Шейх Худайдод Вали
(Шайх Худойдоди Вали) родился в
1461 году
в городе Кармана (Навоийский область),
Узбекистан
. Генеалогическое древо
шежере
Шейха Худайдода Вали восходит к самому пророку
Мухаммаду
(САВ). Сведения о
шежере
сохранены в таких источниках, как «Манокиби Шайх Худойдод Вали», «Хужжат уз-зокирин», «Тухфатул-зоъирин»
Насир ад-дин ибн амир Музаффара
, «Ламахот», «Самария». Учился в известной тогда медресе Жавзония (Жафония) в Самарканде, медресе
Улугбека
(1477—1482) и
Бухарском
медресе имени «Мулла Мухаммада».
Был учеником —
мюридом
видного в Средней Азии последователя
Ясавия
тариката джахрия
суфиийского
Шейха . После его смерти стал наставником яссавистов. Шейх Худайдод Вали занимался активной пропагандой ислама и учения
Яссави
. Вел весьма скромную жизнь. Шейх Худойдод Вали Азизон через свою поэзию передавал мудрость и философию суфиев. В своих произведениях он воспевал и Всевышнего и человека, наставляя на путь справедливости, помощи нуждающимся, упоминая о том, что все народы являются творениями Всевышнего и имеют равные права. Однажды побывав в Карнабе, Шейх Худойдод Вали был очень удручён и возмущён тем, как издевается над простым народом местный бек. Совсем скоро эмир Бухары организовал праздник. Было принято, чтобы народные гулянья сопровождались состязаниями пахлаванов. Пахлаван-боец
кураша
Шейх Худойдод Вали повалил не одного соперника, и был признан победителем. А когда эмир пригласил пахлавана — победителя и спросил, чего он желает в качестве награды, Худойдод Вали не преминул воспользоваться возможностью и попросил эмира установить справедливость в Карнабе. Так народ Карнаба был освобождён от тирании бека. Шейх вёл крайне скромный, почти бедственный образ жизни. Но не позволял себе принимать дары вельмож. И
Бухарский
эмир Боки, и
Мухаммед Шейбанихан
всячески пытались приблизить к себе Хазрата Худойдод Вали. Эмир Боки, желая поддержать Шейха, отправил ему несколько мешков зерна, тот не принял подношений. Тогда эмир попросил наставника Худойдод Вали Шейха Джамал ад-дина Азизона повлиять на своего
мюрида
. И только после этого дары были приняты и тут же до последнего зёрнышка розданы вдовам, сиротам и нуждающимся.
. Последние годы жизни жил в селе Газира (Джамбайский район)
Самаркандской
области, умер там же в 12.08.1532 г., над его гробницей был возведен мемориальный комплекс «Шейх Худайдод Вали».
Многие известные люди своего времени, в том числе правители, считали Шейх Худайдода Вали своим духовным наставником. Среди них был потомок Амира Тимура (
Тамерлан
) шах Захириддин Мухаммад
Бабур
, и правители «
Шейбанидов
»
Мухаммед Шейбанихан
,
Абу Саид-хан
,
Убайдулла-хан
.
Потомки
В своей книге «Ламахот» писал, что у Шейха Худайдода Вали было три дочери и один сын:
1) Солих — единственный сын шейха, умер от болезни в возрасте шестнадцати лет, потомства не оставил.
2) Солиха Биби — старшая дочь, умерла в молодом возрасте, потомства не имела.
3) Биби Хадия — имела 3 сына от
Сейида
Такийуддина
.: У Хожа Калона и Хожа Хурда детей не было. В свою очередь, у младшего сына Хожа
Сейид
Абдулбосита детей было много. Одним из известных потомков был
Эшон
Солиххон Маликов. Его потомки до сих пор живут в
Самаркандской
области,
Джамбайский районе
, в селе Газира
.
4) Биби Махзуна — младшая дочь, была в браке с Сеййид Амиршохом. Их дети Амир Санъатилло, Хожа Абдурашид и Амир Бахавуддин.
Примечания
Абдулло С.
(рус.)
// Мысль : Журнал. — Алма-Ата, 2008. — № 3 . — С. 90-91 .
(неопр.)
.
Дата обращения: 3 июня 2016.
Архивировано из 10 июня 2016 года.
Б. В. Норик, Роль шибанидских правителей в литературной жизни Мавераннахра XVI в. // Рахмат-намэ. Спб, 2008. С. 230
(неопр.)
.
Дата обращения: 6 июня 2018.
Архивировано из 3 июля 2018 года.
Shayx Hadoydod Vali
Shayx Hudoydod vali va Sayyid Amir Taqiyuddin avlodlari shajarasi
Buehler, Arthur F. 1998. Sufi Heirs of the Prophe:. The Indian Naqshbandiyya and the Rise of the Mediating Sufi Shaykh. Columbia: University of South Carolina Press.
DeWeese, Devin. 1996. "The Mashā’ikh-i Turk and the Khojagān: Rethinking the Links between the Yasavī and Naqshbandī Sufi Traditions, " Journal of Islamic Studies, 7(2), pp. 180—207.
Farah, Caesar E. 1974. "Rules governing the Šayḫ-Muršid’s conduct, " Numen, 21(2), pp. 81-96.
Feuillebois-Pierunek, Eve. 2007. "La maîtrise du corps d’après les manuels de soufisme (Xe-XIVe siècles), " in C. Mayeur-Jaouen and B. Heyberger eds., Le corps et le sacré en Orient musulman.Special issue of the Revue des mondes musulmans et de la Méditerranée 113—114, Aix-en Provence: Edisud. pp. 91-107.
Gardner, Victoria R. 2006. "The Written Representation of a Central Asian Ṣūfī Shaykh: Aḥmad ibn Mawlānā Jalāl al-Dīn Khwājagī Kāsānī ‘Makhdūm-i Aʻẓam’ (d. 1542), " unpublished PhD Dissertation, The University of Michigan.
Meier, Fritz. 1994. Zwei Abhlandlungen über Die Naqšbandiyya. Istanbul: Franz Steiner Verlag.. 1999. "A Book of etiquette for Sufis, " in Essays on Islamic Piety and Mysticism, tr. J.O’Kane, Leiden & Boston & Köln: Brill. pp. 49-92.
Papas, Alexandre. 2008. «Refonder plutôt que réformer : La Naqshbandiyya non-mujaddidî dans le monde turc (XVI-XVIIIe siècles). Lecture de trois textes naqshbandî makhdûmî», in R. Chih, D.Gril, C. Mayeur-Jaouen eds., Le soufisme en Egypte et dans le monde musulmane à l’époque ottomane. Cairo: IFAO. (forthcoming)
Paul, Jürgen. 1991. Die politische und soziale Bedeuntung der Naqšbandiyya in Mittelasien im 15.Jahrundert. Berlin & New York: Walter de Gruyter. 1998. Doctrine and Organization: The Khwajagan/Naqshbandiya in the First Generation after Baha’uddin. Berlin: Das Arabische Buch.
Reynolds, Gabriel Said. 2000. «The Sufi Approach to Food: A Case Study of Adab», Muslim World, 90(1/2), pp. 198—217.
Schimmel, Annemaire. 1972. «Nur ein störrisches Pferd…,» in Ex Orbe Religionum: Festschrift für Geo Widengren, Leiden: Brill. vol. 2, pp. 98-107.
Abu’l-Baqāʾ b. Ḵᵛāǰa Bahāʾ-al-dīn b. Maḵdūm-e Aʿẓam, Jāmeʿ al-maqāmāt (completed 1026/1617).
Šāh-Maḥmūd b. Mīrzā Fażl Čoras, Anīs al-ṭālebīn (completed ca. 1107/1695-96) and Tārīḵ (completed ca. 1087/1676-77), ed. and tr. O. F. Akimushkin, Pamyatniki pis’mennosti vostoka XLV Moscow, 1976.
Three Maǰmūʿāt of Kāsānī’s resālāt, catalogued in Persidskie i tadzhikskie rukopisi Instituta Narodov Azii AN SSSR (Kratkiĭ alfavitnyĭ katalog), ed. N. D. Miklukho-Maklaĭ, part 1, Moscow, 1964, nos. 3872-3874. Nafīsī, Naẓm o naṯr, pp. 400-01.
Ссылки
— тазкире («летопись деяний», «житие») известного среднеазиатского суфийского шейха XVI в., главы ордена Накшбанди Ходжи Исхака.