Студийский устав
- 1 year ago
- 0
- 0
Студи́йский монасты́рь ( греч. Μονή Στουδίου) — самый значительный монастырь средневекового Константинополя . Основан у берега Мраморного моря византийским патрикием (и бывшим консулом ) Флавием Студием в 462 году . В 465 году в монастырь переселилась часть общины акимитов (неусыпающих). Во время смут и ересей студийские монахи были известны своей приверженностью православию, за что были изгнаны из Константинополя иконоборцем Константином V . Сопротивление иконоборчеству продолжили игумен Савва (деятельный участник Никейского собора 787 г. ) и его преемник св. Феодор Студит . Тогда в монастыре был разработан устав , принятый впоследствии Афоном и другими православными обителями по всему миру и названный студийским . Влияние монастыря на жизнь церкви было таково, что три студийских монаха закончили жизнь патриархами, а императоры Михаил V , Михаил VII и Исаак I приняли схиму в этой обители. Есть мнение о том, что в лучшие годы число братии достигало семисот насельников. Студийский монастырь подвергся разрушению при разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 года и при взятии города турками в 1453 года . Конюший Баязида II превратил соборный храм Иоанна Предтечи (который восходит ещё к V веку ) в мечеть Имрахор (то есть «мечеть конюшего»), но даже это не спасло его от разрушения пожарами 1782 и 1920 годы . Землетрясение 1894 года довершило разрушение студийских построек. В 1895—1914 годы территории монастыря действовал Русский археологический институт под руководством профессора Фёдора Успенского .
Студиты впервые доказали свою преданность православной вере во время раскола Акакия (484—519); они также оставались верными во время иконоборческих споров в восьмом и девятом веках. Они были изгнаны из монастыря и города императором Константином V (741—775); однако после его смерти некоторые из них вернулись. Игумен Савва Студит ревностно защищал православное учение от иконоборцев на Втором Никейском соборе (787). Его преемником стал Феодор Студит , которому монастырь обязан большей частью своей славы и который особенно способствовал академическому и духовному изучению. При правлении Феодора монахи также несколько раз подвергались преследованиям и изгонялись, некоторые из них были преданы смерти. Ученик Феодора, Навкратий, восстановил порядок после того, как иконоборческий спор подошёл к концу. Игумен Николай (848—845 и 855—858) осмелился перечить патриарху Фотию , за что подвергся заточению в собственной келье. Ему наследовали пять настоятелей, которые признали патриарха. В это время блестящий период Студийского монастыря подошёл к концу. В середине XI века, во времена правления игумена Симеона, монах по имени Никита Стифат , ученик Симеона Нового Богослова , подверг критике некоторые обычаи латинской церкви в двух книгах, которые он написал об употреблении опресноков, субботе и браке священников.
Что касается интеллектуальной жизни монастыря в других направлениях, то он особенно знаменит своей знаменитой школой каллиграфии, основанной Феодором. Культивировалось искусство освещения рукописей, и многие блестящие изделия монастырского скриптория в настоящее время находятся в Венеции, Ватикане и Москве (например, Хлудовская псалтырь ). Псалтырь Феодора, созданная в монастыре в двенадцатом веке, находится в коллекции Британской библиотеки . Из древнерусских паломников описания монастыря оставили Антоний Новгородский (ок. 1200 ) и Стефан Новгородец (ок. 1350 ).
В восьмом и одиннадцатом веках монастырь был центром византийской религиозной поэзии; ряд гимнов до сих пор используются в православной церкви. Помимо Феодора и Никиты, известен ряд других писателей-богословов.
В 1204 году монастырь был разрушен крестоносцами и полностью восстановлен только в 1290 году Константином Палеологом. Русские паломники Антоний (ок. 1200) и Стефан (ок. 1350) были поражены размерами монастырской территории. Считается, что в то время в монастыре укрывалось до 700 монахов. Большая часть монастыря была вновь разрушена, когда турки завоевали Константинополь в 1453 году.
В феврале 2013 года храм был передан для реконструирования в мечеть .