Баскетт, Лина
- 1 year ago
- 0
- 0
Фотограмма — изображение, полученное фотохимическим способом, без применения фотоаппарата . Предмет помещают на фотобумагу или плёнку, и освещают лампой так, чтобы на фотоматериал попала его тень . Специфической особенностью фотограммы является то, что в момент экспозиции свет не отражается от предметов, а проходит сквозь них. Непрозрачные предметы запечатлеваются на фотограмме в виде светлых силуэтов . Исторически фотограмма стала первой технологией фотографии , и предшествовала способам оптической фиксации изображения камерой-обскурой . Томас Веджвуд и Гемфри Дэви изготавливали недолговечные фотограммы уже в 1802 году, за два десятилетия до изобретения гелиографии Ньепсом .
Ещё в 1830-х годах один из создателей фотографии Уильям Генри Фокс Тальбот получал выразительные силуэтные отпечатки кружева, цветов, листьев непосредственно на светочувствительной бумаге. Но скоро эта лаконичная техника отступила перед богатством тонов и разнообразием изобразительных сюжетов, которые стали доступны традиционной теперь фотографии, фиксирующей изображение с помощью объектива . В середине XIX века художники используют фотопечать для тиражирования графики — рисунок, сделанный иглой на покрытом темным лаком стекле, служил негативом. Эту технику, разработанную в 1822 году Нисефором Ньепсом , называли гелиографией .
В 1920-х годах расширением творческих возможностей фотоискусства, поисками независимого от воздействия живописи и графики органического художественного языка фотографии активно занимались художники-авангардисты Ман Рэй , Мохой-Надь , Эль Лисицкий и другие. Среди прочего они обратили внимание на технику фотографирования без камеры, которую стали называть фотограммой. Она предоставляла заманчивую возможность уйти от изобразительного буквализма обычного фотоснимка, от привычной перспективы (от которой отказывалась и авангардистская живопись), позволяла «остранить» — сделать неожиданно острым и эффектным изображение привычных предметов. И, наконец — уйти от преображенной реальности к беспредметности, к «фиксации игры рассеянной светотени». «Организованные светотеневые эффекты обогащают наше видение», — утверждал Мохои-Надь. Наибольшую известность получили работы Ман Рея, выполненные в такой технике, и получившие название рейограмма по фамилии художника . Позднее фотограммы, выполненные с помощью рентгеновских лучей, также получили название «рейограмм» .
С 1980-х годов фотограммы создаёт британка (англ.) (.
В России практическое применение светописи началось буквально в первые месяцы после обнародования принципов фотографирования. Русские ученые не только проявили живой интерес к факту открытия фотографических процессов, но и приняли плодотворное участие в их изучении и усовершенствовании.
В 1839 году академик И. Х. Гамель (1788—1862) отправился в Англию. Там он познакомился с Тальботом и его изобретением. В мае — июне 1839 года Гамель прислал в Петербург снимки с описанием способа Тальбота. Затем прислал аппарат и снимки по способу Ньепса и Дагера. Впоследствии Гамель получил от родственников Ньепса 160 документов по истории изобретения фотографии — письма Нисефора Ньепса , Дагера , и других.
В России первые фотографические изображения получил русский академик Юлий Федорович Фрицше . Это были фотограммы листьев растений, выполненные по способу Тальбота.
Современной цифровой фототехникой и цифровой обработкой можно имитировать процесс изготовления фотограммы. Для этого потребуется:
Поскольку изображение формируется снизу, то в процессе установки света и выстраивания композиции для удобства и наглядности можно использовать зеркало, или поворотный откидной жк-экран камеры на штативе. Для полноты имитации полученные фотографии можно обратить в негативные в графическом редакторе .
В отличие от аналогового метода изготовления фотограмм, в цифровой фотограмме автор имеет бо́льшую возможность представлять конечный результат и принимать более полное участие в его формировании.
Фотограмма может быть использована в рекламной, художественной и технической фотографии.