Interested Article - Кашетирование

Кашети́рование , каши́рование , кашети́рованный форма́т — разновидность широкоэкранных кинематографических систем , использующих стандартную 35-мм киноплёнку и сферические ( аксиально-симметричные ) объективы , при этом располагая изображение на поперечном кадре меньшей, чем у классического формата , высоты . При кинопроекции кашетированного фильма также используется сферический объектив с фокусным расстоянием , меньшим, чем для фильма классического формата, чтобы получить на более широком экране изображение с соотношением сторон от 1,66:1 до 2:1 .

Размеры и расположение кашетированного кадра 1,66:1 (слева) и 1,85:1

Разновидности кашетирования

Кашетирование может быть двух видов: явное и скрытое («жёсткое» и «мягкое» каше) . При явном кашетировании в киносъёмочном аппарате используется маска — « каше » — затеняющая изображение кадра сверху и снизу . Чаще всего это сменная кадровая рамка с уменьшенной высотой.

Форматы с явным кашетированием являются версиями классического, кадр которого уменьшен по высоте, давая широкоэкранное изображение. Однако чаще применяется скрытое кашетирование, когда обрезка изображения происходит только в процессе печати фильмокопий или кинопроекции .

Впервые такая технология была применена в 1953 году киностудией « Парамаунт », выпустившей на экраны фильм « Шейн » с кашетированием до соотношения 1,66:1 . При съёмке фильма в классическом формате кинооператор размещал сюжетно важные детали в пространстве, обозначенном в видоискателе дополнительной рамкой, ограничивающей высоту кадра сверху и снизу. Примечательно, что такой фильм мог быть показан как в широкоэкранном, так и в обычном варианте без нарушения композиции кадра. Возможность обычного показа расширяла потенциальную аудиторию, позволяя демонстрировать картину в кинотеатрах , не приспособленных для широкоэкранной проекции.

Удачное техническое решение многие кинокомпании начали применять для своих фильмов, уже снятых до этого в классическом формате. Эксперименты с обрезкой уже готового кадра показали, что при соотношении 1,85:1 становятся неизбежными потери лба и подбородка на крупных планах . Пик популярности кашетирования пришёлся на 1953—54 годы, пока анаморфированная киносистема « Синемаскоп » ещё не получила распространения .

В фильмокопиях кашетированных форматов большая часть площади киноплёнки занята межкадровым промежутком и не используется, а полезная площадь кадра меньше, чем у классического .

При «оптической» технологии фильмопроизводства печать негатива с явным или скрытым кашетированием происходила контактным способом . С узкоплёночного негатива « Супер-16 » осуществлялась оптическая печать с увеличением . С анаморфированных и широкоформатных негативов оптическим способом с уменьшением также могли изготавливаться кашетированные копии с потерей части изображения при пансканировании . В современном кинематографе кашетированные фильмы чаще снимаются в одном из производственных форматов с последующей оптической печатью или цифровой трансформацией в кашетированный формат фильмокопии.

Применение

Два самых распространённых стандарта предусматривают соотношение сторон кашетированного кадра 1,66:1 и 1,85:1 . Первый получил наибольшее распространение в Европе , второй — в США и Северной Америке. Ширина такого кадра — 20,96 мм на киноплёнке соответствует ширине кадра классического формата, а высота принимается равной 12,62 мм для формата 1,66:1, и 11,33 мм для формата 1,85:1. Независимо от конечного соотношения сторон кадра, положение его верхней границы стандартизировано и находится на 1,6 мм ниже края классического. Изменяется только положение нижней границы . Это позволяет избежать ошибок при зарядке фильмокопий в кинопроекторы и обеспечить правильное положение границ кадра на экране. Развитие цифровых технологий кинопроизводства и кинопоказа привело к исчезновению «европейского» кадра, повсеместно вытесненного соотношением 1,85:1 под названием «Flat».

Кашетированные форматы считаются простейшей технологией широкоэкранного кинематографа, поскольку основываются на стандартном киносъёмочном, кинокопировальном и кинопроекционном оборудовании. Кашетированный фильм может быть показан любой 35-мм киноустановкой в обычном кинозале: требуется только увеличение экрана. Вместе с тем, кашетированные форматы уступают классическому и всем анаморфированным по информационной ёмкости изображения вследствие малой площади кадра . Кашетированные фильмы характеризуются более заметной зернистостью, пониженной устойчивостью кадра и невысокой световой отдачей кинопроектора из-за небольших размеров кадрового окна . Однако в настоящее время кашетирование используется в кинопроизводстве чаще анаморфирования вследствие повсеместного распространения цифровых технологий, предусматривающих сканирование негатива и последующие монтаж и обработку изображения при помощи компьютера . Значительно возросшее за последние десятилетия фотографическое качество киноплёнок позволило отказаться от форматов с большой площадью кадра в пользу кашетированных, более удобных в кинопроизводстве и прокате.

См. также

Примечания

  1. ↑ , с. 66.
  2. , с. 471.
  3. ↑ , с. 14.
  4. ↑ , с. 46.
  5. , с. 42.
  6. , с. 45.
  7. Martin Hart. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 28 мая 2012. 12 августа 2012 года.
  8. , с. 43.
  9. , с. 30.
  10. , с. 15.
  11. , с. 47.
  12. , с. 68.

Литература

  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М.,: Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1979. — С. 14,15.
  • Б. Н. Коноплёв . Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Н. А. Майоров. (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2012. — № 2 (24) . — С. 45—48 . — ISSN .
  • // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 35—48. — 214 с.

Ссылки

Same as Кашетирование