Ревизионизм (марксизм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ревизиони́зм (от англ. «пересмотр, изменение») — пейоративный термин, указывающий на отступления от исходных постулатов и выводов марксизма , который был распространен во внутрипартийных конфликтах марксистов XX века. В своем строгом и точном смысле обвинение в ревизионизме сводится к отказу от исходного для марксизма метода материалистической диалектики или утверждению неких взглядов, противоречащих ему. На практике обвинение в ревизионизме часто имело конъюнктурное содержание. Впервые оно было использовано в немецкой социал-демократии по отношению к концепции Эдуарда Бернштейна , объявившего о необходимости «ревизии» марксизма в новых исторических условиях.
Оригинальным российским течением стал « легальный марксизм », выдвинувший аргументы в пользу возможности и прогрессивности капитализма в России. Первой книгой, в которой были изложены эти идеи, стали изданные в 1894 году «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» П. Струве , который позднее вспоминал:
В развитии мировой экономической мысли моя книга, насколько мне позволяет сказать мое знакомство с литературой предмета, была первым проявлением того, что позже стало известно под именем марксистского или социал-демократического «ревизионизма».
— «Мои встречи и столкновения с Лениным» .
Первенство Струве признаёт В. И. Ленин в статье «Принципиальные вопросы избирательной кампании» (1911 год), где он, критикуя российских либералов, пишет, что их воззрения — не «боевой ревизионизм, поднимающий „знамя восстания“ (хотя бы даже так, как это делал Бернштейн в Германии около 10 лет тому назад, а в России Струве лет 15 назад или Прокопович несколько позже)» . П. Берлин в статье «О бернштейнианстве» писал :
Не Бернштейн первый указал на эту необходимость внести поправку в распространенное представление о марксизме. В этом отношении, как и во многих других, его опередил Струве.
— « Жизнь », февраль 1901 года, С. 120.
Основным произведением российского ревизионизма стала напечатанная в 1899 году в Германии на немецком языке работа Струве «Марксова теория социального развития. Критический опыт». Её ключевая идея состоит в том, что главное достижение Маркса — материалистическое понимание истории — противоречит марксистской концепции социальной революции .
Направление просуществовало недолго, идеологи «легального марксизма» быстро эволюционировали в сторону монархизма и религиозной мистики. Любовь Аксельрод вспоминала:
Г. Бердяев вместе с г. Булгаковым стремительно, с головокружительной быстротой пролетели путь от Маркса к православию, от интернационального социализма к русской православной церкви.
Да и вообще, так называемые легальные марксисты сапогов своих еще не износили, в которых ходили в марксистскую редакцию «Нового слова», как измена была налицо.
Кратковременное поверхностное увлечение молодости было для них чем-то вроде гегелевой антитезы .
Бернштейн утверждал, что вывод Маркса относительно неизбежного кризиса капитализма не подтверждается и движение к социализму возможно при условии, что массовые социалистические партии будут стремиться к предвыборному сотрудничеству с другими прогрессивными силами. Бернштейн выступал за реформы в противовес революции. Он писал:
Демократия есть начало и конец в одно и то же время. Она — средство введения социализма и форма реализации социализма… Демократия в принципе уничтожает господство класса, даже если она пока не в состоянии упразднить классы вообще… Демократия есть высшая школа компромисса.
Термин «ревизионизм» использовался советской пропагандой для обозначения любых мнений относительно стратегии и тактики рабочего движения , отличавшихся от точки зрения политического руководства СССР .
Так, в «Декларации совещания коммунистических и рабочих партий социалистических стран», принятой в 1957 году, говорилось, что главной опасностью является «ревизионизм, иными словами, правый оппортунизм , как проявление буржуазной идеологии, парализующей революционную энергию рабочего класса , требующей сохранения или восстановления капитализма. Однако догматизм и сектантство могут представлять также основную опасность на отдельных этапах развития той или иной партии. Каждая компартия определяет, какая опасность для неё представляет в данное время главную опасность» . Союз коммунистов Югославии , который другие компартии неоднократно обвиняли в ревизионизме, не поддержал этот документ .
Коммунистическая партия Китая заявляла, что XX съезд КПСС , а затем и XXII съезд КПСС увели КПСС в сторону ревизионизма . Об этом же заявляла коммунистическая Албанская партия труда .
Антиревизионизм играет важную роль в самоидентификации маоизма и ходжаизма .