Эклектика
- 1 year ago
- 0
- 0
Эклектика (от др.-греч. ἐκλεκτός — « выбирающий », « отбирающий ») — художественное направление в архитектуре, ориентированное на использование в одном сооружении различных форм искусства прошлого в любых сочетаниях ; обычно проявляется в периоды смены больших художественных систем .
В русской/советской историографии термин «эклектика» долгое время употребляли в качестве синонима термину « историзм ». Для разграничения этих понятий и устранения в термине «эклектика» негативных смысловых коннотаций, появившихся на рубеже XIX—XX веков, историки декоративно-прикладного искусства приняли термин «историзм» . Большинство современных российских исследователей русской архитектуры XIX века продолжают использовать термин « эклектика » .
Эклектика в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве представляет собой сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления зданий или художественных изделий, имеющих иной смысл и назначение. Эклектика в искусстве обычно служит эффектной декорацией для произведения культуры, ещё не выработавшей собственного стиля . Поэтому эклектика в большинстве случаев означает отсутствие стилевой целостности .
В отличие от приверженцев популярного в конце XIX — начале XX века историзма , где от творца требуется соответствие идеи композиции выбранному стилизуемому образцу (своего рода ностальгия ) , творческий метод архитектурной эклектики предполагает выбор отдельных стилевых компонентов с целью создания оригинального и внешне привлекательного произведения независимо от функции постройки .
Эклектика может проявляться в композиции здания историзма в качестве смешения разнородных форм ( Дворец правосудия в Брюсселе ) . Она может соединять как родственные стили (римский тип храма с греческими колоннами), так и совершенно различные (ренессансный портик рядом с египетскими колоннами, мавританскими оконными проёмами и готическим шпилем). Выбор продиктован временны́ми (как в историзме) или территориальными (как в ) особенностями .
Элементы эклектики присутствуют в архитектуре разных стран и эпох. Например, в архитектуре эллинизма в качестве соединения традиций эллинского и ближневосточного искусства, в архитектуре поздней Римской империи в произвольной комбинации форм, заимствованных из строительного искусства Греции , Египта и Передней Азии .
В XI веке в романской архитектуре южной Италии ( Кафедральный собор Палермо , Палатинская капелла ) эклектика проявилась в арабо-нормандском стиле .
Развитие эклектики в 1830-е годы связано с кризисом эстетики классицизма и стремлением архитекторов к большей творческой свободе . В архитектуре и декоративном искусстве с середины XIX века эклектика стала сложным, многосоставным псевдостилем в оформлении построек новых типов: крупных административных и зрелищных зданий, доходных домов , промышленных и транспортных сооружений. Мотивы готики , Ренессанса и барокко на крупных фасадах образовывали дробную сетку декора. Свобода выбора и размещения мотивов в эклектической архитектуре подготовляла вольное изобретение мотивов в последующие периоды .
В России термин «эклектика» впервые употребил Н. В. Гоголь . В статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831) Гоголь вопрошал: почему бы в Петербурге не строить помимо «греческих и римских храмов» готические башни, мавританские минареты и китайские пагоды ? После несколько наивных призывов к расширению исторических прототипов писатель делает ряд замечаний о «мнимости» и «прекрасном мираже хорошей эклектической архитектуры» . Гоголь подчёркивал атектоничные качества «архитектуры умного выбора» (так он интерпретировал греческое слово «эклектика»). В его фантазиях архитектура представляет собой некие висящие в воздухе ажурные арки, галереи, лоджии . Под влиянием Гоголя написана статья его друга, литератора Н. В. Кукольника в редактируемой им «Художественной газете» :
« Наш век эклектический; во всём у него характеристическая черта — умный выбор ». Архитекторы " со вкусом стали преодолевать «столбовое однообразие » (имеются в виду ордерные колоннады классицизма)… « Роды архитектуры перемешиваются и производят новые… ».
Отсутствие чётко сформулированных формальных критериев и хаотичное соединение разнородных элементов вызывали критику и придали термину «эклектика» негативную окраску. Тем не менее, эклектический метод широко использовался для парадного строительства (здания музеев, театров, вокзалов, торговых пассажей и др.) . Эклектика проявилась также в архитектуре постмодернизма XX века .
Е. И. Кириченко выделяла следующие периоды эклектики (считая историзм одним из её этапов) :
В. Г. Лисовский отмечает принципиальное отличие «историзма» от «эклектики»; последнее направление на раннем этапе стремилось к идентичности оригиналу, а на позднем приобрело большую самостоятельность. А. Л. Пунин называет метод эклектики середины XIX века « ретроспективным стилизаторством» и отмечает развитие в последней трети века «эклектического стиля» внутри эклектики . В. Г. Власов подчёркивает в эклектике «искусственное, вторичное соединение элементов содержания и формы, имеющих различное происхождение» . В. С. Горюнов и М. П. Тубли отмечали «переходный характер» архитектуры эклектики, преодолённый позднее «антиэклектической направленностью» искусства модерна .
Некоторые представители архитектурного направления: