамериканцев, живущих в США , при этом местная молодёжь воспринимает это направление музыки с большим энтузиазмом — отчасти благодаря современному звучанию, а отчасти благодаря его латиноамериканскому происхождению. Хотя реггетон испытал большое влияние хип-хопа, было бы неправильным считать его просто «испанизированной» версией этого стиля, поскольку реггетон имеет несколько иной ритм . Реггетон с лёгкостью сочетает в себе несколько различных стилей. От регги в нём есть немногое, несмотря на то, что причастные к нему утверждают, что его ритм является новой ступенью в эволюции ритма регги. Второй составляющей реггетона является собственно рэп или речовка (fraseo) которую в городе Колон ( Панама ) называют «el ton» (тон).

Фильмы

  • «Reggae» (1970) — документальный
  • « Тернистый путь » ( англ. The Harder They Come) (1972) — художественный
  • « Рокеры » ( англ. Rockers) (1978) — художественный
  • « Вавилон » ( англ. Babylon) (1980) — художественный
  • « Кантримэн » ( англ. Countryman) (1982) — художественный
  • «Reggae — The Story of Jamaican Music» (2002) — документальный
  • «Радуга» (2005) — документальный
  • «Made in Jamaica» (2006) — документальный
  • «Roots Time» (2006) — художественный
  • « Марли » (2012) — документальный

Литература

На русском
  • Горбут А. В. Ямайский Патуа и сила языка в музыке Регги //Сумма философии. Вып. 7. — 2007.
  • Рахманина М. Популярные молодёжные субкультуры конца XX-начала XXI вв //Редколлегия. — С. 128.
  • Сосновский Н. Хайле Селассие, песенки рэгги и мифы исторического сознания //Иностранная литература. — 1992. — №. 8-9. — С. 281—288.
  • Дэвид Кац. Начало начал. Внятная история регги (фрагмент книги) // Московский книжный журнал
На прочих языках
  • Stephen Davis and Peter Simon, Reggae International (1982)
  • Stephen Davis and Peter Simon, Reggae Bloodlines, rev. ed. (1979, reissued 1992)
  • Malika Lee Whitney and Dermott Hussey, Bob Marley: Reggae King of the World, 2nd ed. (1994)
  • Kevin O’Brien Chang and Wayne Chen, Reggae Routes (1998)
  • Chuck Foster, Roots, Rock, Reggae: An Oral History of Reggae Music from Ska to Dancehall (1999)
  • Lloyd Bradley, Prince Buster. This Is Reggae Music: The Story of Jamaica’s Music. Grove Press (2001)
  • Steve Barrow, Peter Dalton. The Rough Guide to Reggae. Rough Guides; 2nd edition (2001)
  • Dave Thompson, Reggae & Caribbean Music (2002)
  • Jonathan Runge. Rum & Reggae’s French Caribbean. (Rum & Reggae series). Rum & Reggae Guidebooks Inc (2003)
  • Lou Gooden. Reggae Heritage: Jamaica’s Music History, Culture & Politic. 1stBooks Library (2003)
  • Steve Barrow and Peter Dalton, The Rough Guide to Reggae, 3rd ed., rev. and expanded (2004)
  • Peter Manuel with Kenneth Bilby and Michael Largey, Caribbean Currents: Caribbean Music from Rumba to Reggae, rev. and expanded (2006)

Примечания

  1. Зайцев Александр. (неопр.) . Кругосвет . Дата обращения: 13 марта 2012. 31 мая 2012 года.
  2. (неопр.) . Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки. Дата обращения: 13 марта 2012. Архивировано из 31 мая 2012 года.
  3. . euronews . 2018-11-29. из оригинала 29 ноября 2018 . Дата обращения: 30 ноября 2018 .
  4. (англ.) . ich.unesco.org. Дата обращения: 30 ноября 2018. 29 ноября 2018 года.

См. также

Ссылки

  • Андрей Горохов. [lib.ru/CULTURE/MUSIC/GOROHOW/muzprosvet.txt Музпросвет] (рус.) . Дата обращения: 12 марта 2012.

Same as Регги