Interested Article - Балдугийн Шарав

Балдуги́йн Ша́рав ( также Ма́рзан Ша́рав ; монг. Балдуугийн Шарав ; 1866 1939 ) — монгольский художник , портретист , мастер агитационного плаката и иллюстратор , основоположник современного монгольского изобразительного искусства.

Биография

Ранние годы и образование

Шарав родился в 1869 году в Дзасагту-ханском хошуне Дзасагту-ханского аймака Внешней Монголии (ныне сомон Тайшир аймака Говь-Алтай ) в местности, называемой «зимовье Белого перевала» ( монг. Цагаан давааны өвөлжөө). Он был вторым из трёх сыновей одинокой матери Норжин, поэтому вместо отчество стал именоваться по деду по материнской линии — Балдугийн. Как ребёнок, прижитый от бродячего ламы , был отдан в хошунный монастырь Арын-хурэ, где стал хувараком и получил буддийское имя Лувсаншарав. В монастыре Шарав начал обучение буддийской иконографии, проявив замечательные способности к живописи (так, рассказывали, что он мог нарисовать икону- танка без предварительного линейного рисунка, а однажды изобразил бурхана на рисовом зерне). Прожив в Арын-хурэ 10 лет, в 1889 году Шарав покинул родину и пешком добрался до монгольской столицы Урги .

Жизнь и работа в Урге

Портрет Богдо-гэгэна VIII
«Великая дакини Дондогдулам »

В Урге Шарав поселился в Бизья-аймаке, к которому был приписан его родной хошун, в кухонной юрте его настоятеля, дархан- цорджи ; затем в доме ламы Балдан-Хачина. Шарав продолжал своё художественное образование, попутно зарабатывая заказами на написание танка . Был завсегдатаем злачных заведений ургинского ; увлекался игрой в кости. Уже к концу XIX века Шарав создал собственную художественную мастерскую, которая участвовала в оформлении таких ургинских религиозных центров, как Гандантэгченлин , , а также вновь строившегося в 1904 - 1908 годах храма Чойжин-ламы , будущей резиденции брата Богдо-гэгэна и государственного оракула Монголии . В течение двух последующих десятилетий эта мастерская эволюционировала в полноценную новую школу монгольской иконографии , одним из ярких представителей которой стал Д. Манибадар . К этому времени относится одна из знаменитых работ Шарава в традиционном стиле тибето-монгольской иконографии — « Зелёная Тара ».

Постепенно Шарав приобрёл известность; в начале 1910-х годов создал ряд портретных работ высших лиц буддийской иерархии Монголии: выполнял заказы главы Бадамдоржа , написал портрет Лувсандондова, а через него получил заказ на написание парадных портретов самого Богдо-гэгэна и его супруги Дондогдулам . В этих портретах, выполненных с фотографий в композиционном плане вполне в духе традиции, Шарав применяет и такое новшество, как светотень ( монг. гэрэл зураг), а также добивается портретного сходства, что для буддийской иконографии не было обязательным требованием.

Параллельно с этим Шарав занимался и бытописательной живописью. В начале XX века им были созданы несколько масштабных панно, посвящённых повседневной жизни кочевников: « Дойка кобыл », « Один день в Монголии ». Первая из них представляет собой изображение обрядов народного празднества кумыса во всей их последовательности, а вторая показывает обыденную жизнь монголов в её самых разнообразных аспектах. Согласно традиции, именно благодаря ей Шарав получил прозвище Марзан — «шутник»: Богдо-гэгэн, разглядывая полотно, заметил среди прочих изображённых на нём жанровых сценок пару любовников, к которым подкрадывается муж.

Творчество после Народной революции

После Народной революции 1921 1924 годов Шарав оказался активным сторонником МНРП , написал портреты Сухэ-Батора и Цэрэндоржа ; несколько раз изображал В. И. Ленина (плакат « Лампочка Ильича », а также непосредственно портрет Ленина, который был позднее выбран Сухэ-Батором для своего кабинета).

Шарав был создателем монгольского агитационного плаката . Первый плакат Шарава — «Прочная и непрочная юрта ». Непрочная юрта олицетворяла обанкротившееся автономное правительство Богдо-гэгэна , а прочная — новое, народное правительство МНРП . По его рисункам были созданы первые монгольские почтовые марки и первые денежные знаки новой Монголии. В плакатах широко развернулось также и сатирическое дарование художника, в них он высмеивал феодалов и лам.

Шарав пробовал себя и в качестве художника-иллюстратора; так, он создал ряд иллюстраций для монгольского издания романа Даниэля Дефо « Робинзон Крузо »

Интересные факты

Литература

Примечания

  1. Ломакина И. И. Монгольская столица, старая и новая. — М., Тов-во научных изданий КМК, 2006. — ISBN 5-87317-302-8 — c. 78
  2. Бадмажапов Ц.-Б. Буддийское изобразительное искусство // Буряты. М.: Наука, 2004. — ISBN 5-02-009856-6 — с. 469
  3. Искусство социалистических стран Азии и Латинской Америки. Всеобщая история искусств. Т.6, кн.2., 1966
  4. Д. Гангаа .

Same as Балдугийн Шарав