Interested Article - Иисус Навин

Иису́с Нави́н (Иисус сын Нави́н, др.-евр. ‏ יְהוֹשֻׁעַ בִּן נוּן ‏‎, Иехошу́а бин-Нун ; в исламе Йуша бин Нун или Юша ибн Нун ) — библейский персонаж, согласно Ветхому Завету ( Танаху ), предводитель еврейского народа в период завоевания Ханаана , преемник Моисея . Его деятельность подробно изложена в Книге Иисуса Навина .

Существование Иисуса Навина, а также достоверность его жизнеописания в Библии является предметом споров среди библеистов и историков.

В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Иисуса Навина передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа Iosue вместо Iesus , также равно как и в исламской традиции Юша вместо Иса , в то время как в греческой православной традиции оба зовутся Иисус (поэтому к имени первого обычно прибавляется Навин или сын Навин , в то время как для западной традиции это излишне).

В православной традиции Иисус Навин почитается как праведный , память совершается 1 сентября по юлианскому календарю и в неделю святых праотец .

Иисус Навин (фреска X века , монастырь Осиос Лукас )

Жизнеописание

Происходил из колена Ефремова , именуется Навин по имени отца — Навин, или Нон (Нун) . Носил первоначально имя Осия ( др.-евр. ‏ הושע ‏‎ — Хошеа), но был переименован Моисеем в Иисуса ( др.-евр. ‏ יהושע ‏‎ — Йехошуа), когда был послан разведчиком с представителями других одиннадцати колен ( Чис. ).

Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта , он руководил еврейским войском когда « Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами » ( Исх. ), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея, пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями.

Непосредственно после смерти Моисея к Иисусу явился Бог и сказал ему:

«…встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата , всю землю Хеттеев ; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь твёрд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;» ( Нав. )

Перед взятием Иерихона Иисусу Навину является «вождь воинства Господня» ( Нав. ) и даёт указания как взять город ( Нав. ). Получив этот знак поддержки Небесных сил, евреи под предводительством Иисуса атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета . На седьмой день войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Пощадили только блудницу Раав и её родню за то, что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (Иисус Навин, глава 6).

Далее, вступив в Землю обетованную , он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью, как и в Иерихоне. Пять царей — иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский — объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражении на его стороне, бросая с неба камни в войско неприятеля:

«Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом». ( Нав. )

Во время этого сражения Иисус Навин, согласно Библии, остановил на небе Солнце и Луну , чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «...стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим» ( Нав. ). Этот рассказ в Книге Иисуса Навина ссылается на содержащую его и, по-видимому, более древнюю « Книгу Праведного ».

Пять царей, потерпев поражение, спрятались в одной из пещер. Но они были обнаружены, и Навин приказал убить их и повесить на деревьях. Затем еврейское войско захватило города Макед, Ливна и Лахис. Все жители этих городов были поголовно истреблены. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон :

«И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и всё дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы , и всю землю Гошен даже до Гаваона;» ( Нав. ,)

После покорения и раздела земли он мирно скончался и погребён на горе Ефремовой ( Нав. , , Нав. ,). Незадолго до смерти призывал свой народ: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» ( Нав. ).

В Новом завете Иисус Навин упомянут в « Послании к Евреям » ().

Иисус Навин останавливает солнце. Гравюра Гюстава Доре

В исламе

В исламе Иисус Навин отождествляется с пророком Юшой ибн Нуном , который был послан к сынам Израиля после пророка Мусы (Моисея). Юша был сыном сестры Мусы и продолжателем его дела. Судил на основании законов Таурата (Торы). Юша родился в Египте, был учеником Мусы и его помощником. Вместе с Мусой и народом Израиля ушёл из Египта. Сопровождал Мусу, когда тот встретился с Хидром . Юша был в составе разведывательной группы, которая собирала сведения о амаликитянах. В отличие от своих спутников, Юша и Калиб ибн Юкна (Халев) не испугались амаликитян и выступили за начало войны с ними. Толкователи Корана считают, что под упомянутыми в аяте 5:23 «двумя благочестивыми людьми» имеются в виду Юша и Калиб: «Двое богобоязненных мужчин, которым Аллах оказал милость, сказали: „Входите к ним через ворота. Когда вы войдёте туда, вы непременно одержите победу. Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими“» . Израильтяне отказались воевать и даже попытались убить Юшу и Калиба, забрасывая их камнями . В наказание Аллах запретил израильтянам в течение сорока лет вступать на территорию Ханаана .

Накануне своей смерти Муса назначил Юшу руководителем израильтян. Юша в течение 6 месяцев осаждал город Ериху (Иерихон). После показанных чудес, ему удалось захватить город. После захвата Ерихи израильтяне под руководством Юши двинулись на завоевание других городов Ханаана , и в течение семи лет покорили все города и селения этого региона. Среди чудес Юши упоминается то, что когда израильтяне, которые шли в направлении Ерихи, подошли к реке Иордан, воды реки раздвинулись и они сумели пересечь реку и подойти к городу. Во время осады одного из городов Юша стал молить Аллаха о помощи, и в это время произошло землетрясение, и стены этой крепости рухнули. Перед своей смертью он назначил вместо себя лидером израильтян Калиба ибн Юкну. Похоронен предположительно в Наблусе или Алеппо .

Интересные факты

Примечания

  1. Макаров Е. Е. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXI : « Иверская икона Божией матери Икиматарий ». — С. 713. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7 .
  2. (неопр.) . Дата обращения: 5 апреля 2009. 29 марта 2009 года.
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. 1Пар.
  5. аль-Кахф
  6. аль-Маида
  7. ↑ .
  8. аль-Маида
  9. Брашнов, Д. Г. Удивительная астрономия / Меламед А. М.. — ЭНАС-КНИГ, 2016. — 208 с. — ISBN 978-5-91921-205-8 .

Литература

  • Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  • Д.В. Щедровицкий . . — Москва: Теревинф, 2014.
  • // И. Финкельштейн и Н. А. Зильберман «Раскопанная Библия. Новая точка зрения археологии на древний Израиль и происхождение его священных текстов»
  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. I: Сентябрь, День 1.

Ссылки

См. также

Same as Иисус Навин