Лили Буланже родилась 21 августа 1893 года в Париже.
Росла в музыкальной семье: отец — композитор, преподаватель вокала в
Парижской консерватории
. Мать — певица Раиса Мышецкая, родилась в
Санкт-Петербурге
. Её дедушка Фредерик Буланже был известным виолончелистом, а её бабушка Джульетта — певицей. Талант Лили проявился в возрасте двух лет, когда
Габриель Форе
, друг семьи, а затем один из её учителей, обнаружил, что у нее абсолютный слух. Ее родители поощряли музыкальное образование своей дочери. Лили сопровождала свою десятилетнюю сестру Надю на уроках в Парижской консерватории до того, как ей исполнилось пять лет, вскоре после этого она изучала теорию музыки и училась играть на органе у
Луи Вьерна
. Лили научилась читать ноты в шесть лет, раньше, чем буквы. Первые фортепианные уроки ей дал Габриель Форе. Отличалась слабым здоровьем, училась дома. От её ранних сочинений сохранился лишь ми-мажорный «Вальс» (1906). Она также пела и играла на фортепиано, скрипке, виолончели и арфе. Среди её учителей были
Марсель Турнье
и
Альфонс Хассельманс
.
В 1909 году Лили Буланже поступила в Парижскую консерваторию. В 1913 году стала первой женщиной, получившей
Большую Римскую премию
за кантату «Фауст и Елена». Премьера сочинения в театре Шатле в ноябре того же года имела большой успех, композитор была принята в
Елисейском дворце
президентом Франции
Раймоном Пуанкаре
.
В 1914 году как лауреат Римской премии Буланже четыре месяца провела в Риме на вилле Медичи, поездка была прервана начавшейся
Первой мировой войной
.
Автор инструментальных, вокальных и хоровых сочинений, духовной музыки. Писала музыку к стихам
Мюссе
,
Метерлинка
,
Леконт де Лиля
,
А. Самена
,
Ф. Жамма
. Оставила незавершенной оперу «Принцесса Мален» (по одноименной драме Метерлинка).
Pièce
, pour violon ou flûte et piano (sans titre)
Sous-bois
, pour chœur à 4 voix et piano
Nocturne
, pour flûte ou violon et piano ou orchestre
Renouveau
, pour chœur à 4 voix mixtes et piano ou orchestre
Maïa
, cantate pour soprano, ténor, basse et piano
Frédégonde
, cantate pour soprano, ténor, basse et piano
Soleils de septembre
, pour chœur mixte à 4 voix et piano ou orgue
Les sirènes
, pour chœur à 3 voix de femmes et piano ou orchestre
Le soir
, pour chœur à 4 voix et piano ou orchestre
Reflets
, pour voix et piano
La tempête
, pour chœur à 3 voix d’hommes et piano ou orchestre
Soir d’été
, pour chœur à 4 voix et piano
La source
, pour chœur et piano ou orchestre
Fugue
, pour 4 voix (1912)
Attente
, pour voix et piano
Le retour
, pour voix et piano
Hymne au soleil
, pour contralto, chœur mixte et piano ou orchestre
La nef légère
, pour chœur à 4 voix et piano
Pour les funérailles d’un soldat
, pour baryton, chœur mixte et piano ou orchestre
Fugue
, pour 4 voix (1913)
Soir sur la plaine
, pour soprano, ténor, chœur mixte et piano ou orchestre
Faust et Hélène
, cantate pour mezzo-soprano, ténor, baryton, chœur et orchestre
D’un jardin clair
, pour piano
D’un vieux jardin
, pour piano
Cortège
, pour violon ou flûte et piano
Thème et variations
, pour piano
Clairières dans le ciel
, cycle de treize mélodies pour voix et piano
Dans l’immense tristesse
, pour voix et piano
Psaume 24 : La terre appartient à l’Éternel
, pour ténor, chœur mixte, orgue et orchestre
Psaume 129 : Ils m’ont assez opprimé
, pour baryton, chœur d’hommes et orchestre
Psaume 130 : Du fond de l’abîme
, pour contralto, ténor, chœur mixte et orchestre
Vieille prière bouddhique
, pour ténor, chœur mixte et piano ou orchestre
D’un matin de printemps
, pour violon, violoncelle ou flûte et piano ou orchestre
D’un soir triste
, pour violon ou violoncelle et piano ou orchestre
La princesse Maleine
, opéra en 5 actes d’après le drame de Maurice Maeterlinck (inachevé)
Pie Jesu
, pour soprano, quatuor à cordes, harpe et orgue
Признание
Сочинения Лили Буланже исполняются сегодня известными артистами и коллективами — такими, как
Оркестр Ламурё
, хор
Монтеверди
, Филармонический оркестр
Би-би-си
, Лондонский филармонический оркестр (дирижёр
Джон Элиот Гардинер
). Учреждена премия Лили Буланже.